Аттестация учителей в 2020 году: новые изменения. Новости и детали.

В 2020 году в российских школах начнётся новая аттестация педагогов. Разработчики полагают, что эти изменения позволят устранить проблемы в современном образовании.

Проблемы существующего механизма оценки работы учителей в России.

С распадом СССР российское образование прошло через много изменений начиная с 1991 года. Реформы заменяли друг друга, учителей все больше загружали работой по составлению отчетов. Вводились новые методики работы с учениками, уменьшалось количество часов традиционных предметов средней школы, вводились новые дисциплины.

За десятилетия реформ в российской школе общее качество образования выпускников значительно снизилось. В то же время педагогам постоянно нужно подтверждать свой профессиональный уровень, собирая массу справок, дипломов и других документов из центров повышения квалификации.

Благодаря изменениям в системе аттестации педагогов и воспитателей, принятым в 2020 году, в школах и детских садах не потребуется собирать документы о повышении квалификации.

Министерство образования считает, что действующая система аттестации учителей имеет много недостатков и мешает повысить уровень российских школ до мирового стандарта, как того требует Президент России.

Подчиненные Ольги Васильевой, руководящей Министерством образования, считают, что старая система аттестации учителей имеет ряд серьезных недостатков.

  • Каждый педагог обязан непрерывно накапливать материалы, свидетельствующие о повышении квалификации.
  • Во время аттестации педагоги России оцениваются по разным методикам в каждом регионе.
  • Прохождение курсов сертификации и профессиональной подготовки в конечном счёте не повлияет на изменение категории учителя и его карьерный путь.

Интересно! Работа на дому: плюсы и минусы

Министерство образования полагает, что новая аттестация педагогов в 2020 году позволит устранить имеющиеся проблемы. Последние изменения в системе оценки деятельности учителей ввело Министерство образования совсем недавно.

Внедряемые изменения максимум оставляют всё по-прежнему, а чаще ещё больше осложняют уже трудную жизнь современного педагога.

Что изменится в системе аттестации учителей в школах?

Новая аттестация учителей в 2020 году в Санкт-Петербурге и других российских городах будет основываться на фактических данных при оценке квалификации педагогов.

Для этого применяются новые методики оценки – ЕФОМы (Единые федеральные оценочные материалы), включающие три блока.

  • Письменный тест по специальной дисциплине, где необходимо показать знания материала, методические способности, умение составлять план урока и полно раскрывать тему.
  • Видеозапись занятия, демонстрирующая коммуникативные навыки педагога с учащимися, и конспект урока. К нему приложены самостоятельные задания учащихся с отметками учителя.
  • План действий при возникновении непредвиденных обстоятельств на работе.

Аттестация педагогов в 2020 году с последними изменениями пройдет для всех учителей школы. Выпускники педагогических вузов сдадут вводящий экзамен. Через два года им придется пройти общий экзамен. Учителя со стажем будут проходить проверку каждые пять лет.

Каждый этап пройдёт в отдельный день. Согласно задумке создателей ЕФОМов, суммарное время выполнения всех этапов не должно превышать 4 часов.

Пока не сообщается, кто будет заниматься оценкой работ. Известно, что профпригодность и уровень квалификации оценивать будут по конечным результатам воспитательного процесса, учету индивидуальных особенностей учеников и нахождению мотивирующих факторов для детей в учебном процессе.

Интересно! С какого числа в следующем году вырастут цены в России?

Благодаря новой аттестации педагогов, с которой уже ознакомились 19 регионов-пилотных площадок, в 2020 году будет создан «педагогический кейс», помогающий администрации быстрее находить талантливых и успешных учителей и мотивировать их на карьерный рост.

Критерии оценивания работы педагога и виды оценок.

Дополнить ЕФОМы, разработка которых еще не закончена, планируется еще тремя вилками оценок. Будут они находиться в ведомстве школьной администрации, которая должна будет составлять рекомендательную справку увольняющимся педагогам, вести анализ обучения учеников каждого педагога, собирать отзывы выпускников о каждом учителе.

По итогам оценки по всем критериям учителям присвоят балльную оценку своей профессиональной компетенции, аналогично ученикам.

Максимальный балл — сто. Для ЕФОМов хорошей считается оценка шестьдесят или немного ниже. За успеваемость учеников начисляют до двадцати пяти баллов. Хороший отзыв руководства школы прибавит учителю десять баллов, а положительные отзывы учеников — пять.

Процедурная сторона аттестации учителей

Аттестация учителей в 2020 году пройдёт по результатам ЕФОМов с добавлением дополнительных баллов. Такие изменения вызвали беспокойство в Республике Казахстан. Комитеты родителей опасаются, что сложный и важный процесс аттестации отнимет у педагогов силы и время для обучения детей.

Неясно, сколько времени потребуется на изучение результатов подобных экзаменов, насколько точной будет оценка и кто в регионах будет ответственен за проведение такого экзамена для педагогов.

Тестирование новой системы аттестации педагогов в 19 регионах России с лета показало, что не менее половины преподавателей не справились с тестом. Точных форм ЕФОМ пока нет, поскольку их ещё дорабатывают.

В связи с новыми изменениями в ДШИ в 2020 году неясно, как проводить аттестацию педагогов для определения уровня квалификации и повышения заработной платы.

Детские школы искусств представляют собой дополнительное звено образовательного процесса. Обучение в них платное для родителей. Главным направлением является развитие ребёнка, а не стремление к получению им конкретных результатов в живописи, моделировании и других видах художественного мастерства.

Что думают учителя о новой аттестации

Российские педагоги обеспокоены введением федеральных стандартов компетенции учителей из-за большого объема бумажной работы, необходимой для составления отчетов.

Молодежь может избегать работы в школах, если сразу после окончания вуза необходимо сдать экзамен для получения низкооплачиваемой позиции в средней школе или детском саду.

Учитель высказывают неудовлетворение отменой автоматического присваивания им 2 категории профессиональной подготовки после 20 лет работы в школе. Педагоги полагают, что новая система оценивания приведет к снижению их зарплаты.

Многим непонятны новые должности:

  • простой педагог;
  • старший педагог;
  • ведущий учитель.

В больших школах возможность построения иерархии должностей, мотивирующей педагогов к карьере, всё ещё сохраняется. В сельских же школах с небольшим коллективом эта система теряет смысл.
Фокус на карьерном росте может оттолкнуть некоторых учителей. Возможно, стремясь к профессиональному росту, преподаватели перестанут уделять основной акцент работе с детьми.

Надеемся, что внесенные в 2020 году изменения в аттестацию педагогов принесут положительные результаты.

Подведем итог

Обновления в школах по оценке квалификации педагогов.

  1. Введен единый федеральный стандарт, включающий три этапа проверки.
  2. Для учителей, свыше двадцати лет проработавших в школе, автоматическое подтверждение квалификации отменится.
  3. Будущие учителя, получившие образование в педвузах, обязаны пройти квалификационный экзамен перед началом работы.
  4. Квалификацию будут проверять каждые пять лет.