Людмила Сахарова — легендарная для Перми личность. Она была великим педагогом, воспитавшим множество прекрасных танцовщиков, но ее педагогический подход неискушенному человеку может показаться очень суровым.

Балерина в большом городе. Педагогические методыСовсем недавно вновь показали фильм «Пленники Терпсихоры» про Л. П. Сахарову — балерину, педагога, хореографа, которая тридцать лет руководила Пермским государственным хореографическим училищем. Л. Сахарова — легендарная для Перми личность. С ее именем связан расцвет балетной школы в этом городе. С педагогической деятельностью Л. Сахаровой появилось понятие «пермская школа» как стиль, наряду с «московской» и «питерской». Благодаря Сахаровой пермская школа балета стала известной во всем мире.

Имя Людмилы Сахаровой знают не только выпускники из Перми, но и все балетные люди. Она была великим педагогом, воспитавшим множество прекрасных танцовщиков, но ее педагогический подход неискушенному человеку может показаться очень суровым. Сахарова не стеснялась в выборе слов и сравнений для оценки успеваемости своих учеников. Слова «дура», «нахалка» и прочее из ее уст вырывались очень часто. Грубость, суровый тон, почти ни одного слова поддержки и одобрения — и все это, как утверждается, во благо будущей балерины. Сахарову боялись. До сих пор если педагог хочет заставить своего ученика стараться на уроке, он «пугает» Сахаровой. Фильм «Пленники Терпсихоры» стоит смотреть всем детям и их мамам, решившим связать свою жизнь с искусством балета, чтобы решить, стоит ли вообще поступать в профессиональное училище и готовы ли родители подвергать своих детей таким суровым испытаниям — как физическим, так и моральным.

 

Балерина в большом городе. Педагогические методы

 

Конечно, фильм демонстрирует одну сторону воспитания учеников, и далеко не все педагоги так строги, как Великая и Ужасная Сахарова. Среди моих педагогов не было ни одного, кто бы позволил себе сказать ребенку, что он «дурак». Поколение уже было другое, и принципы взаимоуважения ставились во главе воспитания. Но все равно случалось, что неаккуратно брошенное слово педагога становилось причиной сломленной психики ребенка. Одна из девочек в моем училище дохуделась до анорексии и долго потом лечилась. И все потому, что педагог вскользь сказал, что у нее «тяжелая попа». Девочка не была толстой, но после этих слов перестала есть, а потом уже и вовсе не могла видеть пищу. Не могла она и заниматься в балетном классе, так как силы ее оставили. После курса реабилитации девочка чуть пополнела и снова встала к станку. Наблюдая за тем, как она переодевается в раздевалке, мы шушукались, обсуждая, зачем она сильно-сильно перетягивает резинкой область талии. Будучи в младшей группе, мы не понимали проблем этой девочки со здоровьем, и нам было невдомек, что резинкой девочка перетягивала свои кости, потому что, несмотря на мнение окружающих, она все равно считала себя недостаточно худой. Правда, как потом выяснилось, психика этой девочки была неустойчивой изначально, и замечание педагога лишь спровоцировало инцидент.

Другой моей однокласснице учительница сказала, что с таким круглым лицом, как у нее, балерин не бывает. Учительница была по математике, но считала себя знатоком балетных требований и не постеснялась высказать свое мнение. А девочка помнит это замечание до сих пор, даже став красивой взрослой женщиной, она долгое время пыталась подобрать себе стрижку, скрывающую овал лица, пока не убедилась, что с лицом у нее все нормально и в балете встречаются и куда более луноликие представительницы.

Еще в нас кидались тапками, замахивались стульями и больно тыкали в ягодицы длинными и заостренными ногтями. Но это все было не всерьёз, мимо цели и приходилось в основном на долю непослушных мальчишек. Кроме ногтей. В ягодицы действительно тыкали, чтобы мы их зажимали. Наш педагог специально отращивала для этих целей длиннющие ногти, а на уроке сидела с большой металлической пилкой и угрожающе их подпиливала — как будто точила ножи. Вопреки расхожему мнению, меня лично никто не бил по ногам, заставляя вытягивать колени или сесть на шпагат. Все объясняли на словах, без оскорблений и результата добивались без применения силы. Но все ученики разные, и ко всем нужен индивидуальный подход.


Источник