Танцоры и балерины, стоя спиной к спине и соблюдая правила этикета, привлекают внимание. Однако от них невозможно отвлечься. В такие моменты для тех, кто обслуживает сцену, начинается поистине захватывающее зрелище.
Театр – это роскошные канделябры, богато украшенные потолки и сверкающие хрустальные люстры. Зрители посещают театр в поисках ярких впечатлений и сильных эмоций. На сцене разворачивается волшебное представление, будь то сказка для юных зрителей или драматичный спектакль, сопоставимый с трагедией «Царь Эдип» Софокла. Профессиональная режиссура и актерская игра способны увлечь зрителя в мир фантазий, где каждому произнесенному слову сопереживаешь искренне, а каждый персонаж становится близким человеком.
И тогда многим возникает желание оказаться «по ту сторону», зайти за кулисы и увидеть любимых артистов поближе. При этом многие забывают, что за кулисами артисты — это обычные люди, обладающие, возможно, выдающимися способностями, но также и подверженные обыденным привычкам, в том числе и не самым полезным. Наверное, ни один театральный жанр не так сильно отличается от происходящего на сцене и за кулисами, как балетный спектакль. Ведь на сцене артисты балета предстают безмолвными, почти бестелесными существами, словно парящими над сценой без каких-либо усилий и пота. Но за кулисами эти люди, как и все остальные, обретают голос и телесную оболочку.
Как начинается наш рабочий день в день спектакля? Мы приходим в театр заранее. Сначала мы используем балетный класс, затем могут быть репетиции к другим постановкам из репертуара, после чего следует обязательный перерыв: час для мужчин и два для женщин. Это время необходимо для подготовки к спектаклю: нанесению грима, причесыванию и надеванию костюмов. Женщинам отводится два часа, так как их подготовка занимает больше времени: создание пучка, наклеивание ресниц и удобное закрепление лент на пуантах. Затем звучат три звонка. Это сигнал не только для зрителей, но и для артистов. Если начало спектакля задерживается, возможно, кто-то из исполнителей еще не готов. На моей практике был случай, когда ведущая балерина попала в пробку и не успевала к началу представления. Задерживать начало спектакля более чем на двадцать минут было невозможно. Меня, танцующую другую партию, переодевают в костюм главной героини балета (эту роль я исполняла однажды и почти забыла), и отправляют на сцену. Порядок движений я вспоминала по ходу. Станцевав первый выход, я замечаю ведущую балерину, вырвавшуюся из дорожной пробки, которая судорожно машет мне руками из-за кулис, призывая вернуть ей костюм. Я забегаю за кулисы. Там мы быстро переодеваемся: она в костюм, что был на мне, а я в свой. Далее мы уже выходим в своих партиях. Зритель не замечает подмены.
include_more_right
Зачастую в балете разные партии исполняют одни и те же артисты, и на смену костюмов остается всего несколько минут. В таких условиях добежать до гримерки, чтобы переодеться за закрытыми дверями, никому не удается. Особенно это актуально во время гастролей, когда театр может быть спроектирован так, что сцена и гримерные располагаются на разных этажах и в разных секциях здания. Тогда артисты переодеваются за кулисами, помогая друг другу расстегивать и застегивать одежду. Балерины и танцовщики, находящиеся рядом, поворачиваются спинами друг к другу, сохраняя приличия. Но отвлечь внимание от всех одновременно невозможно. Поэтому в такие моменты для монтировщиков сцены начинается настоящее представление.
Еще одна сценическая иллюзия заключается в том, как балерина, легко и изящно бежа, пересекает сцену из кулис в кулисы, а затем неожиданно появляется с противоположной стороны. Это выглядит эффектно и красиво, однако, если бы зритель наблюдал за происходящим за кулисами, он увидел бы, что для того чтобы успеть выйти на сцену вовремя, балерина бежит на пределе возможностей за задником, сбивая с ног всех, кто попадается на пути, и громко кричит: «Дорогу!». Вообще, за кулисами артисты балета разговаривают, улыбаются, смеются, пьют чай, а когда приходит время выхода на сцену, они резко отбрасывают все мирское и превращаются в нимф. Иногда, если шутка была удачной и момент преображения затянулся, артисты «выплывают» на сцену, все еще смеясь. В такие моменты лучше сидеть подальше от сцены, чтобы не разрушить печальный образ, который должен быть у артиста согласно сюжету, из-за неуместной улыбки. Балет вообще лучше смотреть не из первых рядов. Тогда и композиция танца будет более понятной, и не будет видно, что, покидая сцену, артисты «бросают» свои позы и ходят уже не на носках. Что после вариации они тяжело дышат и, возможно, даже громко кашляют. Что после танца, едва ступив за кулисы, балерины тут же снимают пуанты, чтобы освободить пальцы ног и дать им отдохнуть.
Затем следует антракт. В то время как зрители выстраиваются в очередь за бокалами шампанского, артисты вытирают выступивший пот, меняют сценические костюмы и выходят на перекур. В настоящее время курение в помещении запрещено, однако это не останавливает заядлых курильщиков. Накинув куртки, они выходят на улицу, чтобы выкурить сигарету. Поэтому не стоит после детского спектакля спешить вести детей к служебному входу, чтобы получить автограф у понравившегося зайчика или лисички. Не исключено, что этот зайчик курит и не столь «белый и пушистый», как представлялся из зрительного зала.
Когда спектакль завершается, зрители покидают театр, а исполнители остаются на сцене для обсуждения прошедшего выступления. Они прислушиваются к отзывам педагогов и устраняют недочеты. В этот период не стоит заглядывать за кулисы, поскольку артисты постепенно снимают свои костюмы, а сценические рабочие разбирают декорации. Сказка подошла к концу.