
Наблюдая за младенцами, можно заметить, что некоторые из них сразу проявляют предпочтение той или иной руке. Другие же не делают особого различия и с одинаковой частотой пользуются как правой, так и левой рукой. Процесс выбора ведущей руки у таких детей длится до трех лет, но бывают исключения. Поэтому процесс может затянуться до шести лет. В итоге на нашей планете живет около 20 процентов людей, которые одинаково хорошо владеют обеими руками.
Выбор главенства правой или левой руки — не прихоть человечества. распределением ролей Различия между полушариями головного мозга присущи человеку с рождения. Правой рукой владеют около 90% населения Земли, левой — только 10%. Ранее тех, кто лучше владел левой рукой, считали неуклюжими, коварными и неискренними. В наши дни слово «левый» всё ещё часто применяют как синоним слова «неправый» или «неправильный».

Если твой ребенок Что делать, если ты левша? Можно оставаться бездейственным, можно радоваться, однако в подобной ситуации целесообразнее обдумать ситуацию и ответить на ряд вопросов.
1. Действительно ли ребенок левша?
Наблюдая за малышами, можно заметить, что некоторые с самого начала отдаёт предпочтение одной руке. Другие же не проявляют особых различий и равноправно используют обе руки. Выбор ведущей руки у таких детей обычно продолжается до трёх лет, но исключения случаются и нередко. Потому процесс может затянуться до шести лет. В результате на Земле живёт небольшая часть людей, одинаково хорошо владеющих обеими руками.
Чтобы выяснить предпочтение ребенка, можно провести несколько простых упражнений. Для этого сядьте напротив него и расложите предметы, которые будут использоваться в упражнениях, прямо перед ним по центру. Не стоит торопить ребенка. Упражнения выполняют …
в качестве игрыМожно положить расческу и предложить ребенку причесаться, листок с карандашом – нарисовать что-нибудь, часики – послушать их тиканье, бумажную трубочку – посмотреть в «подзорную трубу», мячик – кинуть его в мишень. Во время игры можно заметить, какой рукой ребенок чаще выполняет упражнения, к какому глазу поднесет трубочку, каким ухом будет слушать часы. Такой способ поможет определить ведущую сторону.
2. Переучивать или не переучивать?
Второй вопрос, беспокоящий родителей малыша, который тянется за игрушкой левой рукой, перекладывает ложку из правой в левую, рисует каракули на обоях, держа карандаш в левой руке. Самое главное — запомнить: «Каким родился, таким и пригодился!». Первое, что нужно понять — ни в коем случае нельзя мучить ребенка, делать из него насильно «правшу».
Если упростить схему управления мозгом телом, то получим следующий факт: левое полушарие головного мозга управляет правой стороной тела, а правое — левой. Это условная схема, но и она дает понять, что процесс переучивания вмешивается в работу головного мозга ребенка. Известно также, что правое и левое полушария мозга отвечают за различные сферы психической деятельности. Ведущее левое полушарие, управляющее правой рукой, правым глазом, отвечает за сознательное мышление, логику, речь, чтение и письмо, за двигательную сферу. Правое полушарие, управляющее левой рукой, левым глазом, — за бессознательное, абстрактное мышление, образную память. восприятие
ритма, музыкиза выражение эмоций, за понимание пространственных отношений, за восприятие мира через чувства.
Многие специалисты — психиатры, физиологи, психологи и педагоги — научно обосновали необходимость отказа от переучивания левшей. Заявляют, что насильственное переучивание леворуких детей причиняет им психологическую травму.
Вспыльчивость, раздражительность, капризы, плаксивость, повышенная усталость, проблемы со сном и аппетитом, головные боли – вот что ожидает ребенка родителей, решивших прибегнуть к «перемене рук».
Как справляться с трудностями, возникающими у левшей в правом мире?
В жизни левшам, как маленьким, так и взрослым, хватает трудностей. Вполне достаточно того, что все предметы созданы и приспособлены именно под правую руку. Но это, оказывается, самые «легкие» трудности, с которыми дети справляются быстрее всего. Помните, как много водителей пересаживаются в машины с левым рулем и достаточно быстро осваивают непривычное вождение? Помните, как праворукие учатся пользоваться вилкой и ножом. Так и леворукий ребенок быстро учится справляться с «правыми» предметами. Сложнее леворукому ребенку осваивает чтение, речь и письмо, что может вызвать… трудности
в школеТрудности часто разрешаются естественным путем или с помощью подготовленного учителя. Сейчас этой проблеме уделяют достаточно много внимания: создают методики обучения письму левой рукой, налаживают производство специальных прописей, выпускают литературу для педагогов и родителей. В доме и в школе необходимо создать ребенку специальные условия: выделить место за партой или столом с левой стороны, чтобы он не сталкивался с локтем соседа; позаботиться о том, чтобы свет падал на рабочее место с правой стороны. Но помимо этих проблем существуют психологические сложности. Ребенок рано понимает, что отличается от других. Не нужно акцентировать его внимание на этом факте. Достаточно рассказать ему о том, что леворуких много, это нормальное явление, и нет никакой разницы, какой рукой человек ест (пишет, рисует), главное, чтобы он умел это делать.
Правы ли те, кто считают левшей особенными и способными?
Часто левши — художественно одаренные дети, очень эмоциональные. У многих абсолютный слух и музыкальные способности. Родителям стоит обратить внимание на поиски талантов у ребёнка, но не переусердствовать. Как и любого малыша, левшу необходимо хвалить за успехи, поощрять творческие стремления, но не пытаться вырастить из него что-то конкретное. вундеркиндаК такому малышу, как и к любому ребенку, не стоит предъявлять чрезмерных требований и сравнивать с другими детьми. Занимайтесь вместе со своим ребенком: играйте, читайте, творите, любите его – и из него вырастет творческая личность.
Ж. Эррон, ведущий исследователь проблемы левшества, добавлял грусть в перечисленный выше оптимизм: «Как всякое меньшинство, левши внушают враждебность, подозрительность, впечатление отсутствия каких-либо человеческих добродетелей и умений. Чаще становятся психоневротиками, эпилептиками, заиками; обнаруживают трудности при письме и чтении, зеркально пишут, затрудняются в ориентации в пространстве, рисовании; упрямы, непорядочны, гомо- и бисексуальны. Но Леонардо да Винчи и Микеланджело — левши…»
По этой причине левши нуждаются в постоянном мониторинге своего здоровья, включая гормональный и иммунный статус. Желательно обратиться к психологу для подбора индивидуальных упражнений по коррекции. Успех во многом зависит от позиции родителей.
Леворуких детей от обычных отличает:
— повышенная чувствительность;
— повышенная ранимость;
— чрезмерная впечатлительность;
— тревожность;
— обидчивость;
— раздражительность;
— сниженная работоспособность;
— повышенная утомляемость.
5. И напоследок
Родителям стоит прочесть с ребенком «Алису в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. В нем ярко изображены особенности пространственных представлений ребенка-левши. Это будет интересно ребенку, а родителям поможет понять ощущения и восприятие мира у маленького левша.
