Ребенок с повышенной активностью — явление, характерное для современности. Такие дети затрудняют работу педагогов из-за своей неусидчивости, импульсивности, раздражительности и безответственности.

Гиперактивный ребенок — один из симптомов современного общества. В каждой группе детского сада, в каждом классе встречаются дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Это создает дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям из-за их подвижности, вспыльчивости, раздражительности и безответственности. Гиперактивные дети часто задевают и роняют предметы, толкают сверстников, создавая конфликтные ситуации. Часто обижаются, но о своих обидах быстро забывают.

Прославленный американский психолог В. Оклендер описывает таких детей следующим образом: Ребенку с гиперактивностью сложно сидеть спокойно, его беспокойство выражается в постоянном движении, вертении на месте. Он может много говорить и своим поведением раздражать окружающих. Часто у него плохая координация или недостаточный контроль над движениями: он неуклюж, роняет или ломает вещи, проливает жидкость. Концентрация внимания у него затруднена, легко отвлекается, задаёт множество вопросов, но редко дожидается ответов. Возможно, каждый родитель или воспитатель встречал таких детей. Но прежде чем беспокоиться и думать, что ребенок имеет отклонения, требующие лечения, давайте разберемся, как визуально отличить серьезный диагноз от черт характера. И если это проявление характера, то плохо ли это?

Активности в аспекте медицины и психологии.

Гиперактивность — медицинский термин, корень которого кроется в минимальных мозговых дисфункциях. Такие дети могли появиться на свет при кесаревом сечении, асфиксии во время родов и подобных минимальных повреждениях нервной системы, имеющей свои особенности. У таких детей процесс возбуждения преобладает над процессом торможения, другими словами, это очень импульсивные дети. Импульсивность — склонность человека действовать под воздействием эмоций, часто не обдумывая последствий своих поступков, реагируя стремительно и впоследствии часто сожалея о своем действии. В то время как у нормального ребенка наблюдается почти равновесие этих двух процессов. Поэтому дети с синдромом гиперактивности быстро загораются, не могут усидеть на месте, им необходимо быть в постоянном движении, чем-то заниматься, играть, собирать. Но гиперактивность — это пограничное состояние между патологией и нормой. Дети с таким диагнозом сложнее в воспитании, чем дети с активным характером, потому что помимо психологических аспектов в их поведении проявляются еще и неврологические: заикание, недержание, нервные тики. Все это обусловлено излишним неконтролируемым возбуждением.

У этих детей доминирует процесс возбуждения над процессом торможения, то есть — большой импульсивностью.

С точки зрения психологии гиперактивность обычно называют СДВ (синдром дефицита внимания). Дети с этой проблемой испытывают трудности с самоконтролем. Например, семьи на грани развода могут принять проявление ребенком данной ситуации как дефицит внимания. Ребенок будет находиться в тревоге, его будут мучить навязчивые мысли, а компенсировать это он будет активностью. Со стороны ребенок может показаться гиперактивным. Для развития у ребенка самоконтроля необходимо научить, показать ему границы допустимого, как и что правильно делать, на личном примере или на примере членов семьи.

Определение уровня гиперактивности у ребёнка: тест.

Отметьте соответствия.

Ребенок обычно стремится быстро ответить на любой вопрос.

include_more_right

2. У него часто меняется настроение.

Множество вещей вызывают у него раздражение и гнев.

Он предпочитает работу, выполняемую быстро.

5. Обидчив, но не злопамятен.

6. Часто чувствуется, что ему все надоело.

7. Быстро, не колеблясь, принимает решения.

Может проявлять резкое непо liking к непригодной пище.

9. Нередко отвлекается на занятиях.

Когда кто-то из мальчиков кричит на него, он отвечает криком.

Чаще всего верит в успех решения любых задач.

12. Может нагрубить родителям, воспитателю.

13. Временами кажется, что он переполнен энергией.

Это человек практичный, предпочитающий действовать, а не размышлять.

Нетерпелив, нуждается в постоянном внимании.

16. В играх не подчиняется общим правилам.

В процессе беседы проявляет вспыльчивость, порой громко говорит.

Часто пренебрегает указаниями взрослых, отдавая предпочтение развлечениям.

19. Любит организовывать и предводительствовать.

Его больше остальных влияют похвалы и упреки.

При оценивании двадцати признаков импульсивности по системе «один балл за признак», можно выделить три уровня: от пятнадцати до двадцати баллов — высокая импульсивность, семь до четырнадцати — средняя, а один до шести — низкая.

Детям подобного рода необходим значительный объем физической активности, однако в установленное время. Психические или зрительные нагрузки перед сном лишь расшевеливают малыша.

Обнаружив подобные особенности у своего чада, обязательно проконсультируйтесь с нейропсихологом.
Специалист применяет диагностические методы, отличные от медицинских, и сможет подтвердить или опровергнуть возможный диагноз, а также предложить коррекционную программу.
В случае медицинского заболевания, возникшего вследствие минимальной мозговой дисфункции, невропатолог или нейропсихолог назначат коррекционную терапию с применением щадящих препаратов, например, гомеопатических, и установят строгий режим дня. Таких детей нуждаются в большом количестве физических нагрузок, но в определенное время. Мысленные или визуальные нагрузки перед сном только возбудят ребенка.

Если нейропсихолог не обнаружил у ребёнка синдрома и сказал, что он просто очень активный, вам повезло. Воспитатель и другие дети любят таких детей.

Помимо этого, дети с умеренной гиперактивностью хорошо адаптируются в обществе и во многих аспектах превосходят детей без этого синдрома.

Плюсы гиперактивности. Есть ли они?

В чем же плюс проявления гиперактивности у детейкто здоров с точки зрения медицины и неврологии?

Эти дети умнее, быстрее, быстро зажигаются и действуют. Более сообразительны другие. Чаще всего такие дети становятся душой компании. Всегда на виду, всегда привлекают внимание. Такие стремятся быть лучше других. Именно гиперактивных детей можно увидеть на спортивных соревнованиях.

Понаблюдайте за своим ребенком

Чтобы отличить болезнь от характера, нужно понаблюдать за ребенком во время творческого процесса. Дети с гиперактивностью испытывают трудности, занимаясь чем-то, требующим мелкой моторики рук. Завязать шнурки или застегнуть пуговицы для них почти невозможно и вызывает сильное беспокойство, которое может закончиться истерикой.

include_more_right

Эти дети всегда в опасности. Им часто случаются царапины, синяки, ушибы и иногда даже переломы. Во время их пребывания что-то непременно ломается.

В школьных тетрадях у этих детей можно увидеть недописанные слова, поскольку мыслительный процесс работает быстрее, чем письмо. Дети часто совершают опечатки не из-за незнания орфографии, а по причине недостатка внимательности и усидчивости для проверки написанного.

Гиперактивность как болезнь отличается от характера тем, что проявляется везде. Ребенок с гипераktivностью активен повсюду: в транспорте, в гостях, за столом, в детском саду и дома. Он ведёт себя громко, шумно и непоседливо. А ребенок с симптомами, похожими на гиперактивность, но по факту просто активным, ведет себя по-разному. В незнакомом месте или в гостях он может быть скромным и тихим. Пусть это может пройти со временем, именно поведение при первом знакомстве в новом месте говорит о характере или заболевании.

10 простых правил воспитания гиперактивного ребенка и общения с ним

Создайте условия для того, чтобы ребёнок установил контакт с вами в спокойной и мирной обстановке, без вспышек гнева или порывов.

  1. Чтобы поговорить с ребенком или попросить что-нибудь, посмотрите на него и убирайте всё отвлекающее. Создайте условия для спокойного установления контакта.
  2. Законы должны быть неизменными. Применяйте одни и те же правила постоянно и везде. Если вы запретили перебегать дорогу, то делать это нельзя ни при каких обстоятельствах, даже если машин нет.
  3. Когда домаactive ребёнок, всё неохраняемое окажется в его руках. Ведите себя примерно: упорядочивайте и храните вещи на своих местах. Ребёнок станет подражать вам.
  4. Повсеместный режим. Например, приемы пищи. пусть будет. семейной традицией — есть в одно время.
  5. Поощряйте детей. Пока они растут, им часто говорят о неудачах и ошибках.
  6. Если ребенку трудно выполнять задачу, похвалите стремление к её выполнению. Даже если результат не идеален, например, ребёнок плохо моет посуду, подкрепите желание учиться и улучшать свою работу.
  7. Ветром наполните паруса. Обнаружите у ребёнка таланты, которые раскрываются особенно хорошо, а также неповторимые дарования, отличающие его от остальных малышей.
  8. Сосредоточьте энергию ребенка в правильном направлении. Запишите его в спортивную школу, где он не только развивает здоровье и силу, но и проявляет свои способности, направляет активность на достижение целей и победу в соревнованиях.
  9. Отдохните! Если возможно, оставьте малышей с друзьями или родственниками. Не провоцируйте эмоциональный всплеск, который может случиться.