Воспитание детей на Руси всегда было окружено разнообразными обрядами, традициями и поверьями. Суровые условия жизни диктовали достаточно жёсткие правила: важно было обучить детей всем необходимым для самостоятельной жизни навыкам. При этом опыт наших предков хранит много ценных идей, некоторые из которых не утратили своей актуальности и сегодня.

Рождение ребёнка в Древней Руси и обряды, связанные с этим событием

рождение ребёнка

Сакральную роль для материнства играла повитуха. Ею обычно была та женщина, которая не раз успешно принимала роды, сама воспитывала нескольких детей и обладала безупречной репутацией. Первое её действие было в помощь роженице — расплести косы и развязать все узлы на одежде. Считалось, что это действие помогает ребёнку быстрее появиться на свет.

«Это великое предназначение женщины — быть матерью, хранительницей домашнего очага». (В.И. Белов)

В процессе родов повитуха следила за состоянием женщины, оказывала ей поддержку, давал советы и старалась успокоить. Её действия немного напоминают задачи современного акушера — следить за самочувствием матери, принять новорождённого, перевязать пуповину.

Если рождался мальчик, то пуповину перерезали на топорище или стреле для того, чтобы он рос хорошим охотником или мастеровым. Если появлялась на свет девочка, то пуповина отсекалась на веретене, чтобы девочка росла трудолюбивой рукодельницей. Пупок ребёнку перевязывали льняной ниткой, куда вплетались волосы отца и матери.

Роды завершались ритуалом купания малыша. Для этого использовалась специальная вода, в которую добавляли молоко, яйцо и любой серебряный предмет. Согласно поверью, это позволяло защитить ребёнка от сглаза, делало его более здоровым и выносливым.

Детей одевали в рубахи, сшитые не из нового полотна, а обязательно из одежды родителей. Рубашка мальчику шилась из рубахи отца, а рубашка девочки — из рубахи матери. Считалось, что таким образом ребёнок будет защищён родительской силой.

древняя русь

После этого глава семейства брал на руки новорождённого и показывал его Небу и восходящему Солнцу, чтобы жизнь ребёнка была долгой. Затем младенца показывали Огню очага и растущему месяцу, чтобы малыш рос крепким и здоровым. Потом отец прикладывал своего ребёнка в Земле-Матушке и окунал его в Воду. Таким образом, новорождённый представлялся всем Божествам Вселенной, всему Миру, Космосу и отдавался под их покровительство.

Новорождённых обычно называли именем того святого, который был обозначен в календаре. Был и другой вариант: малыши получали имя своего родственника. Чаще всего речь шла о бабушке или дедушке. Считалось, что таким способом ребёнок обретает защиту.

Чему обучали детей на Руси: какие ценности старались привить мальчикам и девочкам

дети

В прежние времена отношение к детству кардинальным образом отличалось от того, что мы привыкли наблюдать сейчас. Ребёнок не считался самостоятельной личностью, имеющей какие-либо права.  С ранних лет детей готовили к ответственности, формируя у них тех навыки и умения, которые будут необходимы им в будущем.

Основным содержанием воспитания и обучения детей на Руси было развитие патриотизма, смелости, трудолюбия, доброты и уважения к старшему поколению. Именно эти личностные качества являлись первостепенными, несмотря на достаточно суровые и специфические методы.

«Воспитание в том и заключается, что более взрослое поколение передаёт свой опыт, свою страсть, свои убеждения младшему поколению». (А.С. Макаренко)

дети 2

Обнаруженные в процессе археологических раскопок фрагменты детских игрушек могут многое рассказать об особенностях воспитания детей в минувшие времена. Большинство из них имитировали те атрибуты, которые присущи для мира взрослых.

  • Для мальчиков изготавливали игрушечное оружие: деревянный лук со стрелами, различные копья и кинжалы.
  • Для девочек предназначалась игрушечная посуда: глиняные горшки и кувшины и прочие столовые предметы, имитирующие кухонную утварь того периода.

До 4-х лет уход и забота о ребёнке возлагалась исключительно на женщину. Именно мать должна была начать учить детей мелкой домашней работе — это было вынужденной необходимостью, так как работу по дому и содержание хозяйства требовало массу времени и сил.

рождение ребёнка 2

Начиная с 5-6 лет воспитание девочек и мальчиков приобретало яркие отличия: девочки активно обучались навыкам ведения домашнего хозяйства, а мальчиков отец привлекал к физическому труду и тому мастерству, которым занимался сам.

В возрасте 15 лет ребёнок становился полноправным членом общины.

Один день из жизни ребёнка в Древней Руси

Семьи на Руси были гораздо больше, чем сейчас. Характерной особенностью того периода была строгая иерархия отношений. Отец был главным авторитетом, принятые им решения были законом для всех домочадцев. Они должны были беспрекословно подчиняться его воли.

Девочки достаточно рано обучались обязанностям по уходу за домом и хозяйством. Уже с 5 лет их учили готовить еду, следить за чистотой в избе, кормить скотину. В обязанности девочки входила и забота о младших братьях и сёстрах. Внимание уделялось шитью, вышиванию и плетению из бересты: такая невеста в первую очередь привлекала внимание сватов. Утро девочки начиналось ещё до рассвета – только так можно было успеть справиться со всеми поручениями. Первым делом необходимо было накормить скот. Затем следовала работа по дому — натаскать воды, оказать помощь в приготовлении еды, навести порядок. Если речь шла о тёплом времени года, то большую часть дня занимала работа в поле.

девочка

Мальчиков отец обучал своему ремеслу. Кроме того, по мере взросления ему переходила часть домашних обязанностей — наколоть дрова, вести под узду лошадь, пасти скот, помогать с разделкой мяса, рыхлить и удобрять землю. Это начиналось примерно в том же возрастном периоде, что и у девочек — около 5-6 лет. К 9 годам ребёнок вполне мог самостоятельно поставить силки, ловить рыбу и стрелять из лука. С 12 лет уже начиналась военная подготовка. К 14 годам нынешний подросток уже считался взрослым человеком, готовым к браку и самостоятельной жизни.

мальчик

Конечно, дети не только работали. В свободное время детям разрешали поиграть с ребятами, а по вечерам дети пели и плясали под гармошку. Все игры были тактильными и весёлыми. Люди в те времена умели работать и отдыхать.


Источник