Что такое маркировка одежды и для чего она необходима. Внедрение маркировки в 2021 году — перечень товаров, последние новости. Почему возникла необходимость в отсрочке, изменения.
Содержание
- Что это такое
- Зачем нужна маркировка
- Сложности внедрения
В прошлом году было объявлено, что до 1 января 2021 года одежда и текстиль должны быть промаркированы. Но у предпринимателей все еще оставались проблемы с выполнением требований правительства, возникало много вопросов по поводу маркировки остатков, предельных сроках и возможных штрафах за нарушение. Что известно об обязательной маркировке одежды с 2021 года – последние новости.
Что это такое
Пилотные проекты плавно переходят в России в разряд обязательных. Уже реализуются с кодами маркировки парфюмерия и обувь, автомобильные шины и лекарственные средства. Начиная с нового, 2021 года, продажа этих товарных категорий запрещена, если на них нет кода Data Matrix.
На очереди эксперимент по маркировке отдельных видов молочной продукции, пива и пивных напитков, курительных смесей, минеральной воды и других товаров. С 2021 года намечена к введению и маркировка одежды — последние новости освещают ход событий, размещают противоречивые сведения о сроках.
Уже известен перечень изделий, которыми предприниматели и предприятия должны заняться в первую очередь, даны подробные разъяснения о сроках и целях предпринимаемых властями усилий. В единую информационную систему «Честный ЗНАК» должны вносить сведения следующие участники товарооборота:
- отечественные производители;
- импортеры;
- дистрибьюторы;
- оптовые компании и розничные магазины.
Зачем нужна маркировка
Маркировка (не путать с чипизацией, которая просто исключает возможность кражи товара из магазина) направлена на исключение из ассортимента контрафактной продукции, дает возможность отследить происхождение изделия от производителя до конечного покупателя и защитить последнего от возможных подделок. Процесс маркировки в упрощенном виде выглядит следующим образом:
- Заказав на сайте «Честный ЗНАК» код маркировки, производитель должен распечатать его на принтере и наклеить на изделие.
- Оптовая компания сверяет коды маркировки с электронным документом, регистрирует в «Честном ЗНАКЕ» получение товара. При отгрузке в розничные магазины сопровождает каждую партию товара электронным УПД.
- Ретейлер отмечает приемку одежды от дистрибьютора через оператора электронного документооборота и продажу покупателю с помощью онлайн-кассы. Данные о выбытии из оборота каждой единицы товара передаются в «Честный ЗНАК».
Сложности внедрения
Покупатели, наслышанные о новшествах, уже начинают обращать внимание на наличие законодательно обусловленной маркировки и требовать ее наличие на предметах одежды и текстильных изделиях. Прежде всего предпринимателям необходимо пройти регистрацию на сайте «Честный ЗНАК». Работа с маркировкой одежды проходит несколько этапов:
- Передачу информации о партии для внесения ее в базу данных.
- Заказ кодов маркировки и оформление универсальных передаточных документов на каждый вид товара.
- Собственно маркировку — нанесение кодов на этикетки или бирки.
- Установку сканеров штрихкодов для приемки товара и продажи в кассовой зоне.
- Обновление программного обеспечения на кассах для передачи данных в систему.
Все это требует не только вложения денег, но и обучения работников, налаживания приемки и возможного возврата товаров. Расходы неминуемы и достаточно весомы. Это покупка двухмерных сканеров, принтеров для печати этикеток, обновление программ, регистрации в системе и заключение договора с ОФД.
Проект постановления, опубликованный Минпромторгом об отсрочке и продлении сроков маркировки товаров легпрома, означает, что сложности возникли у всех. Поэтому и предоставляется время для их преодоления.
Но товары из перечня одежды и текстиля уже не могут продаваться без маркировки. Это просто срок, который отведен для того, чтобы привести бизнес-процессы в соответствие с законом. Продажа без кодов Data Matrix незаконна, а за нарушение предусмотрено наказание — крупные штрафы и даже уголовная ответственность.
Цель создания системы — борьба с нелегальным товарооборотом, выведение с рынка контрафакта. Однако это означает финансовую и прочую нагрузку на бизнес, необходимость до 1 апреля промаркировать все остатки. С этого дня все, что не получило код от «Честного ЗНАКа», будет незаконным.
Итоги
В 2021 году вступает в действие система маркировки текстильных изделий и предметов одежды, перечень которых утвержден Распоряжением Правительства от 28.04.2018 РФ № 792-р. Вступление в действие было запланировано на 1 февраля, однако Минпромторг предложил ввести отсрочку до 1 апреля.
Производители и ретейлеры не успевают промаркировать товары, приобретенные и произведенные до 1 января текущего года. Введение системы означает существенные расходы для представителей бизнеса. Все, что не будет промаркировано, становится нелегальным и не может поступать в продажу.