Когда меня спрашивают о моей работе, я с гордостью отвечаю: я балерина! Часто профессию артиста балета считают хобби, приятным времяпрепровождением. Но все же многим любопытно, каково это – быть балериной?
Когда меня спрашивают о моей работе, я с гордостью отвечаю: я балерина! Встретившие меня люди часто улыбаются и уточняют: «И чем же вы занимаетесь?» С подобной ситуацией сталкивается практически каждый артист балета при общении с людьми, не связанными с творчеством. Кажется, нас не воспринимают всерьез. Профессия артиста балета часто воспринимается как хобби, как занятие для развлечения. Сцена, цветы, улыбки, овации, Волочкова, Цискаридзе, колготки, цыпочки, шпагат — вот те ассоциации, которые возникают у большинства людей, не знакомых с этим искусством. Но всем любопытно, что значит быть балериной? И тогда ты начинаешь рассказывать, что с четырех лет начала заниматься танцами и тебе очень нравилось, все получалось и приносило истинную детскую радость. Все занятия были настоящей феерией! Ты изображала то лисичку с пушистым хвостиком, то Белоснежку в поисках гномов. И все было весело и легко. Потом тебя привели поступать в хореографическое училище. Тебе уже целых 9 лет, ты взрослая девочка с хорошей статью и желанием танцевать. Для поступления в училище каждый ребенок должен пройти отбор, который совсем не кажется естественным! Дети должны пройти конкурс в три тура.
Первый тур – это смотр. В огромный балетный зал запускают группу детей одного возраста, насчитывающую более шестидесяти человек, одетых в трусы и балетки. Мне казалось, что этот зал – чистилище ада, где детские души копошатся в ожидании распределения своего призвания: «быть или не быть» балериной. Само здание училища виделось мне тюрьмой. Детская интуиция меня не обманула. Кто-то забился в угол, а более смелые дети, уже что-то умеющие, прыгают перед зеркалом в ожидании своей очереди. Единственные отличия – цвет рюшек на трусах и заколочки в волосах. Опытные педагоги критически рассматривают детей, оценивая пропорции их тела, длину и форму конечностей, а также высоту подъема при прыжках – важные параметры для балета. Детей заставляют ходить по кругу и хлопать в ладоши в заданном ритме. Все ходят, все хлопают, и уже хочется есть, писать и домой. Наконец, всех отпускают в объятия волнующихся мам и бабушек. Еще предстоит ждать результатов первого тура. И вот, наконец, списки озвучены. Из шестидесяти детей отобрали всего троих!!! И твоя фамилия в их числе. Маме приятно, ты особо не понимаешь, что это значит, но тоже приятно. Ведь ты уже, пусть и на первом этапе, но в числе избранных.
На втором этапе отсеивают значительную часть тех, кто успешно прошёл первый. Здесь оценивают состояние здоровья. Любые отклонения от нормы, такие как искривление позвоночника, плоскостопие или неидеальная кардиограмма, означают конец пути к третьему этапу. Девочек запускали в кабинет к врачу для общего осмотра небольшими группами. Приходилось снова раздеваться до нижнего белья. Затем нужно было быстро одеться, поскольку за дверью уже ждала группа мальчиков. Мама нарядила тебя: блузка, юбка, носочки с оборками, и ещё нужно было завязать бант на спине. Осмотр проводили последним, все уже были одеты и ждали только тебя. Воспитательница, выполняющая функции надзирательницы, предупреждала, что запустит мальчиков, а бант никак не хотел завязываться – в общем, это был сплошной стресс! И, тем не менее, несмотря на небольшой сколиоз и плоскостопие, тоже незначительные, тебя пропустили дальше.
Третий тур — самый важный! Здесь оценивают творческие способности, умение двигаться в танце, чувство ритма и артистизм. Необходимо продемонстрировать перед комиссией свой танец. Приходится выступать перед огромным залом детей, и каждый должен станцевать! Ожидание кажется бесконечным, и все очень нервничают! Ноги дрожат, забываешь про улыбку, сосредоточен только на выворотности пяток, как тебя учили. Наконец это испытание позади. Впереди лето и долгожданный летний лагерь! Отдыхаешь на полную катушку, ведь двери училища еще не закрылись за тобой! А затем узнаешь, что твоего имени нет в списках — ты не поступила! Разочаровываться не стоит, подумаешь, не очень-то и хотелось! Ведь есть студия танцев, любимая учительница, друзья и обычная общеобразовательная школа. Но…в душе все же что-то кольнуло! Ты прошла все три тура и не поступила. Это неприятно. Именно тогда проявился «балетный» характер, без которого настоящая балерина невозможна. Появилось непреодолимое желание поступить! И ты поступила! Но уже в другое училище. Двери закрылись, и началась совершенно новая жизнь…