Сколько лет малыши начинают говорить – волнует множество молодых мам. Схемы развития речи существуют, но важны индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Специалисты определяют возраст, с которого дети обычно начинают говорить. Родителям важно понимать, что это средние показатели, а каждый ребёнок развивается по-разному.

Первое детское слово

Младенец часто начинает свой опыт разговорной речи с агуканья и гуления. Мама различает у малыша покряхтывания, причмокивания, цоканья. Так ребёнок тренирует язык и учится воспроизводить первые звуки.

Примерно к пяти-семи месяцам младенец начинает соединять звуки в слоги: ам-ам, ап-ап, па, ма. Из них формируется первое слово — дети произносят «мама» и «папа». Такой простой вывод: подобные слова часто звучат в разговоре с малышом, особенно когда родитель озвучивает каждое действие: «Мама сейчас покормит» или «Пойдем с папой гулять».

Первые фразы

После первого слова малыша начинается стремительное развитие его словарного запаса. Чем чаще и чётче родитель разговаривает с крохой, тем больше слов малыш знает. Уже в 10 месяцев ребёнок может говорить простые слова: «кися», «ням-ням», «дай», «мама», «папа», «ав», «топ-топ» и др. К полутора годам подобный словарный запас превращается в способность говорить короткими предложениями, например: «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и др.

При поддержке родителей, которые общаются с ребёнком увлечённо, к двум годам малыш начинает строить точные, пусть и короткие предложения с окончаниями, предлогами и правильными падежами. Например: «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет».

Интересно! Тошнота и диарея у детей без лихорадки: методы лечения

Развитие детской речевой коммуникации

Врачи и логопеды разделяют развитие речи ребенка на отдельные этапы.

  • В этом возрасте младенец учится различать речь родителей, реагировать на звуки и интонацию голоса. Начинает интенсивно улыбаться. Первые эмоции проявляются при помощи крика или плача. Первые крики и плач предвещают развитие разговорной речи.
  • В возрасте от трех до четырех месяцев малыш может издавать гласные звуки. Возникают умение гулить и агукать.
  • В возрасте от пяти до шести месяцев из сочетания гласных и согласных формируются первые слоги, которые затем объединяются в простые слова вроде «мама», «баба» и «папа».
  • В возрасте 7-8 месяцев ребёнок начинает произносить первые комбинации гласных и согласных звуков, похожие на настоящие слова. Такой малыш старательно повторяет речь взрослых.
  • В один год кроха чётко произносит простые слова: «кися», «мама», «пить», «дай». Запасы слов регулярно пополняются. В этом возрасте малыши начинают произносить первые, чётко различимые слова сознательно.
  • С полутора года родители, разговаривающие с малышом чётко и регулярно, могут услышать простые предложения без падежных форм. Предложения обычно состоят из глагола — действия и существительного — предмета или особого определения.
  • В два года дети составляют предложения из трех и более слов. В этот период ребенок может выполнять простые поручения. Развитие речи сопровождается использованием предлогов, приставок и верных окончаний.

В три года ребенок полноценно общается фразами, используя прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. Неточное или неправильное произношение некоторых звуков нормально. Специалисты уверяют, что ребенок выговорит все звуки до шести лет. Если малыш еще не произносит звук «р», не стоит беспокоиться.

Первые симптомы расстройств и нарушений речи

Отклонения в развитии речевых навыков у малыша выявляются по некоторым нарушениям. При близком взаимодействии мама может заметить эти проявления.

  • Отсутствие или неполная реакция малыша на обращение к нему.
  • Появление позже установленного срока или отсутсвие плача и звуков, сходных с ним.
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Речевое развитие не происходит у ребенка после двух лет.
  • Отсутствует зрительный контакт с людьми, которые старше, равнодушная реакция на касание или обращение к ребёнку.

Малыши могут испытывать трудности с речью из-за неврологических патологий, недостаточного развития речевого аппарата или заболеваний ЛОР-органов.

  • Недостаток умения жевать при смене рациона на твердую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • У малыша рот всегда остается раскрытым, даже когда он бодрствует.
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Интересно! Как ребенка научить говорить?

Если у ребёнка наблюдаются проблемы, которые были указаны выше, необходимо обратиться к специалисту.

Что вызывает задержку развития речи?

Специалисты разделяют два основных фактора, влияющих на развитие речи у детей: социальные и физиологические.

  • Мать и отец не демонстрируют ребёнку близкие отношения. Избегается тактильный контакт, а также попытки общения.
  • Отсутствие развивающих занятий во время игр с малышом не способствует развитию речи.
  • Родители не разговаривают с малышом. Не пытаются понять его сигналы и давать им имена.
  • Говорить с ребёнком на сленге или очень быстрыми фразами.
  • Детство в неблагоприятной обстановке может сформировать психологическую травму.
  • Постоянный сильный шум отрицательно влияет на развитие речи ребенка. Особенно это касается очень громкой музыки или разговоров из телевизора. Слышимые слова и фразы искажены и неполны, поэтому малыш не может полноценно понимать информацию.

Специалисты выделяют как физиологические причины нарушений в разговоре, так и любые патологии медицинского характера. К ним относятся проблемы с ЛОР-органами, родовые травмы и неврологические расстройства.

Зная возраст, с которого дети начинают говорить , Не нужно принуждать ребёнка соответствовать каким-либо шаблонам, так как каждый ребенок уникален.