Многие молодые мамы задаются вопросом, когда малыши начинают говорить. Хотя существуют общие стандарты развития речевых навыков, важно помнить о индивидуальности каждого ребёнка.

Специалисты могут назвать приблизительный возраст начала речи у детей, но родителям важно помнить, что это лишь средние показатели. Каждый ребенок уникален, его развитие зависит от множества факторов: условий жизни, характера и природных особенностей. Поэтому начало речи может варьироваться у каждого малыша.

Первое детское слово

Свое первое общение малыш начинает с звуков, знакомых с рождения: агуканья и гуления. Мама слышит у него покряхтывания, причмокивания, цоканья – все это тренировка языка и первая попытка произнести звуки.

Примерно к пяти-семи месяцам малыш начинает соединять звуки в слоги, например, «ам-ам», «ап-ап» и «па-ма». Из этих простых слогов впоследствии формируется первое слово — дети обычно произносят «мама» и «папа».
Это объясняется просто: родители часто используют эти слова во время общения с ребенком, особенно когда описывают свои действия: «Мама сейчас покормит» или «пойдем с папой гулять».

Первые фразы

С первыми словами малыша начинается быстрый рост его vocabulary. Чем чаще и четче родители общаются с ребенком, тем быстрее расширяется словарный запас. К десяти месяцам малыш может говорить простые слова, например, «кися», «ням-ням», «дай», «мама», «папа», «ав», «топ-топ» и так далее.
Уже к полутора годам этот набор слов превращается в умение строить короткие предложения. Часто малыши произносят фразы типа «Не дам, мое», «Иди топ-топ», «Даня писать» и т.д.

Когда малыш получает поддержку и внимание от родителей в возрасте до двух лет, к этому возрасту начинает строить полные предложения с окончаниями, предлогами и правильными падежами. Например, «Мама покормит», «Я спал», «Не хочу», «Машина едет».

Интересно! Лечение рвоты и диареи у детей без лихорадки

Как ребенок учится говорить и строить предложения.

Развитие речи малыша проходит через несколько фаз, которые изучаются медиками и специалистами по дефектологии.

  • В течение первого полугода жизни малыш постигает речь мамочки и папы, узнавая ее тон и интонацию. Его заражает радость — улыбка появляется все чаще. Первые чувства ребенок выражает либо плачем, либо криком, которые являются зачатками будущей речи.
  • К трем или четырем месяцам ребенок учится издавать голосные звуки, начинает «гулить» и «агукать».
  • Вначале формируются отдельные слоги из звуков – гласных и согласных. С течением времени эти слоги объединяются в простые слова, например «мама», «баба», «папа».
  • В возрасте от семи до восьми месяцев малыш начинает артикулировать первые сочетания звуков, которые постепенно превращаются в recognizable слова. В этот период ребенок сознательно повторяет звуки и фразы, которые слышит от взрослых.
  • Малыш умеет произносить простые слова, как «кися», «мама», «пить», «дай».
    Ему уже почти год, и словарь пополняется всё больше новыми словами. В таком возрасте дети начинают говорить свои первые фразы осознанно и четко.
  • Если родители общаются с ребенком регулярно и ясно, то примерно в возрасте 1,5 года малыш начинает строить простые предложения, не учитывая склонения по падежам. Как правило, предложение включает глагол и имя существительное — предмет действия.
  • В два года ребенок осваивает построение предложений из трех или большего количества слов. Благодаря этому умению малыш может выполнять простые поручения по хозяйству. На данном этапе развитие речи характеризуется использованием ребенком предлогов, приставок и верных окончаний в словах.

К трем годам ребенок начинает строить полноценные предложения. В его речи присутствуют прилагательные, глаголы, предлоги, местоимения и наречия. Неточное или неправильное произношение некоторых звуков вполне нормален для этого возраста. Специалисты уверяют, что все звуки малыш выговорит к шести годам. Поэтому нет причин волноваться, если ребенок еще не произносит звук «р».

Первые проявления проблем с речью и когнитивными функциями

Неправильное развитие разговорной речи у ребенка указывает на отклонения от нормы. Внимательно наблюдая за малышом во время общения, мама может заметить эти нарушения.
Подобные проявления могут проявляться по-разному.

  • Неадекватная реакция ребёнка на обращение к нему, либо полное игнорирование.
  • Задержка с появлением звука, либо проявление звуков, таких как плач или бормотание, или же полное его отсутствие.
  • Молчание малыша до возраста один год;
  • Ребенок не произносит фраз с двухлетнего возраста.
  • Детям не свойственны взгляды в сторону взрослых, безразличие к касаниям и ответом на обращение.

Возникновение трудностей в речи у ребенка может быть вызвано неврологическими нарушениями, недостаточным развитием органов речи или проблемами со слухом и носоглоткой.
Эти отклонения проявляются в виде…

  • Неспособность жевать при смене питания на твёрдую пищу;
  • Нечленораздельная речь малыша;
  • Малыш ходит с открытым ртом, и днем, и ночью.
  • Повышенное слюноотделение;
  • Затрудненное носовое дыхание;
  • Ночной и даже дневной храп.

Интересно! Как ребенка научить говорить?

Если у ребёнка обнаружены какие-либо проблемы, самостоятельное их решение недопустимо. Наличие одного или нескольких признаков требует обращения к специалисту вместе с ребёнком.

Что может вызывать отставание в развитии речи?

Специалисты делятся на два типа факторов, влияющих на развитие речи у детей: социальные и биологические.

  • Между ребенком и родителями нет теплого и интимного взаимодействия. Мать и отец избегают физического контакта с малышом и не стремятся общаться с ним словами.
  • Малышу не хватает развивающих занятий во время игр. Различные игры и потешки, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют росту речи.
  • Родители не обращают внимания на возможность общения с ребенком. Отец и мать не стремятся понять потребности малыша через жесты и давать им слова.
  • Если говорить с ребёнком, используя слишком детскую лексику или слишком быстрые фразы, то малыш может не понять смысла.
  • Детство, проведенное в семье с проблемами (родители, страдающие алкоголизмом или склонные к конфликтам), может серьезно повредить психическому здоровью ребенка.
    Такая среда часто становится причиной психологических травм, проявляющихся в отставании в развитии и молчаливости.
  • Частые сильные шумы, особенно чрезмерно громкая музыка или речь из телевизора, вредны для развития речи детей.
    Отрывистая подача слов и фраз с экрана препятствует полноценному восприятию информации ребенком.

Специалисты выделяют как причину нарушений в разговорной речи различные медицинские патологии. К таковым относятся заболевания органов слуха и гортани, осложнения после рождения и неврологические расстройства.

Понимание того возраста, с которого дети начинают говорить… , Каждому малышу нужно давать пространство для самовыражения, не пытаясь заставить его соответствовать определенным стандартам.