
Семнадцатилетние балетные подростки приступают к работе в театре, трудясь днем и ночью практически без перерывов, с одним выходным в неделю. В то время как обычные подростки в 17 лет поступают в институты и только начинают готовиться к будущей профессии.
Семнадцатилетние «обычные» подростки поступают в институты и начинают осваивать будущую профессию. Балетные же уже работают: днем и ночью трудятся в театре, имея лишь один выходной в неделю, а порой и вовсе без него перед премьерой нового спектакля.

Выходной в театре приходится на понедельник. Зрители обычно стремятся окультуриться по субботам или воскресеньям, поэтому у сотрудников театра выходной по понедельникам. Почему именно он? За 10 лет работы в государственном театре я так и не нашла этому логичного или человеческого объяснения. Возможно, худруки всех театров мира с давних пор очень боялись, что за два дня артисты выйдут из формы, сопьются или переженятся, уйдя в декрет. Так исторически сложилось, что выходной один. Два — слишком много, а совсем не давать нельзя — ведь артисты не лошади! Бывает и так, что в преддверии нового спектакля или ответственных гастролей артистов заставляют «пахать» без выходных по две-три недели. Отдохнуть несколько дней подряд не дают, а потом просто плюсуют отнятые выходные к отпуску.
Народ репетирует без передышки до премьеры. К моменту выступления устал настолько, что вешать себя от вымученной улыбки на сцене. Правда, на саму премьеру балетные люди все-таки собираются, аккумулируют остатки сил и выдают прекрасный, полный ярких эмоций спектакль. Артисты свою профессию любят, ценят, несмотря на сложности, жить без сцены не могут. Сцена для них наркотик. Поэтому часто случается так, что вышедшие на пенсию в 38 лет балерины не хотят расставаться со зрителями, овациями и сценой. Продолжают танцевать до тех пор, пока еще могут. А когда уже становится совсем невмоготу, переходят в категорию балетных педагогов. Галина Уланова, например, до самой глубокой своей старости (а умерла она на 89-м году жизни) вставала с утра пораньше, делала зарядку с элементами балетного экзерсиса, ела низкокалорийный завтрак и бодро шла в театр, где ее ждали ученицы. Перестала танцевать она в 50 лет, а в 46 покорила Лондон, исполнив свою коронную партию юной Джульетты. Публика тогда рукоплескала, и никто не мог поверить, что Джульетта Улановой на самом деле уже достаточно солидного возраста. Вот так-то!
Стремление к сцене и желание долго танцовать свойственны премьерам и ведущим солистам, которые живут балетом. Уланова говорила, что всю жизнь провела будто в шорах, ничего кроме балета не видя. Несмотря на три брака, она оставалась преданной искусству. Артисты кордебалета не так рьяно живут сценой. Если выйти в солисты не удаётся, отношения танцора и танца становятся прохладными. Находясь на сцене, балерины думают о сосисках или новой кофточке, утрируя ситуацию, но общая картина похожа на правду.
«Сосисочникам» сложно дотянуть до пенсии, и если они не находят себя в чем-то другом, то обречены на несчастье. Кордебалет не даёт возможности заработать много, у него нет времени для личной жизни или других увлечений. Но это особая категория людей, склонных к стабильности и не готовых к переменам. Другие балерины, у которых складывается удачно карьера и личная жизнь, гордо демонстрируют свои достижения.