Что может быть общего между выдающимися картинами – «Поцелуй» и «Девушка с жемчужной серёжкой», «Рождение Венеры» и «Крик»? Давайте рассмотрим восемь шедевров, которые нам так давно знакомы, что мы уже перестали в них вглядываться.

Вы удивитесь, но в каждом из них есть своя странность, свой секрет, который обычно ускользает от зрителя. И если вы его увидите, вы сможете по-новому взглянуть на эти картины.

Гобелен из Байё (конец 11-го века)

Гобелен из Байё
Источник: Википедия

Неизвестные женщины, чьи имена давно канули в Лету, тысячу лет назад вышили гобелен длиною в 70 м, на котором изображены события времён нормандского завоевания Англии.

Эти женщины были не только искусными и неутомимыми мастерицами, но и самыми настоящими рассказчицами и летописцами.

Копьё (или стрела), пронзающее глазницу короля Гарольда в конце гобелена представляет собой нюансы повествования, из которых сплетён весь эпос. Всего лишь один стежок мастерицы – и перед нами исход битвы при Гастингсе.

Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры» (1482-1485)

Рождение Венеры
Источник: Википедия

Спиральный завиток золотых волос на правом плече Венеры развевается под дуновением ветра, словно крохотный двигатель прямо на вертикальной оси полотна. Такой завиток совершенных форм – это никак не случайное изображение.

Аналогичная вращающаяся спираль, наблюдаемая в стремительных атаках хищных птиц и в изгибах раковин,с древних времён озадачивала людей. В 17 веке Якоб Бернулли, швейцарский математик, назвал её «чудесной спиралью» (curlspiramirabilis).

Иероним Босх, «Сад земных наслаждений» (1505-1510)

Сад земных наслаждений
Источник: Википедия

Исследователи картины и просто внимательные зрители знают про это яйцо над головой у одного из всадников. Оно находится прямо по центру триптиха на пересечении условных линий крест-накрест.

Но как эта мелкая деталь отражает смысл всего произведения? Некоторые эксперты считают, что Босх хоть и изобразил жуткую картину, он всё же намекает, что выход и спасение существуют. Яйцо – это всегда символ надежды и возрождения.

Ян Вермеер, «Девушка с жемчужной серёжкой» (1665)

Девушка с жемчужной серёжкой
Источник: Википедия

Если вам кажется, что вы видите крупную жемчужину на портрете девушки кисти Яна Вермеера, вам это, действительно, кажется. На самом деле это «игры разума».

Одним движением запястья и парочкой аккуратных мазков белой краски Вермеер ввёл в заблуждение вашу первичную зрительную кору затылочных долей мозга – и вот вы уже видите жемчужину.

Присмотритесь повнимательнее – а ведь там нет ни застёжки, ни петельки, соединяющих эту якобы жемчужину с ушком девушки. Это просто идеальная оптическая иллюзия мастера.

Уильям Тёрнер, «Дождь, пар и скорость» (1844)

Дождь, пар и скорость
Источник: Википедия

Художник почти незаметно изобразил зайца, мчащегося по тёмному пути приближающегося поезда. Он сам указал на зверька перед показом своего произведения в Королевской академии. Но для чего он это сделал?

Дело в том, что заяц символизирует надежду. А за два года до появления картины в 15 км от моста, нарисованного на полотне художника, произошла трагедия: сошедший с рельсов поезд унёс жизни десятка пассажиров.

Бегущий зайчик – это память о катастрофе и размышления о бренности бытия и хрупкости жизни.

Жорж Сёра, «Купальщики в Аньере» (1884)

Купальщики в Аньере
Источник: Википедия

Масштабная картина (2х3 м), изображающая парижских жителей у реки Сены была создана в 1884, а несколько лет спустя Жорж Сёра начал доводить её до совершенства.

Он применил технику крохотных мазков, которые сливались в глазах зрителя, если смотреть на полотно на расстоянии. Художник придерживался стиля пуантилизм и теории цвета от химика Мишеля Шеврёля, говорящей о том, как наложение оттенков создаёт стойкость тона в восприятии.

На этой картине вдалеке видны дымящие трубы. Это свечной заводик, применявший инновационную технологию авторства Шеврёля. Жорж Сёра был благодарен химику за свой прогресс в технике живописи.

Эдвард Мунк, «Крик» (1893)

Крик
Источник: Wikiart

Очень давно бытует мнение, что Мунк увидел перуанскую мумию на парижской Всемирной выставке 1889 года и под впечатлением создал это искажённое кричащее лицо на полотне.

Однако художник больше беспокоился о будущем, нежели об артефактах старины, и очень интересовался развитием технологий. На парижской выставке его скорее поразила огромнейшая инсталляция в виде одной большой электрической лампочки и 20 тысяч крохотных лампочек внутри.

Изобретение Эдисона не могло ускользнуть от внимания Мунка. Кричащее лицо на картине, а точнее, вытянутая вниз челюсть и круглый череп – это прямая отсылка к детищу Томаса Эдисона.

Густав Климт, «Поцелуй» (1907)

Поцелуй
Источник: Wikiart

Страсть и любовь как-то совсем не увязываются с лабораторным оборудованием и микроскопами. Впрочем, картины Климта это не касается.

В 1907 все учёные Вены без устали обсуждали кровяные клетки и тромбоциты. Кстати, за пару лет до этого Густава Климта попросили создать картины на медицинскую тематику для Венского университета.

Тогда там работал Карл Ландштейнер, тот самый учёный-иммунолог, первым выделивший группы крови у человека, а потом создававший безопасный процесс переливания крови.


Источник