DailyPoster

Женский журнал

В каком возрасте дети начинают говорить?

Когда начинают говорить дети: этот вопрос волнует многих молодых мам. Безусловно, есть общепринятые этапы развития речи, однако важно принимать во внимание индивидуальные особенности каждого малыша

Существует мнение, что специалисты могут точно определить возраст, когда дети начинают говорить. Тем не менее, родителям важно учитывать, что это лишь средние показатели. Каждый ребенок уникален, его развитие происходит в различных обстоятельствах, и он обладает собственным темпераментом. Поэтому начало речи может наступать в разное время.

Первое детское слово

Обычно первый опыт разговорной речи у младенцев начинается с известных звуков «агу» и «гули». Мать распознаёт у ребёнка звуки, похожие на похёкивания, причмокивания и цоканья. Таким образом, малыш тренирует артикуляцию и осваивает произношение первых звуков.

К пяти-семи месяцам младенец обычно начинает объединять звуки в слоги, такие как «ам-ам», «ап-ап», «па» и «ма». Из этих слогов впоследствии формируется первое слово: дети начинают произносить «мама» и «папа». Это объясняется тем, что подобные слова часто используются при общении с ребенком, особенно когда родитель комментирует свои действия. Например, «мама сейчас покормит» или «пойдем с папой гулять».

Первые фразы

Когда ребенок произносит свое первое слово, начинается быстрое расширение его словарного запаса. Этот запас напрямую зависит от того, насколько часто и ясно родители разговаривают с ним. Обычно уже в возрасте 10 месяцев младенец способен произносить отдельные слова, такие как «кися», «ням-ням», «дай», «мама», «папа», «ав», «топ-топ» и другие. К полутора годам этот словарный запас позволяет ребенку строить короткие фразы, например, «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и другие.

Когда в раннем возрасте ребенок получает поддержку от окружающих, когда с ним общаются с интересом, то к двум годам он начинает строить простые, но грамматически верные фразы с использованием окончаний, предлогов и правильных падежей. Например, можно услышать: «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет».

Читать также:  Перевод баллов ЕГЭ по химии 2021 года

Интересно! Неприятные симптомы, такие как рвота и диарея у детей, могут возникать и без повышения температуры тела

Особенности развития речи у детей в процессе общения

В соответствии с классификацией медиков и дефектологов, развитие речи у детей проходит через ряд последовательных этапов:

  • в течение месяца-двух малыш начинает различать речь родителей, реагировать на звуки и интонации. Он активно начинает улыбаться. Первые эмоции выражаются посредством крика или плача, что является ранним признаком формирования навыков общения.
  • в возрасте трех-четырех месяцев младенец уже может издавать гласные звуки. Он начинает гулить и агукать.
  • в возрасте 5-6 месяцев начинают формироваться первые слоги из гласных и согласных звуков. Впоследствии эти слоги объединяются в элементарные слова, такие как «мама», «баба», «папа.
  • к 7-8 месяцевой давности ребенок начинает формировать первые слоги, состоящие из гласных и согласных, которые звучат как настоящие слова. Этот «болтливый» малыш уже начинает сознательно подражать речи взрослых.
  • к одному году ребенок уже способен произносить первые простые слова, такие как «кися», «мама», «пить», «дай». Его словарный запас непрерывно увеличивается. Именно в этом возрасте дети начинают осознанно произносить свои первые слова.
  • к полутора годам, при условии, что родители постоянно и ясно общаются с ребенком, он обычно начинает строить простые предложения, хотя и без учета падежных окончаний. Как правило, такие предложения состоят из глагола, обозначающего действие, и существительного, которое является предметом или лицом.
  • в два года дети начинают строить фразы, состоящие из трёх и более слов. Именно в этом возрасте ребёнок может выполнить простые просьбы. К этому моменту развития речи он уже использует предлоги, приставки и правильные словообразовательные окончания.
Читать также:  Как правильно писать "невозможно" - слитно или раздельно?

К 3 годам дети обычно начинают говорить полными предложениями. Они уверенно используют прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. Нечеткое или неправильное произношение отдельных звуков на этом этапе развития – это обычное явление. Эксперты утверждают, что ребенок наверняка произнесет все звуки к 6 годам. Поэтому, если малыш пока не произносит звук «р», не стоит беспокоиться.

Начальные симптомы расстройства и отклонений в речи

Некоторые отклонения и нарушения указывают на то, что развитие речевых навыков у ребёнка происходит не по плану. Мама, активно и регулярно общающаяся с малышом, может заметить эти признаки. К ним относятся:

  • Отсутствие или неполная реакция на обращение к ребенку;
  • Задержка с появлением или отсутствие агуканья, гуления;
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Речевое развитие двухлетнего ребенка, характеризующееся отсутствием связной речи;
  • Нежелание устанавливать зрительный контакт с взрослыми, равнодушная реакция на прикосновения или обращения.

Затруднения в развитии речи у ребенка могут быть связаны с неврологическими расстройствами, недостаточным развитием речевого аппарата или заболеваниями органов слуха и горла. К проявлениям подобных отклонений относятся:

  • Недостаточно развитые навыки жевания при переходе на твёрдую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • У ребенка часто открыт рот, даже когда он не спит;
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Интересно! Как ребенка научить говорить?

Поднятые вопросы не будут решены без посторонней помощи. В случае проявления одного или нескольких указанных признаков, родителям следует обратиться с ребёнком к врачу.

Задержка речевого развития может быть вызвана различными факторами

Специалисты определяют две ключевые причины речевых расстройств у детей – социальные и физиологические. Социальные факторы включают в себя:

  • Недостаток тесной и близкой связи с родителями. Родители не проявляют тактильного контакта с ребенком и не стремятся к общению с ним.
  • Исключение развивающих элементов из игр с ребенком. Различные потешки и игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию речи.
  • Когда родители не предоставляют ребенку возможности для общения, это может негативно сказаться на его развитии. Взрослые не поддерживают разговор с младенцем и не пытаются понять его потребности, интерпретируя его жесты и не называя их.
  • Когда родитель разговаривает с ребенком слишком упрощенно или слишком быстро, малыш может не понять и не уловить суть сказанного.
  • Неблагоприятная обстановка, в которой растет ребенок, такая как родители, страдающие от алкоголизма или склонные к скандалам, может спровоцировать развитие психологической травмы. Это проявляется в отказе от развития и затруднениях в общении.
  • Постоянный, чрезмерный шум оказывает негативное воздействие, в особенности на развитие речи у детей. Слишком громкая музыка или разговорная речь, доносящаяся из телевизора, особенно вредны. Звучащие оттуда слова и фразы воспринимаются нечетко, что затрудняет правильное усвоение информации ребенком.
Читать также:  Рождественские поделки для школьного конкурса

К физиологическим причинам нарушений речевой функции эксперты причисляют любые медицинские патологии, включая заболевания органов слуха и голоса, травмы, полученные в процессе родов, и неврологические расстройства.

Понимание того, в каком возрасте дети начинают говорить , не стоит подгонять своего ребенка под установленные рамки, поскольку каждый кроха индивидуален.