Танцовщикам балета свойственно игнорировать болевые ощущения и переносить их. Интенсивные тренировки, постоянные физические нагрузки без достаточного отдыха и восстановления приводят к накоплению усталости, истощению организма и исчерпанию его энергетических резервов.
Танцоры балета привыкли мириться с болью и игнорировать ее. Интенсивные тренировки, постоянные физические нагрузки без перерывов и восстановления сил приводят к накоплению усталости, истощению ресурсов и энергетических запасов организма. Когда эти запасы исчерпываются, но необходимость танцевать и выполнять сложные технические элементы все равно сохраняется, организм дает сбой, не выдерживает, что может привести к травме. Наиболее часто травмы возникают из-за усталости: не хватило сил для правильного приземления после прыжка, и поврежден коленный сустав; не удалось вовремя сконцентрироваться и верно распределить вес тела — и уже поврежден голеностоп. Также у балерин и танцоров часто болят поясницы, тазобедренные и плечевые суставы. Постоянные физические нагрузки могут приводить к микрорастяжениям и травмам, которые накапливаются и приводят к более серьезным проблемам, выводя танцоров из строя на длительный срок.
Наиболее примечательно не то, что танцоры балета нередко получают травмы, а то, что мы склонны игнорировать свои недуги, что приводит к следующей ситуации: во время репетиции произошел вывих стопы, но отека нет выраженного. Возможность встать на ногу сохраняется, хотя и сопровождается сильной болью. Завтра – спектакль, и замены нет, некому его заменить. Применяется медицинский препарат для облегчения боли, пораженный участок обезболивается, нога, несмотря на отек, помещается в пуант, и артист выходит на сцену, сохраняя привычную улыбку. Когда действие препарата проходит, боль становится невыносимой, и на следующий день встать на ногу уже невозможно. Неделю артист проводит дома, леча травму, а затем, еще не полностью восстановившись, возвращается в театр для участия в очередном спектакле, где нет замены, или из опасения, что на его место придет другой, здоровый танцор. Неудивительно, что недолеченные травмы рано или поздно дают о себе знать, перерастая в хронические заболевания.
Сколько же случаев, когда танцор жертвует ради Терпсихоры собственным здоровьем, игнорируя даже обычную простуду. В результате он получает инвалидность, теряет возможность продолжать карьеру и оказывается ненужным! И причина этого в том, что артистам балета просто нет времени и возможности болеть. Официальный больничный предполагает минимум десять дней, но за это время место может занять другой человек. Иногда достаточно отлежаться всего пару дней, однако такой возможности никто не предоставит, и приходится оплачивать это из своего кармана. Так получается, что на работу ходят с простудой и другими заболеваниями, надеясь на быстрое выздоровление.
И проявляется, но нередко напоминает о себе впоследствии. Балерина постоянно ощущала кашель, что затрудняло ее выступления; после каждой вариации ей казалось, будто она «выдыхает» легкие, хотя она и не курила. Повышенная температура тела сохранялась постоянно. Однако возможности обратиться к врачу не было, поскольку ее занимали репетиции, с которых не отпускали, или спектакли. Тратить единственный выходной на ожидание в очереди к врачу было совсем нежелательно, к тому же существовали и домашние обязанности: муж, дети. «Я старею, – размышляла балерина, – поэтому мне так тяжело». И она продолжала работать в прежнем темпе. А затем внезапно температура резко возрастает, она теряет возможность открыть глаза, и вызывают скорую помощь. Там выясняется, что воспаление легких перешло с нижних конечностей, и осложнения болезни представили очень неблагоприятную картину. Иммунная система оказалась истощена. О продолжении карьеры и каких-либо физических нагрузках не может быть и речи. Несколько месяцев в больнице – и все, прощай, балет. А «старой» балерине всего немного за тридцать. Это правдивая история нашего времени.
В XIX веке ситуация мало чем отличалась. Многообещающая юная балерина Мария Данилова скончалась, не достигнув 17-летнего возраста. Причинами трагедии стали пренебрежение здоровьем ради исполнения партии. События разворачивались следующим образом: Данилова готовилась к роли в балете «Амур и Психея», для создания образа полета ее облачали в корсет, к которому крепился трос. С помощью специальной машины этот трос, вместе с балериной, поднимали под купол театра, а затем быстро опускали вниз, имитируя полет. Во время спуска произошел сбой, и трос резко дернулся. Балерину сильно тряхнуло. Почти без сознания ее опустили на землю, однако, придя в себя, она не высказала никаких жалоб. К вечеру началось кровохарканье, но Мария все равно вышла на сцену на следующий день. Она продолжала танцевать и репетировать и впоследствии. А затем кровотечения становились все чаще и обильнее, силы покинули ее, и карьера балерины Даниловой оборвалась в самом расцвете. По воспоминаниям, после неудачного спуска Данилова рассказывала подругам, что во время толчка почувствовала острую боль в груди, как будто что-то разошлось, но стремление выступить в новой постановке заставило ее отбросить это на обочину и стало роковой ошибкой.
Выдающаяся балерина XX века Ольга Лепешинская во время исполнения балета «Красный мак» в 1953 году получила перелом ноги в первом акте. Она завершила выступление, но за кулисами потеряла сознание. Как оказалось, повреждение кости было зафиксировано в четырех местах! Уже спустя три месяца Лепешинская вновь появилась на сцене. Этот поступок, безусловно, демонстрирует необычайное мужество, хотя в те годы, когда существовали так называемые балетные стахановцы, они продолжали танцевать, невзирая на трудности, и дарили свое искусство публике.
Несмотря на смену эпох, самоотверженность артистов балета, воспитываемая с самого детства в балетных школах, остается неизменной. Однако это утверждение справедливо лишь в отношении тех, кто по-настоящему живет балетом и полностью посвящает себя этому виду искусства. Речь идет о настоящих «жертвах Терпсихоры».