Если балет не стал призванием, но с детства сохраняется желание выйти на сцену и танцевать, то для тех, кого можно назвать «балеринками в душе», сегодня доступно множество студий. В них занятия ведут артисты балета и дипломированные педагоги, предлагая обучение для людей всех возрастов.
Балет – это вид искусства, требующий исключительного мастерства и полной преданности делу с ранних лет. Лишь пройдя все ступени обучения, можно с уверенностью выступать на сцене и именовать себя артистом балета. Но как быть, если балет не стал призванием, хотя с детства живет мечта о сцене и танце? Для тех, кого называют «балеринами по душе», сейчас доступно множество студий, где опытные артисты балета и дипломированные педагоги преподают основы балета для людей всех возрастов. Речь идет не о боди-балете, который включает в себя элементы балетной гимнастики и является, по сути, тренировкой, распространенной во многих фитнес-центрах, а о тех студиях, где изучают базовые принципы классического танца.
До начала собственной преподавательской деятельности в подобных студиях я с недоверием относилась к женщинам, решившим начать балетную карьеру в тридцать лет. С позиции юношеского максимализма я полагала, что либо ты профессионал, либо не стоит браться за балет, рискуя выглядеть неловко с непривычной осанкой и неуклюжими движениями. Такое мнение сложилось под влиянием женщин, которые эпизодически посещали наши уроки классического танца в училище, причем не в качестве зрителей, а активно присоединяясь к нашим занятиям и пытаясь повторить все движения. Естественно, у них это выглядело нелепо и вызывало смех, а их выбор одежды – розовые юбочки и купальники на тонких бретельках, едва прикрывающие пышную женскую грудь, только усиливал это впечатление. В детстве мы были беспощадны и безжалостно насмехались над этими женщинами. Как они вообще попадали к нам в класс? Потому что платили, и коммерческому училищу, в котором я обучалась, это было выгодно. Зачем эти женщины выбирали училище, а не студию? Потому что в то время было немного мест, где обучали балету любителей.
Занятия балетом способствуют улучшению самочувствия, укреплению здоровья и физической формы, позволяют осуществить детскую мечту о сцене и ощутить себя балериной.
В настоящее время существует множество подобных студий. Если есть желание, их можно открыть еще больше. Я уважаю тех, кто, несмотря на возраст и физическую форму, не испытывает страха и стеснения, а приходит на занятия в балетный зал, подходит к станку и добивается прогресса. Заниматься балетом начинают для улучшения самочувствия, поддержания хорошей физической формы, чтобы осуществить детскую мечту о сцене и почувствовать себя балериной. Но, как правило, в таком формате на сцену не выходят. Однако совсем скоро состоится премьера «Лебединого озера», где исполнительницами будут любители. Это проект Марии Соколовой, которая решила подарить поклонникам балета возможность почувствовать себя настоящими балеринами. Участницам с минимальной подготовкой в балете предстоит всего за три месяца и за определенную сумму денег выучить хореографию самого известного классического балета, облачиться в костюмы, сделать грим и выйти на большую сцену под свет софитов на суд зрителей. Это уникальная возможность для участников, но возникает вопрос, кому это нужно, кроме самих исполнителей и организаторов? Ведь любители, выучившие хореографию спектакля всего за три месяца, все равно не будут выглядеть на сцене так, как настоящие балерины. Профессионалы и люди, разбирающиеся в балете, не смогут оценить это представление, так как все для них будет выглядеть как пародия на балет, и при этом не на высоком уровне. Пародию на балет на высоком уровне делает мужской коллектив «Трокадеро». Помимо того, что там все партии, включая женские, исполняют мужчины, эта труппа еще и высмеивает все балетные штампы, такие как условность пантомимы и характерные образы из балетов. Однако танцовщики «Трокадеро» — это профессиональные артисты балета, в совершенстве владеющие техникой танца. Именно этот высокий уровень позволяет им вставать на пуанты и делать те самые смешные и тонкие пародии, которые мы можем наблюдать в их репертуаре. А балет в исполнении любителей, задуманный и исполненный «всерьез», будет выглядеть скорее карикатурой. Те, кто не разбирается в балете, увидев подачу любителей, подумают, что балет не заслуживает тех восторгов, которые ему посвящают. Но если отбросить взгляд профессионального критика и не учитывать материальную выгоду организаторов, какую пользу это приносит тем, кто решился в нем участвовать?
Люди, не знакомые с балетом, могут усомниться в оправданности всеобщего восхищения им, увидев выступления непрофессионалов.
А он действительно много дает. Возможность осуществить мечты о большой сцене, ощутить себя балериной в настоящей пачке, получить удовольствие от музыки — это уже немаловажный плюс. Однако важно помнить, что за три месяца репетиций невозможно стать профессиональным танцовщиком, и спектакль, созданный любителями, не сравнится с постановкой Большого театра. Тем не менее, работа всех участников проекта была по-настоящему посвящена делу и выполнена с полной отдачей. Три месяца репетиций, три раза в неделю по три с половиной часа – это значительный труд. Занятия проходили после основной работы, нередко до позднего вечера. Такой режим – серьезная нагрузка для любителей. Требуется немало мужества и, прежде всего, сильное желание, чтобы не сдаться. Таким образом, в стремлении к результату и в упорстве участницы подобных проектов вполне демонстрируют профессиональный подход. Второй важный аргумент в пользу проекта Марии Соколовой – это возможность самореализации, отличная физическая форма и множество впечатлений, которые останутся с участницами на долгие годы. И, как правило, случайных зрителей на подобных мероприятиях практически не бывает. Присутствуют только самые близкие: родственники и друзья, готовые поддержать смелых и начинающих балерин бурными и искренними аплодисментами. Главное, чтобы исполнители осознавали свой статус любителей и не считали себя новыми Захаровыми, а зрители не оценивали их как профессионалов.
Фото: Depositphotos.com