Век балетного танцовщика короток. Пенсия в 38 лет. Если к этому возрасту положенной выработки еще не набралось, то придется плясать еще несколько лет, пока государство официально не назначит тебя пенсионером. Но и до 38 надо дотянуть. Некоторые солисты выходят на сцену и в 40, и в 50!
Век балетного танцовщика короток. Пенсия в 38 лет. Если к этому возрасту положенной выработки еще не набралось, то придется плясать еще несколько лет, пока государство официально не назначит тебя пенсионером. Но и до 38 надо дотянуть. Некоторые солисты выходят на сцену и в 40, и в 50! Но то речь идет про балетных мэтров, таких как Г. Уланова или вот Майя Плисецкая, которая в 70 лет на собственном юбилее танцевала специально для нее поставленный М. Бежаром номер «Аве Майя».
Те, кому не довелось стать этуалью балетной сцены, тоже могут «топтать» ее после пенсии. Но обычно это уже «возрастные» роли: всякие там нянечки, матушки, королевы и придворные герцогини. Партии эти «ходячие» и ничего, кроме стати и чувства собственного достоинства, в принципе не требуют. Современный же балет «стариков» не терпит, если только очень именитых. Во всех театрах и труппах делают ставку на молодых. Как ни крути, а они все же крепче, выносливее, да и живут пока только балетом. У взрослых артистов уже и семья, и дети, и домашние дела, и быть преданным балету на все 100% просто физически не получается. Хотя исключения бывают. Вот Светлана Захарова, например, уже через месяц после рождения дочери вернулась в балетный класс, горя желанием работать и танцевать. «Ни дня простоя!», видимо, ее девиз. И так поступают многие ведущие балерины. Они понимают, что если отсидят в декрете отведенное на то длительное время, то выйдут из формы, потеряют партии и их место займет кто-то еще. Желающих всегда много. Вообще, рождение ребенка для балерины — это некий рубеж. Возможность переосмыслить карьеру, начать заниматься чем-то еще. Но даже если и не появление детей заставляет задуматься о перспективах, то перед любым танцовщиком однажды встает вопрос, чем же заниматься после окончания сценической деятельности.
Большинство артистов балета становятся педагогами. Они получают высшее образование по специальности «педагог-балетмейстер» и идут преподавать в хореографические училища, школы искусств, танцевальные студии. Да мало ли сейчас различных мест, где требуются педагоги по хореографии. Некоторые становятся инструкторами в фитнес-клубах. Все-таки занимаясь добрую половину жизни танцем, окунуться с головой в бизнес не хочется, да и, прежде всего, не можется. Не хватает навыков, специального образования, да и хватки тоже. Ведь люди театра живут в своем, закрытом от мирских дел пространстве, и переключиться на «обычную» жизнь им сложно. Но рано или поздно надо. Кто-то открывает собственную студию танца и заведует ею. Кто-то идет получать образование в смежных с искусством сферах: режиссура, продюсирование, менеджмент театральных мероприятий, руководитель танцевальных коллективов, балетоведение, театральная критика. Мало кто в силах закончить какой-нибудь технический ВУЗ. Я уже говорила, что образование в хореографических училищах априори готовит исключительно гуманитариев. Но даже получив высшее образование в далекой от искусства сфере, многие все равно возвращаются к балету и преподают. Все-таки душа лежит к искусству.
А вообще, у кого как сложится. Знаю одну балерину, которая после сцены устроилась секретарем в небольшую компанию, а потом, получив соответствующее образование, стала каким-то главным менеджером и о балете фактически не вспоминает. Другая пошла работать в турагентство. Еще одна уехала в «прекрасное далеко», на Бали, где теперь гоняет по волнам и учит других серфингу. Вообще, после 30, когда у большинства людей жизнь и карьера уже сформировались, люди балетные оказываются в очень сложной ситуации. Продолжать танцевать уже сложно, но начинать что-то новое еще сложнее. В 30 лет как начинающий специалист и без опыта работы ты мало кому нужен. Поэтому спасают либо связи, либо проторенная дорожка, т.е. все та же педагогика балета. Особенно успешные и хваткие люди начинают организовывать гастрольные туры и выступать уже в качестве импресарио. Но это опять-таки балетная среда. От балета уйти далеко трудно. Он насквозь пропитывает каждую клеточку мозга, и вытурить его оттуда или тяжело, или не хочется. Балерине вот можно замуж выйти, уйти с головой в воспитание детей. А танцовщикам в этом плане тяжко. Нужно же зарабатывать! Вот искренне пытаюсь припомнить, кто из моих знакомых занимается чем-то далеким от балета и понимаю, что никто, кроме официантов и продавцов, на ум не приходит. Или плохо стараюсь вспомнить, или все так или иначе продолжают работать в сфере балетного искусства, будь то исполнительская деятельность или организаторская.