
Люди спрашивают меня, чем я занимаюсь. Я с удовольствием отвечаю: танцую в балете!

Когда люди спрашивают меня о моей профессии, я гордо отвечаю — балерина! Люди улыбаются и говорят: «Здорово! А работаешь-то кем?» С этим сталкивается почти каждый артист балета при знакомстве с людьми не творческой профессии. Почему-то нас не воспринимают всерьез. Профессия артиста балета воспринимается как хобби, занятие для удовольствия. Сцена, цветы, улыбки, овации, Волочкова, Цискаридзе, колготки, цыпочки, шпагат — вот ассоциативный ряд, который возникает у большинства несведущих в этом искусстве людей. Но всем интересно, что это такое — быть балериной? И ты начинаешь рассказывать о том, что с четырёх лет начала заниматься танцами и тебе очень нравилось, все получалось и доставляло истинную детскую радость. Все занятия были настоящей феерией! Ты изображала то лисичку с пушистым хвостиком, то Белоснежку в поисках гномов. И всё было весело и легко. Потом тебя привели поступать в хореографическое училище. Тебе уже девять лет, ты взрослая девочка с хорошей ладной фигуркой и желанием танцевать. Для поступления в училище каждый ребенок должен пройти отбор, который совсем не кажется естественным! Ребятам нужно пройти конкурс в три тура.
Смотр проходил так: группу из более чем 60 детей одного возраста, одетых в трусы и балетки, запускали в большой зал. Мне он казался чистилищем ада, где детские души ожидали распределения своего призвания: «быть или не быть» балериной. Само училище выглядело тюрьмой. Детская интуиция меня не подвела. Некоторые прятались в уголки, а более смелые, уже владеющие танцевальными навыками, прыгали перед зеркалом, ожидая своей очереди. Отличия заключались только в цвете рюшек на трусах и заколочках в волосах. Педагоги критично рассматривали детей: проверяли расположение рук и ног, длину и форму, поднимались ли они и насколько высоко — все для балета. Заставляли ходить по кругу и хлопать в ладоши заданным ритмом. Все ходили, все хлопали, и уже хотелось есть, писать и домой. Наконец, всех отпустили к волнующимся матерям и бабушкам на входе. Еще надо было ждать результатов первого тура. И вот, наконец, списки озвучили. Из 60 детей отобрали только трех!!! И твоя фамилия среди них! Маме приятно, тебе особо не понятно значение этого события, но тоже приятно. Ведь ты уже, пусть и на первом этапе, но в числе избранных.

Во втором туре отсеивалось около половины прошедших первый. Оценивали здоровье: искривление позвоночника, плоскостопие, неидеальная кардиограмма — и путь на третий тур закрывался.
На общий осмотр к врачу запускали группами нескольких девочек. Все раздевались до трусов. Потом нужно было быстро одеться, так как за дверью уже ждала группа мальчиков. А мама тебя нарядила: блузка, юбка, носочки с оборочками, еще надо было бант на спине завязать.
Осматривали последней, все уже оделись, ждут только тебя. Воспитательница угрожает запустить мальчиков, а бант никак не хочет завязываться — в общем, стресс! И несмотря на незначительный сколиоз и плоскостопие, пускают дальше.
Третий тур самый ответственный: оценивают творческий потенциал, танцевальность, музыкальность и сценичность. Нужно танцевать перед комиссией. Весь зал детей, каждый должен танцевать! Ждешь очереди вечность, все очень волнительно. Коленки подгибаются, про улыбку забыл, думаешь только о том, что надо выворачивать пятки, как учили. Наконец это испытание заканчивается. Впереди лето и долгожданный лагерь. Уезжаешь с чувством выполненного долга и отдыхаешь на всю катушку, ведь двери училища еще не закрылись. А потом узнаешь, что имени твоего в списках нет — не поступила! Расстраиваться не приходится, подумаешь, не очень-то и хотелось. Ведь есть студия танцев, любимая учительница, друзья и школа. Но…в душе как-то все-таки задело. Прошла все три тура и не поступила. Обидно. Вот тут-то и проснулся «балетный» характер. Непременно захотелось поступить! И поступила! Но в другое училище. Двери закрылись, началась совершенно другая жизнь…