…Устроившись на коленях у отца у окна, мальчуган с большим интересом читал все вывески, которые попадались ему на глаза. Было заметно, что он только недавно начал увлекаться этим занятием, и оно доставляло ему большое удовольствие. Родители с гордостью следили за сыном. Но когда вывески закончились, маленький читатель переключил свое внимание на надписи в автобусе. «В-Ы-Х-О-Д» — прозвучало вслух. Затем его взгляд упал на спинку предыдущего сиденья, и он так же громко и четко произнес написанное там трехбуквенное слово. Прочитал и задумался. Было видно, как он старается понять значение этих букв. «…» — повторил он …
Слушание ругательств от маленьких детей часто вызывает у взрослых возмущение и желание немедленно наказать ребенка. Безусловно, использование нецензурной лексики нежелательно. Однако стоит задуматься о происхождении таких слов в речи малыша, прежде чем предпринимать какие-либо действия.
Что делать, когда ругаются дети? Недавно я стала свидетельницей одной заметной сцены в автобусе. В салон вошла молодая пара с очаровательным ребенком четырех-пяти лет, чисто выглядящим и румяным. Устроившись у окна на коленях у отца, мальчик с большим интересом принялся рассматривать все вывески, попадавшиеся на его пути. Было очевидно, что он недавно открыл для себя это увлекательное занятие, и оно ему очень нравится. Родители с гордостью следили за сыном. Но вскоре вывески закончились, и маленький читатель обратил внимание на надписи внутри автобуса. «В-Ы-Х-О-Д» — прочитал он. Затем его взгляд упал на спинку соседнего сиденья, и так же громко и четко он произнес написанное там трехбуквенное слово. Прочитал и задумался. Было видно, как он пытается понять, что же оно означает. «…» — повторил он задумчиво и быстро повернулся к отцу. «Папа, — радостно прокричал он. — Папа, а что такое — «…»?» Автобус замер…
Следует отметить, что отец достойно справился с ситуацией. Преодолев шок и немного, действительно, покраснев, он спокойно произнес: «Это неблагоприятное слово. Его написал неразумный человек. Жаль, что автобусы редко моют, поэтому оно и не исчезло. Значит, оно – пенис. Но повторять его не стоит. Давай-ка посмотрим, что написано там». Малыш тут же повернулся, вполне довольный объяснением, и принялся читать объявление о приеме на работу в автобусный парк.
Он просто хотел поделиться
С каждым днем лексический запас малыша пополняется. Вероятно, ты не будешь отчитывать его за освоение новых слов и выражений. Скорее, ребенок привык к тому, что ты радуешься этому и поощряешь его. Если же очередное новое слово спровоцирует вспышку раздражения, он вряд ли поймет причину произошедшего. Чаще всего он запомнит, что делиться новостями о своей жизни с мамой нужно осторожнее: не всегда можно предсказать реакцию – сегодня похвалила, а завтра ругает. Попытка разобраться в этом приведет к тому, что ты, возможно, способствуешь развитию детской скрытности и замкнутости.
Существуют слова, которые не рекомендуется использовать, поскольку они звучат неблагозвучно. Их произносят люди, не отличающиеся хорошими манерами, а ты, мой дорогой, являешься очень воспитанным и культурным ребенком. Вместо такого нежелательного слова можно подобрать другие, более подходящие варианты.
В результате ребёнок усвоит, что для поддержания хорошего имиджа не стоит использовать нецензурную лексику. Если в его взаимодействии с родителями отсутствуют негативные факторы, вероятно, он перестанет употреблять это слово.
В запале страстей…
Конечно, есть люди, просто разговаривающие матерным языком. Зачастую дети больше реагируют на ситуации, когда нецензурные слова произносятся в момент сильного эмоционального возбуждения.
Ребенку представляется, что нецензурная лексика – это способ выразительно и заметно передать свои чувства. Его интересуют не сами слова, а те эмоции, которые они скрывают: гнев, испуг, радость. Ваша задача – помочь малышу найти способы выражать чувства, избегая непристойной речи.
Можно ли представить, что ты очень зол? Что ты можешь сказать другому человеку, чтобы он понял, что ты сейчас испытываешь? И по очереди перечислить подходящие варианты, подсказывая ребенку, какие выражения уместны в каких ситуациях. Например, «Я так разгневан!» или «Ты не можешь даже представить, насколько я сердит!», «Я готов закричать от ярости!», «Это вызывает восторг, который невозможно описать!»
Познаем себя
В возрасте от шести до восьми лет у детей часто возникает повышенный интерес к своему телу, его устройству и работе. Физиологические процессы привлекают их внимание и вызывают интерес. Поэтому в этом возрасте нередко наблюдается увеличение количества игр, связанных с физиологическими функциями, а также подглядывание за детьми другого пола (или за взрослыми) с целью узнать особенности их строения. Ребенок начинает воспринимать свое тело как самостоятельную сущность, подчиняющуюся определенным законам и потребностям. Если эти интересы не могут быть удовлетворены открыто, например, дома, посредством вопросов родителям и получения на них понятных и доброжелательных ответов, то ребенок ищет информацию во дворе. Однако там, как можно предположить, вряд ли стоит ожидать объяснений волнующих его вопросов с использованием медицинской терминологии – скорее будут использоваться нецензурные выражения. Это также произойдет, если родители, осознанно или неосознанно, приучают ребенка стыдиться своего тела, относиться к нему как к чему-то не первостепенному и необязательному.
А что ты скажешь вот на это?!
Сам факт использования ненормативной лексики с целью вызвать реакцию у родителей уже может быть расценен как нарушение правил. Ключевое отличие данного поведения от других описанных ситуаций заключается в том, что ребенок прекрасно понимает, что использование подобных слов запрещено. А ругаются дети для того, чтобы понаблюдать, какова будет реакция взрослых. Чего он добивается? Уж точно не подзатыльника. Скорее это попытка обратить внимание на себя, свои нужды, свою взрослость, может быть, просто добиться разговора с родителями, в котором те, занятые своими проблемами, ему отказывают.
Наиболее подходящим ответом со стороны взрослых будет немедленный, но сдержанный отказ: «Я не приемлю грубых слов. Если ты хочешь ругаться, найди собеседника, которому это по душе. Если же ты хочешь поговорить со мной, пожалуйста, выбирай более вежливые выражения».
Подростки, находясь в ссоре, нередко стремятся показать свою зрелость и самостоятельность. Если это происходит в их приватной беседе, лучше не вмешиваться. Со временем, когда их лексический запас расширится, они, вероятно, перестанут прибегать к подобным демонстрациям. Гораздо продуктивнее будет помочь им найти альтернативные способы выражения своей индивидуальности».
А я могу по-другому
Приходится признать: рано или поздно это случается со всеми детьми . Однажды из уст твоего ласкового и дорогого ребенка может выскользнуть нежелательное слово. Не стоит паниковать: маловероятно, что это превратит его в человека с плохой репутацией. Если ребенок редко слышит нецензурные выражения в домашней обстановке, он быстро поймет, что подобные слова неприемлемы в приличном обществе и в присутствии взрослых, таких как родители и учителя. Однако, если нецензурная лексика является частью твоего собственного словарного запаса, начинать изменения стоит с себя, а затем уже переходить к воспитанию ребенка.
Как известно, запретное всегда кажется привлекательным. Вместо того чтобы подавлять бурей гнева или наказанием, нецензурная лексика может глубоко закрепиться в памяти ребенка. А отсутствие понимания или неумение выражать свои мысли другими словами может привести к тому, что ребенок будет повторять эти слова снова и снова.
Так что, когда ругаются дети, иногда наилучшим ответом является полное отсутствие реакции. Если вы спокойно заявили, что нежелательные слова не должны звучать в вашем доме, и переключили внимание ребенка на что-то более уместное, ненормативная лексика перестанет для него быть чем-то особенным. Безусловно, она присутствует в языке, и это факт. Да, есть люди, использующие подобную лексику. Но я предпочитаю выражаться иначе.