Советские фильмы, которые давно стали частью отечественной ретрокультуры, и сегодня с удовольствием смотрят очень многие. Казалось бы, лёгкие комедии, навевающие ностальгию и приятные воспоминания, понятные, простые, забавные – они подходят для просмотра абсолютно всем. Но если присмотреться, в сюжетах многих советских фильмов можно увидеть малоприятные вещи, которые не вписываются в мораль современного человека и не учат ничему хорошему.

миронов
Фото Pixabay

Абьюз как норма жизни

Главный и самый очевидный грех большинства советских комедий, который делает их совершенно несмешными – психологический абьюз, который преподносится зрителю как норма. Картина «Москва слезам не верит» могла бы восприниматься исключительно в положительном контексте и стать одой успешной и сильной женщине, если бы эта успешная и сильная женщина не начала унижаться перед мужчиной, который открыто её унижает.

В картине некий Гоша преподносится как единственный и неповторимый, любовь и спасение от одиночества. Но если оценить ситуацию трезвым взглядом, то мы видим токсичного персонажа с задатками деспота и раздутым эго, который, придя в чужой дом, диктует там свои порядки. Гоша позволяет себе повышать голос на главную героиню, требовать от неё полного подчинения, а затем ещё и чувствовать себя виноватой лишь из-за разницы в доходах и статусе. Говоря современным языком, это абьюз в чистом виде. То же самое явление мы видим в «Ирония судьбы или с лёгким паром», «Девчата», «Афоня».

Москва слезам не верит
Фото YouTube

Искажённые ценности

Но почему же героини советских фильмов позволяют так с собой обращаться? Что мешает сказать «прощай» проблемному Гоше или деспотичному Ипполиту? К чему такие мучения? Страх одиночества – вот что толкает этих женщин в объятья весьма сомнительных субъектов. Помните сцену откровений Людмилы Прокофьевны Калугиной об «ужасах» холостяцкой жизни?

Подобный страх вкупе с невыразимой тоской фигурирует и во многих других фильмах:

  • «Одиноким предоставляется общежитие».
  • «Москва слезам не верит».
  • «Девчата».

Чего только стоит знаменитая фраза про Надьку и 28 лет, когда «не то что за Ксан Ксаныча, за козла пойдёшь»! Такие фильмы диктуют на, что без мужчины жизнь не мила, карьера, интересы, самореализация и всё прочее для женщины особого значения не имеют. И если в прошлом веке такое отношение к жизни и к себе было более или менее понятно и ещё как-то укладывалось в нормы общественной морали, то сегодня подобные архаизмы мышления неприемлемы. Ведь каждая женщина должна знать себе цену и уважать себя, а не цепляться за первого встречного.

Искажённые ценности: почему не стоит увлекаться советскими фильмами. Мнение психолога
Фото YouTube

Отношение к женщине

Пункт, отчасти вытекающий из двух предыдущих. Помимо того, что в советских фильмах жёсткий патриархат преподносится как нечто нормальное и само собой разумеющееся, а мужчина возводится в ранг чего-то незаменимого и обожаемого, в некоторых картинах можно увидеть и иные прегрешения, связанные с отношением к женскому полу.

К примеру, комедия «Королева бензоколонки» не кажется такой уж весёлой, если вспомнить предвзятое и откровенно неуважительное отношение мужчин к главной героине, в тот период, когда отёки от укусов ещё не спали. Они дружно смеются над её желанием стать экскурсоводом (что это, если не хамство?), оскорбляют и принижают её на заправке.

Но обратите внимание, как меняется отношение к девушке, стоит ей похорошеть внешне!

Похожая ситуация и в «Девчатах»: миниатюрную и юную Тосю откровенно шпыняют и совершенно не уважают, обесценивая её труд: по мнению мужской части коллектива, для приготовления блюд ум и навыки не нужны, а работа поварихи не заслуживает уважения в отличие от их труда. Зато более привлекательные особы воспринимаются теми же героями совершенно иначе. Таким образом, отношение к дамам определяется её внешностью.

Искажённые ценности: почему не стоит увлекаться советскими фильмами. Мнение психолога
Фото YouTube

Романтизация запретного

Ещё один малозаметный нюанс советских фильмов, на который мало кто обращает внимание – романтизация алкоголизма. Так, в картине «Любовь и голуби» горячительные напитки льются рекой, а один из героев явно страдает зависимостью и готов «похоронить» жену ради рюмки, однако всё это преподносится как нечто обычное и смешное. То же самое можно сказать и про «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»: главный герой пребывает в полном беспамятстве ещё до праздника, а зрителю подобное состояние должно показаться забавное. Но будем честны: в пагубных зависимостях нет ничего смешного.

Искажённые ценности: почему не стоит увлекаться советскими фильмами. Мнение психолога
Фото YouTube

Неинтеллигентная интеллигенция

С интеллигенцией, которая, казалось бы, и должна демонстрировать идеальные манеры, тоже не всегда всё гладко. Ярчайшие примеры: Татьяна Сергеевна из «Весна на Заречной улице» и Маргарита Павловна из «Покровских ворот». Упорно требовать от девушки, чтобы она встала во время переклички, а потом не извиниться, узнав причину? Легко! Использовать болезнь в качестве оскорбления? Запросто! Интеллигентностью здесь даже и не пахнет.

Искажённые ценности: почему не стоит увлекаться советскими фильмами. Мнение психолога
Фото YouTube

Конечно, художественное кино, тем более комедия – это просто вымысел, шутливая история, которую никто не воспринимает буквально. Однако не стоит забывать и о том, что именно культура формирует личность: незаметно, кирпичик за кирпичиком, пласт за пластом в нашем сознании закладываются различные модели поведения, основы морали и многое другое. Поэтому, выбирая фильм для семейного просмотра, всегда стоит учитывать, какие ценности и нормы он демонстрирует подрастающему поколению.

Мнение психолога Майи Макиевой

Майя Макиева

Влияют ли установки советского времени на мышление современного человека или человек смотрит эти фильмы с пониманием того, что сейчас времена поменялись и всё по-другому?

Каждый человек интерпретирует любую информацию по-своему, в том числе и ту, которая транслируется через кинематограф. Что же касается влияния советского кино на современных людей, то если человек не родился и не вырос в советское время, вряд ли эти фильмы так его заинтересуют, что он будет их смотреть и потом примет их сценарий в качестве сценария своей жизни.

Учитывая тот факт, что всё-таки времена значительно изменились, а интересы и ценности новых поколений кардинально отличаются от советского человека, то за нашу молодёжь можно быть спокойными, так как в их глазах многие советские фильмы выглядят достаточно наивными и малоинтересными.

Нынешние люди не придают им особого значения и мало что видели из этих фильмов. Другое дело – люди, ещё заставшие Советский Союз, на них советское кино всё ещё может оказывать влияние, ведь они прекрасно помнят те времена, когда семья ценилась превыше всего, была основой ценностью общества и ради семьи принято было терпеть всё что угодно.

И если нынешняя молодёжь просто не понимает, как же можно было так жить, то предыдущие поколения так жили. Кстати, тогда цензура просто не позволяла снимать фильмы, где в концовке происходит распад семьи. В фильмах «Осенний марафон» и «Поздняя встреча» главные герои, в конце концов, решают остаться с нелюбимой и сварливой женой и отказываются от тех, кого любят ради сохранения семьи.

Сейчас такой поворот может показаться нелепым, но в те времена люди так жили. Да, видимо, тогда через кинематограф пытались убедить граждан, что семья превыше всего. Посыл неплохой, но вот на деле получилось, что нужно терпеть любые унижения собственного достоинства ради ячейки общества.

За образец подражания бралась неуверенная в себе, ущербная, боящаяся одиночества и часто одинокая, оглядывающаяся на мнение общества женщина и мужчина-манипулятор, который успешно пользовался всеми доступными приёмами для подчинения себе этой женщины-жертвы, которая, кстати, по сценарию влюблялась в этого не ценящего её и не заботящегося о ней мужчину.

И это всё преподносится нам как любовь, хотя на самом деле является манипуляций, с одной стороны, и патологической созависимостью — с другой. Если человек проникнется симпатией к любому из этих героев, то может психологически ассоциироваться с ним и угодить в невротические отношения, отнюдь не такие романтичные как в кино.

И важно здесь учитывать характер того времени, когда женщины всё-таки были защищены обществом, существовали публичные осуждения абьюза (тогда его называли неподобающим поведением), существовало вмешательство в семейную жизнь со стороны родственников, соседей, коллег, которые не только мешали, но и пытались помочь в трудной ситуации.

Поэтому стоит любое кино, в том числе советское, рассматривать через призму времени, а лучше через призму собственного счастья. Прежде чем в своей голове выстраивать похожий сценарий отношений, проанализируйте, так ли романтично это будет выглядеть в жизни? А если ваш партнёр будет вести себя так всегда, а вы всегда будете это терпеть? Будете ли вы при этом счастливы? Сможете ли ценить и уважать себя в подобных отношениях с похожим на героя фильма человеком?


Источник