Мир танца и профессия артиста балета всегда привлекают внимание людей, далеких от этого искусства. Балерин нередко спрашивают о нюансах их работы, задавая при этом вопросы, основанные на распространенных представлениях. Ниже представлены наиболее типичные из них…
Мир танца и артистов балета привлекает внимание людей, далеких от этой сферы. Балерин нередко спрашивают о тонкостях их работы, причём вопросы, как правило, повторяются. Вот наиболее часто задаваемые из них:
«Садишься ли ты на шпагат?»
«А как вы ходите на мысочках?»
«Все ли мужчины в балете геи?»
«Балерины постоянно придерживаются диеты?» или «Вы, должно быть, совсем не едите?»
«Что вы делаете в театре, если нет спектакля?» или «Почему вы повторяете одни и те же репетиции?»
В течение своей карьеры каждой балерине рано или поздно приходится сталкиваться с определенными вопросами. Те, кто не знаком с профессией артиста балета в деталях, нередко задают вопросы, которые кажутся нам нелогичными.
балерина без труда выполняет шпагат. Нас постоянно растягивали с ранних лет, и владение этим приемом необходимо для дальнейших занятий танцем. Следовательно, если девушка стала балериной, то она, безусловно, способна выполнить шпагат.
в профессиональной среде артистов балета термин «мысочки» встречается редко. Обычно говорят: танцевать «на пальцах», что означает танец в пуантах. Часто возникают вопросы, когда исполнителям непонятно, что подразумевается под выражением «встать на полупальцы». «Полупальцы» – это опора на подушечки стопы. В свою очередь, «пальцы» – это подъем на самые кончики пальцев ног, на ногти. Вероятно, отсюда и пошло выражение «танцевать на ногтях», которое обычно употребляется, когда исполнение танца оказалось сложным из-за скользкого или неровного пола, например. «Танцевать на ногтях» – значит, держаться на ногах изо всех сил.
Во время гастролей оказалось, что сцена не соответствовала требованиям для балетных постановок. Вместо специализированного покрытия для балета использовали обычный линолеум, который оказался очень скользким. Танцевать было неудобно даже в мягких балетных туфлях, а в пуантах это казалось невозможным. Решением стала кока-кола, продукт, который можно найти практически в любой стране, которой мы и мыли пол. После этого линолеум стал липким, и мы смогли продолжить работу. Таким образом, кока-кола помогает не только удалять накипь с чайника.
не стоит полагать, что все танцоры балета принадлежат к гомосексуальной ориентации. Многие из них, напротив, пользуются популярностью у женщин и могут быть названы ловеласами. Этот термин, кстати, восходит к имени Лавлэйса – персонажа романа С. Ричардсона «Кларисса», который коварно добивался расположения юной героини, и впоследствии стал нарицательным. В балетном мире ловеласы встречаются довольно часто, что вполне объяснимо, поскольку существует значительное искушение. Танцовщики постоянно находятся в окружении привлекательных женщин во время работы, а артистизм и привлекательная внешность балетных мужчин привлекают внимание многих женщин и за пределами сцены.
в перечне различных диет можно встретить так называемую балетную диету, которая, согласно заявлениям ее составителей, является основой питания балерин, стремящихся к стройности и высокой работоспособности. Эта диета в целом может быть полезной и осуществимой, однако на практике профессиональные танцовщицы не придерживаются ее. Завтрак из овсянки, хлебец и кофе вполне допустимы, но полуденный перекус, кефир вместо ужина и отказ от еды после 18:00 попросту несовместимы с интенсивными тренировками. Понятие полуденного перекуса, как таковое, отсутствует. В течение дня танцовщицы употребляют чай с шоколадом, печенье. Обед, при нехватке времени, может быть пропущен. Однако от ужина обычно никто не отказывается – он полноценный и происходит значительно позже 18:00. Перед выступлением артисты стараются воздерживаться от пищи. Представление заканчивается в 21:00-22:00, и вот после него происходит ужин. Кефир вместо ужина – это не наш случай. Я предполагаю, что существуют балерины, которые действительно следуют подобным диетам или нуждаются в них, но лично я с ними не встречалась. Весь потенциальный избыток веса сгорает благодаря постоянным физическим нагрузкам, и у жиров практически нет шансов отложиться.
многие мои знакомые и даже родственники часто не понимают, чем я занимаюсь в театре, если нет спектакля. Как объяснить, зачем я ежедневно репетирую то, что уже знаю и танцевала? Довольно сложно донести специфику нашей работы. Мы повторяем одно и то же из года в год, чтобы сохранить мастерство, чтобы линии кордебалета были выровнены, чтобы каждый знал свое место. Любой новый участник кордебалета нарушает слаженность, и приходится снова и снова повторять танец, выстраивать четкие линии, чтобы новичок не выделялся. Для артиста кордебалета наилучшая похвала от педагога-репетитора – это фраза «вас не было видно», что означает, что исполнитель четко выполнил рисунок танца и не выбился из общей картины. Чтобы добиться этого, мы часами можем повторять всего один выход на сцену, чтобы каждая из 16 девушек вышла синхронно, заняла свое место и в нужный музыкальный акцент опустила руку. В дуэтном танце также необходимы репетиции. Каждая пара должна подстроиться друг под друга. В дуэте много поддержек, которые нужно отрабатывать, чтобы партнер знал не только вес своей партнерши и рассчитывал силы, но и умел ее правильно ловить.
Все танцоры осваивают балетные элементы по единой методике, однако в каждом исполнении присутствуют индивидуальные особенности, требующие доработки. Только так, посетив спектакль, зрители смогут получить истинное наслаждение и оценить профессионализм артистов. Для понимания уровня танцевального коллектива не обязательно быть экспертом в балетном искусстве. Академичность труппы всегда заметна. Балетные коллективы, формируемые специально для гастрольных поездок, обычно испытывают нехватку времени на репетиции, и в результате, люди, посещая балетный зал, впервые видят друг друга. Все знакомы с последовательностью движений в «Лебедином озере», но для достижения гармонии в исполнении требуется длительная и кропотливая работа. При недостатке репетиций качество исполнения будет заметно снижено. Это легко проиллюстрировать на примере всем известного «Танца маленьких лебедей». Если хоть одна из четырех танцовщиц допустит малейшую задержку в повороте головы, вся хореография потеряет свою целостность. Профессионалам недопустимы подобные ошибки, и именно поэтому мы проводим в театре множество часов, повторяя движения снова и снова.