Паваротти: премьера в России, сюжет, любопытные подробности.
В фильме «Паваротти» (2019) режиссер Рон Ховард предлагает свежий взгляд на жизнь и творчество величайшего тенора за всю историю. Картина выходит в России 25 июля 2019 года.
Как создавали документальный фильм
Фильм «Паваротти» — третья работа Рона Ховарда из серии документальных фильмов о знаменитых музыкантах. Первыми двумя стали картины «THE BEATLES: ВОСЕМЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ – ГОДЫ ГАСТРОЛЕЙ» и «СДЕЛАНО В АМЕРИКЕ», рассказывающая о закулисной и неосвещённой жизни уникального фестиваля музыки Budweiser Made in America Festiva.
Некоторым может показаться, что легенда оперы не совсем подходит для фильма удостоенного «Оскара» режиссёра. Но Ховард однажды встретился с Паваротти и был им поражён. Кто мог бы устоять перед харизматичностью великого тенора, справедливо носившего статус оперной рок-звезды, соединившего высокую культуру оперы с миром популярной музыки, тем самым показав, что границы этих кардинально отличающихся друг от друга миров иллюзорны.
Чем больше узнавал о Паваротти, тем больше видел в нём человека, который желал проживать жизнь с страстью, отдаваясь любимому делу без остатка. Сначала меня поразил масштаб его истории, удивительной карьеры и впечатляющего успеха во всех сферах. Впрочем, углубившись в детали, я понял, что Лучано часто и серьёзно рисковал на протяжении своей карьеры. Этот драматизм был необычен, но при этом естественен. |
Для реализации амбициозного проекта Ховард собрал команду, с которой работал над съемками фильма «THE BEATLES: ВОСЕМЬ ДНЕЙ В НЕДЕЛЮ – ГОДЫ ГАСТРОЛЕЙ». Фильм описывал несколько дней из жизни группы The Beatles.
- Найджел Синклер и Брайан Грейзер, вместе с Майклом Розенбергом из Imagine и Джинн Эльфан Фестой из White Horse Pictures.
- сценарист Марк Монро,
- монтажер Пол Краудер,
- звукорежиссер Крис Дженкинс.
С Ховардом стремясь гармонично сочетать визуальный ряд со звуком.
Изучая редкие записи, архивные интервью и другие материалы, Ховард осознал трудности жизни Паваротти. Этот добрый человек искал хорошее во всем, смиренно переносил любые испытания судьбы. Тем не менее, справлялся с огромной популярностью, невероятными ожиданиями и бурным круговоротом отношений. Всё это было несущественным по сравнению с растущим чувством ответственности. Паваротти стремился найти применение своему голосу и влиянию для чего-то более важного, чем обычная слава.
«Фильм предоставил бесценный шанс изучить жизнь Паваротти по материалам, недоступным раньше: интервью с Лучано, его семьей и друзьями, – говорит Ховард. – Самая амбициозная цель Паваротти заключалась в популяризации искусства, чтобы как можно больше людей полюбили оперу. Время от времени он отклонялся от намеченного пути ради преподавания или путешествий по Америке и Китаю с целью познакомить людей с силой оперы. Надеюсь, наш фильм продолжит его дело. Лучано любил музыку, людей, хотел приобщить к красотам мира музыки как можно больше людей». |
Ария Nessun Dorma — центральная тема картины. Ховард считает её очень впечатляющей и попытался провести аналогию между ней и другими любимыми ариями Паваротти, этапами его жизни.
Все эти арии, по мнению режиссёра, несут в себе что-то большее, чем просто красоту композиций. Их экспрессивность поможет зрителям воспринимать фильм на более глубоком эмоциональном уровне.
Режиссеру фильма «Паваротти» для начала работы над картиной необходимо было разобраться в герое, с чем архивы семьи певца существенно помогали.
«Мой подход заключается в признании собственной некомпетентности во многих вопросах, – говорит Ховард. – Я открываю для себя что-то новое и хочу рассказать зрителям о том, что узнал сам. Мне нравятся персонажи моих фильмов, и я искренне поражаюсь тому, как они преодолевают трудности и удары судьбы. В случае с Паваротти передо мной стоял главный вопрос: откуда появилась такая поразительная артистичность? Тут дело не только в удивительном голосе, она должна была исходить из сердца. Только так можно было добиться столь искреннего исполнения, которое и по сей день завораживает слушателей. Поэтому я стремился узнать все о том, как Паваротти развивал свой талант и на какие жертвы шел, чтобы стать знаменитым артистом». |
Ховард испытал изумление, смотря на глаза Паваротти во время исполнения. Похож был артист, полностью погрузившийся в роль, черпающий вдохновение в личной боли и переживаниях, воплощавший их в эмоциональную форму. Независимо от того кем был зритель или слушатель, чистота и искренность не могли оставить равнодушными.
Интервью с Паваротти всегда были чем-то особенным, раскрывая его глубокие сомнения, переживания и мечты. В них встречались его грандиозные амбиции и стремление к простому человеческому счастью и любви.
«Интервью с родственниками кажутся мне особенно важными, – уточняет Ховард. – Эмоциональные беседы были не просты для наших собеседников, и я благодарен им за то, что они увидели в нашей истории гуманизм и нашли силы поговорить с нами. Именно благодаря этим интервью фильм стал чем-то большим, чем просто рассказ о выдающемся певце. Собеседники рассказали об увлекательном путешествии со своими взлетами и падениями, которые переживали вместе с Лучано». |
Фильм насыщен сценами из семейных домашних видео и архивных любительских материалов, снятых родственниками Паваротти.
Фильм начинается со съемок в манаусе, в бразильских джунглях Амазонки. Зритель видит Паваротти в обычных домашних брюках поющим свою партию перед прохожими. Флейтистка Андреа Гриминелли сняла этот клип, и его еще не показывали широкой публике.
«Это один из моих любимых клипов, потому что в нём, пожалуй, единственный раз Паваротти поёт для себя, – говорит продюсер Джинн Эльфан Феста. – Видно, что Лучано пытается уловить ощущение, которое испытывал его кумир Карузо, когда пел там. Потребовалось немало времени на то, чтобы получить этот ролик, но усилия того стоили. Запись очень воодушевляющая и невероятно красивая». |
Некоторые редкие записи были взяты из личной коллекции Николетты Мантовани – жены Паваротти и матери его дочери Элис, а также руководителя музея Паваротти в Модене. С самого начала работы над фильмом она помогала кинематографистам. Николетта говорила о важности рассказа этой истории всему миру, потому что Лучано был не только одним из лучших артистов мира, у него было большое доброе сердце. Зрителям нужно узнать об этом.
Ховард заметил, что Николетта стала видеографом своего мужа. В то время стали доступны неплохие любительские видеокамеры по разумным ценам. Николетта периодически разговаривала с мужем, записывая беседы на камеру. К счастью, в этих разговорах он делился своей мудростью и планами на будущее. Кроме того, Лучано говорил с женой открыто, как никогда бы не позволил себе общаться с ведущим ток-шоу.
Что представляли собой домашние видеозаписи для кинокартины?
- Маэстро раскрывался с новой стороны, являя свою обаятельность и простоту.
- Паваротти был простым парнем, который судьбой стал выдающимся певцом.
- Он видел себя обычным крестьянином, трудившимся изо всех сил для достижения своих целей, полностью посвящая душу и сердце любимой работе.
Ховард сотрудничал с Марком Монро, сценаристом, которого тоже заинтересовал удивительный характер Паваротти – человека, показывающего невероятный поток эмоций, постоянно находящегося под светом софитов в сложном и требовательном мире.
Голос Паваротти кажется мне настолько проникновенным именно потому, что символизирует все наши человеческие слабости, — говорит Монро. Надеюсь, зрители фильма увидят все грани личности Лучано – замечательного человека, в котором недостатки сочетались с потрясающим талантом и великодушием. |
Продюсеры признают историю необычной. Временами им было трудно сдержаться от слёз, потому что перед глазами проносилась вся жизнь человека. Возможно, Рон Ховард целенаправленно вызывал такие эмоции, ведь он одержим исследованием человеческой судьбы. Ему интересно, как люди общаются друг с другом и как на них влияют обстоятельства. Самые замечательные творения режиссёра построены именно на этом. Рон хотел выяснить, чем руководствовался Паваротти, и всё, что узнал, отразил в картине.
Феста отмечает, что в фильме особое внимание уделено тому факту, что Паваротти не признавал границ между так называемыми «высшим» и «низшим» видами искусства, с теплотой относясь ко всем направлениям современного искусства.
Феста считает, что у Паваротти много общего с рок-звездой, поскольку тенор всегда считался бунтарем. У него умение впечатляюще и проникновенно воздействовать на публику, а Феста обрадована, что это очень заметно в фильме Рона. |
Ховард рассчитывает, что в фильме удалось достигнуть равновесия: картина должна быть достаточно достоверной и убедительной для почитателей творчества Паваротти, но при этом интересной и привлекательной для тех, кто не знаком с тенором и его работами.
Выросший в культурной среде Паваротти всегда стремился вернуть оперу к ее корням в современном мире. Самым удивительным и замечательным качеством характера Лучано была скромность: он гордился своими достижениями, понимая свою власть над людьми, но смиренно относился к музыке и был благодарен судьбе за возможность нести ее всем людям без исключения.