Каждый из нас мечтает о финансовой независимости, но не все знают, как прийти к этому. Кто-то работает не покладая рук, другие экономят на самом необходимом. Но есть иной путь — взять под контроль финансы, чтобы тратить меньше, чем зарабатываете, создать финансовую подушку и капитал для инвестиций. Начать стоит с ведения финансового бюджета. Как правильно это делать, рассказала Мария Кузнецова — эксперт по финансам и инвестированию.
Зачем вести семейный бюджет?
У многих людей существует ложное представление о том, что богатые не ограничивают себя в расходах, а экономия и подсчеты – удел бедных. Но это иллюзия. Например, Томас Бун Пикенс, нефтяной магнат с состоянием 1 млрд. долларов, перед посещением магазина составляет список, чтобы ограничить себя от необдуманных трат.
Кроме того, не стоит путать богатых людей и транжир. Первые стараются жить так, чтобы доходы превышали расходы, контролировать и планировать бюджет, чему стоит у них получиться.
Стратегии ведения бюджета
Семейный бюджет – план доходов, расходов и накоплений, описывающий возможности всех членов семьи в определенный период времени. Есть 3 базовых стратегии ведения бюджета:
-
Общий. Деньги всех членов семьи складываются в одно место, и оттуда берутся суммы на расходы. Все, что осталось в конце месяца, откладывается на «черный день», из этих средств создаются накопления на крупные покупки. Плюс такого метода в его простоте и прозрачности. Минусы проявляются, если есть существенная разница в зарплате у супругов, и один из партнеров считает несправедливым, как тратятся деньги.
-
Раздельный. Такой метод ведения бюджета позволяет поддерживать финансовую независимость и не отчитываться перед партнером по расходам. Плюс в том, что минимизируются споры и конфликты из-за денег, но сложно при этом накопить на что-то существенное. Такой тип бюджета больше подходит парам, где оба партнера хорошо зарабатывают и стремятся к самореализации.
-
Смешанный. Считается самым разумным и сбалансированным. В нем есть общие цели и финансовая независимость обоих супругов.
Есть еще одна, более сложная модель бюджета, популярная в США. Она называется 60% Solution. Суть ее заключается в том, что большая часть доходов отводится на фиксированные траты, среди которых налоги, ЖКХ, еда, одежда, здоровье. Оставшиеся средства равномерно распределяются между следующими позициями: пенсионные накопления, развлечения, создание подушки безопасности, непредвиденные расходы. Людям, у которых нет особых трудностей с финансами, и вовсе рекомендуется откладывать на будущую пенсию 20% ежемесячных поступлений.
Конечно, существуют и другие бюджетные стратегии, но для новичков эти будут наиболее понятными и легко применимыми.
Как вести доходы и расходы?
Ведение бюджета поможет понять, от каких трат следует отказаться, или как их сократить. Статьи расходов лучше разделить на несколько групп:
-
основные (ипотека, кредиты, аренда, займы);
-
обязательные (питание, одежда, обувь, транспорт, здоровье, обучение), а также следует откладывать 10% от дохода, чтобы при любой ситуации не уходить в минус;
-
необязательные (уход за собой, развлечения);
-
форс-мажорные (болезнь, поломка машины или бытовой техники).
Каждая семья сама решает, сколько нужно оставлять на непредвиденные расходы. Эта сумма может откладываться отдельно или инвестироваться с тем условием, что взять ее можно сразу.
Как именно записывать расходы, каждый человек тоже определяет сам. Кому-то удобнее писать на бумаге, другие используют таблицу в Excel или мобильные приложения. Главное – начать, а как именно это делать, не важно.
Итак, какой тип ведения семейного бюджета выбрать, решать вам. Оцените плюсы и минусы каждого из них, договоритесь с партнером и начните практиковать. Главное – выработать привычку и регулярно откладывать средства, чтобы создать финансовую подушку, инвестировать и в дальнейшем не переживать по поводу нехватки денег. Это здорово, когда вы можете планировать новые покупки, инвестирование или обучение и с помощью ведения бюджета получать ощутимый результат. Берите финансы под контроль и двигайтесь к богатству и изобилию!