Питер Пэн и Алиса в стране чудес (2020) — обзор фильма, интересные факты о съемках
Давайте посмотрим на новую сказку с потрясающей Анджелиной Джоли. Несмотря на то, что съемочной группе предстояло создавать удивительные фантастические миры, авторы фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» не слишком рассчитывали на визуальные эффекты.
«Я не хотела идти по пути фильма Тима Бёртона «Алиса в стране чудес», – объясняет Чепмен. – Я не стремилась даже пытаться соревноваться с ним или пробовать вклиниться на эту территорию. Я сочла, что наша история слишком реалистична для этого. Поэтому не хотелось перебарщивать с эффектами».
Нетландия, Страна Чудес и викторианская Англия
«Весь мир сделан из веры, доверия и пыльцы фей» — «Питер Пэн», Дж. М. Барри.
«Наш фильм не снимался на фоне хромакея, – добавляет Ричардс. – Мы старались сдерживать себя в визуальных эффектах. Даже когда дети оказываются в своих реалистичных фантазиях, мы использовали эффекты, которые лишь слегка изменяют реальный мир. Например, в сцене, когда Алиса бросает копьё, вы увидите полёт настоящего копья. И лишь когда оно воткнётся в землю, вы поймёте, что это – обычная ветка».
Съёмки фильма начались летом 2018 года в Великобритании. Сцены в викторианской Англии и в удивительных мирах Нетландии и Страны Чудес снимались в реальных локациях и в настоящих зданиях.
«Викторианскую реальность без труда можно найти в нашей стране, – говорит Спринг, – поэтому мы решили использовать этот шанс».
Для создания переплетённых друг с другом миров Чепмен и продюсеры пригласили в закадровую команду художника-постановщика Лучану Арриги («Усадьба Хауардс-енд», «Разум и чувства»), ветерана в области дизайна костюмов Луизу Стьернсворд («Пассажирка», «Отель «Мэриголд»: лучший из экзотических») и оператора Джулса О’Лафлина («Телохранитель киллера», «Падение ангела»).
«Больше всего мне понравилась перспектива создать частичную реальность и в декорациях, и в реквизите, – говорит Арриги. – Неожиданно для себя начинаешь замечать элементы фэнтези, так что с трудом можешь поверить своим глазам».
«Мне понравился сценарий, – признаётся Стьернсворд, – особенно та его часть, которая касалась этноса. Когда снимаешь фильмы, действие которых происходит в викторианскую эпоху, как правило, имеешь дело с одними и теми же стариками, которые изображают викторианскую массовку. У нас же были удивительные, интересные персонажи в невероятных костюмах. Любой дизайнер о такой работе может только мечтать».
Главной сложностью для Чепмен и её команды стали костюмы легендарных персонажей – синее платье с передником у Алисы и зелёный костюм со шляпой у Питера Пэна. Герои должны быть узнаваемыми, но при этом не слишком выделяться в реальном мире.
«Костюм Питера не совсем такой, каким он был, например, в фильме Disney, – отмечает Стьернсворд. – Аналогичный костюм я не видел ни в одном другом фильме. Наш был, по идее, сшит для Питера его матерью».
Самой важной локацией был дом Литтлтонов, который должен был казаться реальной постройкой. При этом должно было быть понятно, что такой дом подпитывает детское воображение. «Мне хотелось увидеть маленький домик из сказки, – объясняет Чепмен. – Что-то необычное, из мира фантазий».
Идеальная локация была найдена неподалёку от Эйлсберри в английском Бакингемшире – очаровательный дом XVI века.
«Постройка была по-настоящему древней, крыша была сделана из соломы, – восхищается Йейтс. – Она создавала непередаваемую атмосферу». Впрочем, там снимались только экстерьерные сцены на фоне дома и в саду. Интерьеры же были выстроены в павильонах студии Twickenham Studios в Лондоне. «Снаружи постройка впечатляет, – говорит Арриги, – но внутри это ощущение терялось. Нам нужно было показать, что героиня Анджелины – заботливая мать и хозяйка в доме, мы хотели оформить детские спальни по-особому и так далее. Всё то, что вырисовывалось в моём воображении, нужно было выстроить и обставить».
Учитывая невероятную занятость Джоли, интерьеры для финального месяца съёмок пришлось выстраивать заново в павильонах одной из студий в Долине Сан-Габриэль в Лос-Анджелесе, над этим работала местная команда декораторов. «Анджелине очень понравился сценарий, и она хотела сниматься в этом фильме, – вспоминает Ричардс, – но она сразу заявила: «Я смогу взяться за эту роль, только если съёмки будут в Лос-Анджелесе». Мы ответили, что были рады это услышать, но выполнить её пожелание будет весьма проблематично. Любая смена локации сопряжена с дополнительными трудностями».
Арриги признаётся, что её пугал переезд в Лос-Анджелес: «Я никогда не работала в Лос-Анджелесе, там я только получала премии и посещала различные вечеринки. Мне нравится работать с британскими командами, поэтому Штаты меня, конечно, пугали. Но, когда мы приехали на место и начали работать, я подумала: «Это же здорово!» Команда из Лос-Анджелеса отлично справилась с поставленными задачами».
Переезд в Лос-Анджелес для юных актёров стал настоящим приключением.
«Мне не терпелось увидеть пляжи и аттракционы, – говорит Нэш. – Анджелина была очень гостеприимна. Она отправила нас в зал игровых автоматов вместе со своими детьми и дала карточку на неограниченное количество игр. Затем мы поехали к ней домой, где был здоровенный бассейн».
Помимо сцен в доме Литтлтонов, съёмочная группа работала на различных лондонских локациях, включая Сомерсет-хаус и доки на верфи Батлера. Эти сцены особенно понравились Ойелоуо. «Я живу в Лондоне большую часть жизни, но даже я не видел столько потаённых уголков этого города, – признаётся он. – Мы с Майклом Кейном снимались в сцене в небольшом и очень старом пабе, который, казалось, совершенно не изменился за последние два столетия. Ещё одна запоминающаяся сцена снималась в Сайон-хаусе3. Вместе с Дереком Джекоби мы снимались в так называемой «Галерее» – той самой комнате, где оказалась Покахонтас во время своего визита в Великобританию. Однако больше всего мне запомнились съёмки в знаменитой тюрьме в районе Клеркенвелл, в камерах которой томились преступники, ожидающие отправки в Австралию. Это было мрачное, леденящее кровь место».
«Съёмки оказались очень сложными, потому что это ветхое и затхлое место, – объясняет Чепмен. – Нам приходилось периодически подниматься на поверхность, чтобы глотнуть свежего воздуха, перед тем как вновь спускаться вниз. Зато мы сумели запечатлеть уникальную, мрачную атмосферу казематов».
Последней и, пожалуй, самой впечатляющей локацией стал Большой Виндзорский лес, в котором снимались сцены игр младших Литтлтонов и удивительные проходы в Нетландию и Страну Чудес. «Воплощать в жизнь фантастические детские миры Бренде помогло воображение, – считает Кан. – Она создавала реалистичные декорации, которые гармонировали с фантастическими мирами. Для демонстрации воображаемых миров каждого из детей она использовала разные цветовые гаммы. Поэтому сцены, в которых дети отправляются в свои фантастические миры, визуально отличаются друг от друга».
Кроме того, Чепмен решила обрамлять кадры обильной растительностью, чтобы у зрителей появилось ощущение, что они подглядывают за происходящим из кустов или прячась за деревом.
«Это стало основой для их истории, – говорит режиссёр, – или, если хотите, рамой для картины. Этот приём создавал ощущение, что вы не просто смотрите за развитием событий, но и сами являетесь их участником. Именно так я обычно смотрю анимационные фильмы. Я всегда относилась к мультфильмам, как к книгам, которые можно открыть, а потом оказаться внутри, прямо на страницах. Именно так я рассказывала и историю фильма».
Несмотря на то, что «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» стал игровым дебютом Чепмен, она отнюдь не казалась новичком ни актёрам, ни специалистам закадровой группы. «Никогда бы не сказал, что это её первый игровой фильм, – признаётся Ойелоуо. – Больше того, я считаю, что с режиссёром анимации работать в чём-то даже интереснее. Она постоянно сфокусирована на структуре фильма, на постановке кадра и весьма экономно оценивает, какие сюжетные вехи важны для всей истории в целом, а какими можно пожертвовать. Она крайне эффективно работает и бескомпромиссна в вопросах, которые, по её мнению, важны для создания истории».
«С ней очень легко работать, потому что она всегда открыта для диалога, – вторит коллеге Чэнселлор. – Ей можно было сказать: «Слушай, Бренда, а можно я попробую вот это?», и она охотно обсуждала это с тобой. Она всегда прислушивалась к нашим пожеланиям и предложениям, но при этом всегда держала в памяти и своё видение той или иной сцены. Ну и, кроме того, она сама по себе просто милейший человек».
Открытость и мягкость Чепмен были особенно актуальны в работе с детьми.
«Бренда – удивительный режиссёр, – говорит Чанса. – Она отлично знает, как общаться с детьми. Работать с ней легко и весело. Она всегда готова помочь и поддержать, она не только наш режиссёр, но и наша подруга. Особенно её поддержка была кстати в сценах, когда нам нужно было заплакать. Бренда отводила нас в сторонку и настраивала нас. Было очень приятно и спокойно от уверенности в том, что она всегда готова помочь».
«Она просто чудо, – соглашается Нэш. – Она относится с пониманием к актёрам, не жалеет времени на разговоры и объяснения. А кроме того, у неё удивительная фантазия».
Поиск баланса
«Во всем есть мораль, только надо уметь её найти» ~ «Алиса в стране чудес», Льюис Кэрролл
В работе над фильмом «Питер Пэн и Алиса в стране» чудес особенно трудно было балансировать между драмой и приключениями, скорбью и фантазиями, тьмой и светом, особенно во время монтажно-тонировочного периода.
«Бренда сняла фильм со множеством неоднозначных элементов, – говорит Спринг, – и в первую очередь это гибель ребёнка, ставшая катализатором всех последующих событий. От этой трагедии никуда не денешься. Зрители непременно не только прочувствуют скорбь утраты, терзавшую семейство, но поймут, какие решения каждый из членов семьи принял после этого трагического события и почему».
Говоря о горьком чувстве утраты, Гудхилл отмечает: «Надеюсь, в финале будет понятно, что надежда куда важнее отчаяния. Я бы хотела, чтобы зрители покидали кинотеатр воодушевлёнными. Хочется верить, что фильм оставит в их сердцах ощущение чуда».
Кинематографисты уверены, что картина будет интересна взрослым настолько же, насколько и детям. Это будет поистине семейное кино. «Я надеюсь, что юные зрители будут ассоциировать себя с героями картины и поймут, что фантазировать – это хорошо, – говорит Кан. – Нет ничего зазорного в том, чтобы играть в вымышленных мирах. А взрослые, в свою очередь, поймут, что нужно принимать свои чувства и реагировать на них соответственно, надо уметь найти ребёнка в самом себе и крепко его обнять».
Чепмен верит, что именно воображение объединяет всех нас – и взрослых, и детей. И не важно, уносит ли оно нас в страну вечной молодости на далёкий, дикий остров или оказывается в глубине кроличьей норы в фантасмагорическом отражении нашей реальности. Подойдёт и любой другой вымышленный мир. Вообще, не обязательно хорошо знать сказки «Питер Пэн» и «Алиса в Стране чудес», чтобы по достоинству оценить фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес».
«Я хотела бы, чтобы зрители поняли, насколько значимую роль играет воображение в нашей жизни, насколько важны наши внутренние переживания, – говорит режиссёр. – Нужно давать подсознанию волю, освобождать душу, если хотите. Юные герои нашего фильма освобождают свои души, пытаясь бороться со скорбью. Это лечит их, помогает им двигаться дальше. Каждый из нас делает это по-своему, но нет ничего зазорного в том, чтобы найти свой путь».
Разумеется, фильм также предложит новое прочтение двух хорошо известных всем сказок, которые теперь станут ещё популярнее, чем были.
«Во время просмотра вас ожидает масса сюрпризов, – обещает Чепмен. – У вас уже есть своё представление об этих сказках. Мы же предложим свою необычную трактовку. И дело тут не только в том, что Питер и Алиса оказываются братом и сестрой, чего ещё никто не делал до нас. Мы решили сделать героев темнокожими. Это совершенно новый подход к знакомым всем сказкам и тому что они собой олицетворяют».
«Это универсальная история, – резюмирует Ойелоуо. – История, которая, надеемся, будет понятна каждому, потому что в ней говорится о самой природе вещей в нашем мире. Именно поэтому я просто не мог отказаться от своей роли».