Если посторонний человек попадет за кулисы балетного театра и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.
Если посторонний человек попадет за кулисы балетного театра, посидит на репетиции, зайдет в костюмерную или гримцех, посмотрит на подготовку сцены к спектаклю и послушает, что говорят вокруг, ему может показаться, что люди в театре общаются между собой на другом, только им понятном языке.
«Монты опять тещу где попало кинули» — можно услышать за кулисами.
«Монты» — так сокращенно называют монтировщиков сцены, а «теща» — это большой железный груз, которым придавливают нижний край кулис, чтобы тот не колыхался. Этот груз постоянно попадается под ноги, и об него очень часто спотыкаются, потому и «теща».
Балерины делают «кичку» и танцуют в «пальцах», которые нужно сначала «разбить» молотком. На класс ходят «точить носок», торопятся на «спект», а после веселятся на «проставах».
«Кичка» — это прическа балерины. Волосы, собранные на затылке и убранные в специальную сетку. Но чаще все-таки мы называем такую прическу «пучок». Если стрижка короткая, то вместо пучка используются накладки. Выйти на сцену в спектакле классического репертуара («Лебединое озеро», «Спящая красавица» и т.п.) без «пучка» нельзя — это не сценично. Балерины танцуют без пучка только в тех балетах, где это допустимо, обычно — это современные постановки.
«Пальцы» — это пуанты. «Разбить пальцы» значит размять их под ногу и в буквальном смысле разбить молотком в тех местах, где силой рук этого не сделать.
«Точить носок» значит оттачивать мастерство.
«Спект» как можно догадаться — спектакль.
«Простава» — это слово существует в лексиконе многих людей, особенно творческих профессий. Это значит, что кто-то из артистов «проставляется» (выставляет бутылку, угощает друзей) за свою новую партию в спектакле. Это театральная традиция, которую очень почитают «старики», и они обычно очень настоятельно призывают молодых артистов следовать традициям.
Балерины бывают «шагастые» и имеют «иксовые» ноги. На репетициях педагог может попросить поднять «заднюю» ногу выше, а «переднюю» не «заваливать». Еще необходимо «подобрать хвост» и не «проседать в бедре».
«Шаг» балерины — это уровень растяжки, высота, на которую она может поднять ногу.
«Иксовые ноги», «икс» в ногах — это когда колени прогибаются в сторону икры намного сильнее, чем у человека, не занимающегося балетом. У художественных гимнасток тоже бывает «икс» в ногах.
«Задняя нога», «передняя нога» — у артистов балета вообще много определений для двух ног. И «опорная» (на которую переносят основной вес при выполнении движения), и «толчковая» (которой толкаются, делая какой-нибудь прыжок, например), и «рабочая» (которой выполняют основное движение в то время, как другая нога «опорная»). «Задняя нога» — это та, что поднимается или отводится назад, за спину. А «передняя», соответственно, поднимается перед собой, вперед.
«Завал» — это неправильная постановка стопы, при которой происходит завал на большие пальцы ног.
«Подобрать хвост» — это не собрать волосы резинкой, а подтянуть попу.
«Проседать в бедре» значит выпустить бедро из правильного положения, тем самым нарушив целостность позы.
Если у балерины хорошая «птичка» — это красиво. Если «птичка» не достаточно красивая, нужно «сломать подъем».
«Птичка» — это особое положение стопы в вытянутом состоянии. «Сломать подъем» стопы значит сделать его больше. Большой подъем — большой плюс для танцовщика. «Ломают» его, конечно, не буквально, а путем тренировки и особых упражнений.
Еще существует формулировка «стоять у воды». Обычно так говорят о балерине, чья карьера не сложилась, и она во всех спектаклях танцует в последней линии кордебалета, у самой задней кулисы, где часто изображен водоем, как в «Лебедином озере», например.
Еще артисты балета очень довольны, если во время танца им удалось «поймать стояк».
«Поймать стояк» — это значит устоять на одной ноге максимально долго. Это особое мастерство, а не что-то там такое.
Еще балетные частенько любят повторять присказку «Тяжела и неказиста жизнь балетного артиста» или самое любимое: «Класс для бездарных, грим для уродов».
«Балетный класс» — ежедневный тренинг артистов балета, который иногда очень хочется пропустить.
«Грим для уродов», конечно, шутка. Просто иногда грим — это трудоемкий процесс, который отнимает много времени и доставляет дискомфорт коже. Сейчас полноценный макияж с использованием театрального грима делают только те артисты, которым нужно перевоплотиться в какого-нибудь персонажа. Тогда используются и накладные носы, и всевозможные хитрости, выполняемые профессиональными гримерами. Те, кто танцует «человека», обходятся обычным макияжем, просто делают его поярче и клеят накладные ресницы (девушки).
«Забыл порядок, переходи на шене» — совет-шутка на все времена. «Шене» — это такое движение, которое смотрится эффектно, занимает место на сцене и им можно заполнить музыку, если вдруг танцовщик во время танца забыл порядок движений. Такое редко, но случается. Все мы люди.
Вот такой краткий словарь балетного сленга, который поможет быть «в теме».