Стоит продемонстрировать другую сторону профессии, рассказав, за что мы, танцоры, любим свою работу и почему, несмотря на трудности, продолжаем заниматься балетом.

В предыдущих моих рассказах преобладали темы тягот балетной жизни: труды, лишения, ограничения, строгая дисциплина и суровые гастроли. В нашей среде даже поговорка ходит: «Тяжела и неказиста жизнь балетного артиста». Пишу так от раза к разу всё мрачнее, будто сценарий к фильму ужасов: «Балерина в большом городе. Остаться в живых». Важно показать другую сторону профессии и объяснить, что же мы — танцовщики — любим в работе и почему, несмотря на трудности, не бросаем балет.

Ответ прост — мы любим танцевать! Всей душой, всем телом преданы нашему любимому искусству. Ничто не заменит нам удовольствия от работы в балетном классе: когда мышцы ноют, пот льет градом, а ты идешь после репетиции и понимаешь: сегодня ты сделал что-то еще, преодолел себя и свое «не могу», сделал даже больше ожидаемого и получил такой кайф, что тело и душа удовлетворенно потирают руки. Чувство собственного достоинства и значимости растет в недрах сознания. Ты знаешь: ты молодец, ты поработал, ты стал лучше. Это не только физическое самосовершенствование себя, тренинг и стройная фигура, которой многие завидуют. Это еще и познание своего внутреннего «я», своей душевной стройности. Когда работаешь над новой ролью, раскрываешь в самом себе неизведанные ранее глубины. У нас, артистов, есть уникальная возможность официально претворяться кем-то другим на сцене, параллельно раскрывая потенциал своего внутреннего богатства. В танце можно выразить даже больше, чем словом, ведь тело — оно очень «говорящее». Передать ощущения, которые испытывает артист на сцене, трудно, тем более что у каждого они свои. По характеру аплодисментов всегда можно определить, как ты станцевал — удачно или не очень. В театре может показаться, что аплодируют всегда и всем. Но это не всегда показатель того, что артист действительно достоин оваций. Есть клакеры, которых нанимают, чтобы они аплодировали определенному артисту и таким образом «заводили» зал. Традиция нанимать клакеров существует с давних времен и еще не искоренена до конца.

На «Жизель» в Большом театре присутствие «подсадных уток» было заметно. Светлана Захарова, танцевавшая Жизель, была вне конкуренции. Аплодируя ей, я лично отбила свои ладоши до красноты — так искренне старалась. Что касается вторых партий, то состав подкачал и был слабоват. Это смущало меня, т.к. зал рукоплескал. Танцовщик станцевал вариацию так себе, а в конце скрутил три пируэта, и зал забился в экстазе от восторга. На самом деле три пируэта — не высший пилотаж. Это работа танцовщика, который обязан их уметь делать. Вот тут я и убедилась, что клакеры ещё существуют и активно работают.

Возвращаясь к теме. Успешное исполнение спектакля дарит артисту невероятную эйфорию, которой нет аналогов. Цветы, овации, хвалебные рецензии — приятный бонус профессии. Хороших артистов приглашают на интересные мероприятия, в новые постановки, что расширяет кругозор и приносит бесценный опыт.

Жизнь наша сложна, но ярка и полна событий. Мы много путешествуем, посещаем разные страны. Не всегда удаётся насладиться пребыванием полностью, но основные достопримечательности всё же успеваем увидеть. Во время гастролей мы живём не как туристы, а вникаем в жизнь страны изнутри: ходим по магазинам, стоим в очередях за продуктами, знакомимся с местными жителями, посещаем их дома, обмениваемся привычками и традициями. Это прекрасная практика для изучения языка. Мы узнаём, что о нас думают на родине, о русских. Удивительно, что несмотря на СМИ у нестоличных жителей некоторых стран Россия всё ещё ассоциируется с медведями, шапками-ушанками, икрой и водкой. Доводилось объяснять одному поляку, что медведи по улицам давно не ходят, икра — дорогое удовольствие, которое не everyone ест ложками, шапка-ушанка превратилась в сувенир для туристов, а водку мы пьем исключительно по праздникам. С медведями и икрой поляк смирился, а вот насчёт водки вынес вердикт: может быть, мы её и не пим, но умеем веселиться! Выносливость помогает нам успевать очень многое: отработать спектакль, прогуляться по городу и даже заскочить в ночной клуб. Нам никогда не бывает скучно, ведь рядом всегда веселая компания и люди, полные энтузиазма. А ещё мы любим хорошо и вкусно поесть. Диета нам фактически не нужна, ведь ежедневные репетиции просто не оставляют калориям шансов. Наша профессия трудна, но в ней есть свои плюсы. Главное — выходя на сцену, мы чувствуем себя в своей стихии. Эффект эйфории рождает определённую форму зависимости — от сцены! Поэтому многим из нас так трудно «соскочить» и хочется танцевать и быть в форме как можно дольше.