Судьба дарит разные возможности разным людям. Одни появляются на свет в состоятельных семьях, владеющих заводами и пароходными линиями, получают высшее образование в Гарварде и возглавляют семейный бизнес. А если обстоятельства сложились иначе, то путь к управленческой должности потребует упорного труда и борьбы за каждую ступень, в окружении таких же молодых, целеустремленных и талантливых специалистов. В этом конкурентной среде легко потеряться, и продвижение по службе может затянуться из-за стечения обстоятельств…
Жизнь проявляет разную степень справедливости по отношению к разным людям. Одни появляются на свет в семьях состоятельных владельцев заводов и судоходных предприятий, получают образование в Гарварде и возглавляют семейный бизнес. А если тебе не довелось испытать подобное везение, то для достижения позиции руководителя тебе придется упорно продвигаться по карьерной лестнице, завоевывая каждый уровень в конкурентной борьбе с такими же, как ты – молодыми, энергичными и многообещающими специалистами. В этом океане профессионализма легко потеряться, и, возможно, продвижение по службе придется ждать продолжительное время, просто из-за невезения… или из-за гендерной принадлежности… или потому, что ты придерживаешься определенных принципов, которые твои коллеги с легкостью игнорируют, опережая тебя карьерном росте.
Вспомни, как вы обсуждали в курилке, что Маша из рекламного отдела делает карьеру «через постель», Вася из финансового — «подлиза, каких мало», а Марина из бухгалтерии «ни перед чем не остановится», и попробуй рассмотреть это с иной точки зрения, как на виды карьеры.
На повышение через постель?
В большинстве случаев руководящие должности занимают мужчины. Это компетентные, ответственные и целеустремленные специалисты, однако, как и все люди, они обладают определенными уязвимостями. Одной из таких уязвимостей может оказаться молодая и привлекательная сотрудница. В свою очередь, амбициозная девушка может использовать эту слабость в своих интересах.
Моя бывшая однокурсница Франческа сейчас занимает должность директора по маркетингу в одной из продуктовых линий известной итальянской корпорации. Она привлекательная, а также способная и сообразительная девушка, и сложность заключается в том, что в компании, где она работает, все молодые сотрудники обладают способностями, трудолюбивы и умны. Выделиться на их фоне практически нереально, поэтому моя однокурсница не возлагала больших надежд на карьерный рост, пока не отправилась на групповой недельный тренинг корпорации в Париж. В первый же вечер ее заметил директор по маркетингу, который без лишних формальностей предложил ей провести все оставшиеся дни недели в его номере. Днем моя однокурсница пыталась продемонстрировать начальнику свои знания в области маркетинга на корпоративных семинарах, ну а ночью… ночью она показывала все остальное. Неделя пролетела незаметно, и при прощании Франческа не настаивала на продолжении романа, зато начальник отметил ее успехи не только в интимной сфере, но и на дневных семинарах, а на следующем собрании руководства предложил продвинуть в должности молодую перспективную девушку.
Франческа не испытывает смущения по поводу своего карьерного роста, которого она достигла благодаря личной связи с руководителем. «У меня нет причин для стыда», — утверждает она. «Я обладаю необходимыми знаниями и умениями для выполнения своих обязанностей, однако без возможности оказаться рядом с директором по маркетингу я бы не смогла представить ему свои идеи и продемонстрировать свой профессиональный потенциал».
Цель оправдывает средства?
В любом офисе можно встретить людей, которые хорошо известны своим вниманием к деталям: они знают предпочтения начальника в кофе, не забывают поздравить жену президента компании с праздником и даже помогают доставлять собаку мамы финансового директора к ветеринару. Обычные сотрудники не в восторге от такого поведения и называют их льстецов, однако руководство ценит их, считает перспективными и приятными в общении, и активно помогает им в продвижении по службе.
А почему сразу лизоблюды? Назовем это знанием психологии и умением находить подход к любому человеку — качества, которые ценятся в любой профессиональной среде. Продемонстрируй твоему начальнику, что он интересует тебя прежде всего как человек, со всеми его интересами, хобби и семейными радостями, и он тоже заинтересуется тобой, а там и очередное повышение в должности не за горами.
Чья идея?
Почти ежедневно в прессе можно прочитать о случаях плагиата. Известные исполнители заимствуют композиции у менее популярных авторов, режиссеры повторяют идеи фильмов друг у друга, а корпорация Toyota недавно подтвердила использование технических решений, разработанных Ferrari.
В повседневной практике, в особенности в офисной среде, нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда один работник выдает за свою идею, принадлежащую другому, и благодаря этому получает необоснованное повышение по службе. Это суровая реальность, и такие виды карьеры очень распространены.
Можно ли вообще присвоить авторство идеи? И как подтвердить, что именно ты первым сформулировал эту идею, а не кто-то другой? Если сотрудники длительное время работают совместно, в одном коллективе и над одним и тем же проектом, то со временем их мышление начинает приобретать схожие черты. У коллеги возникло первоначальное зерно идеи, а ты её развила и представила руководству. С точки зрения корпоративной культуры, тот, кто быстрее оценивает обстановку и принимает решения, имеет больше шансов на повышение!
К цели по «трупам»?
Скорее всего, в офисах у многих из нас можно встретить тихих и добродушных сотрудников, которые не стремятся к стремительному карьерному росту и иногда, из-за рассеянности, совершают ошибки различной серьезности. Сложность заключается в том, что многие организации сейчас делают акцент на командной работе, и один такой неискушенный сотрудник может негативно повлиять на результаты труда всех, с кем он взаимодействует.
Валентина, подобно Александре, работала диспетчером в крупной транспортной компании. Валя отвечала за формирование сборного груза, поступающего с разных фабрик на промежуточный склад, и успешно справлялась с этой задачей. Однако Александра, которая должна была затем доставить груз конечному получателю, иногда по своей неосторожности отправляла грузы не в ту сторону. В результате клиенты предъявляли компании серьезные претензии, а руководство рассматривало возможность увольнения обеих сотрудниц. Когда ситуация стала критической, Валентина обратилась к начальству и честно изложила ему суть проблемы. В конечном итоге ее продвинули до должности менеджера по логистике, а небрежная Александра была уволена.
Что бы ты предприняла, оказавшись на ее месте? С самого детства нам внушали, что жаловаться неприлично. Мы сформировались с убеждением, что вопросы, возникающие в рабочей команде, следует решать конфиденциально, не привлекая к ответственности руководителей.
Задумывалась ли ты когда-нибудь о том, что, пока ты устраняешь недостатки коллеги и переживаешь из-за возможного увольнения, она беззаботно отстранилась от проблем и совершенно не беспокоится о последствиях своих ошибок для тебя? Начни ценить свой труд и не трать его на тех, кому он безразличен, – это пойдет только на пользу твоей карьере.
Все описанные выше виды карьеры для большинства из нас неприемлемы. Добиваться повышения по службе таким способом просто стыдно, но… действенно! Если ради карьеры ты готова на всё, то ум, отсутствие угрызений совести и здоровая доля эгоизма всегда помогут тебе продвинуться по службе в обход более принципиальных коллег. Станешь ли ты от этого счастливой? Тебе виднее… Ты найдешь новых друзей? Точно нет… Зато карьеру ты сделаешь.