Аттестация педагогических работников в 2020 году: последние обновления. Самые свежие сведения и детали.
По информации, появившейся в публичном доступе, с 2020 года в школах будет внедрена новая аттестация учителей. Авторы новой системы оценки профессионального мастерства педагогов утверждают, что эти изменения направлены на устранение проблем, существующих в современной российской системе образования.
В современной системе подтверждения квалификации учителей России существуют определенные слабые стороны
С момента распада Советского Союза российская система образования подверглась значительным трансформациям, начиная с 1991 года. Реформы сменяли друг друга, что приводило к увеличению объема отчетной документации, которую приходилось заполнять педагогам. Появлялись новые методические рекомендации по работе с учащимися, сокращалось количество часов, отводимых на изучение базовых школьных предметов, и добавлялись новые дисциплины.
В результате проведенных за десятилетия реформ, образовательный уровень выпускников российских школ заметно снизился. Педагоги, в свою очередь, обязаны регулярно подтверждать свою профессиональную компетентность, что требует сбора значительного количества справок, дипломов и иных документов, выдаваемых центрами повышения квалификации.
Представители министерства образования полагают, что нынешняя система оценки работы учителей содержит значительные изъяны и не способствует достижению целей, поставленных Президентом России, по повышению конкурентоспособности отечественного образования в мировом масштабе.
Сотрудники Министерства образования, которое возглавляет Ольга Васильева, считают, что действующая система оценки работы учителей имеет серьезные изъяны:
- каждый учитель должен постоянно собирать документы, подтверждающие рост его профессионального уровня;
- при проведении аттестации не используется единая система оценки педагогов России: каждый регион делает это по-своему;
- прохождение курсов сертификации и профподготовки в конечном итоге не влияет на рост изменения категории учителя и его карьерный рост.
Интересно! Работа на дому: плюсы и минусы
В результате внедряемых изменений положение дел либо остаётся без существенных изменений, либо, что представляется более негативным сценарием, существенно усложняется непростая работа современного педагога.
Каким образом будет проходить новая аттестация учителей в школе
В соответствии с последними изменениями, новая аттестация педагогических работников в 2020 году в Санкт-Петербурге и других городах России будет основываться на объективных данных при оценке их профессиональной деятельности.
В целях реализации данных положений разрабатываются новые методы оценки – Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), включающие три блока оценки:
- письменный экзамен по профильной дисциплине, в котором нужно будет суметь продемонстрировать не только знание самого предмета, но и методические навыки, умение планировать урок, полностью раскрывать тему;
- видеозапись урока, по которой можно судить об умении коммуникации педагога с учениками и план-конспект к нему, подобранные самостоятельные работы учеников с оценкой учителя;
- план решения нестандартной ситуации, связанной с его профессиональной деятельностью.
В 2020 году аттестация педагогических работников будет обязательной для всех преподавателей школы с учетом последних изменений. Молодые специалисты, окончившие педагогические учреждения высшего образования, будут проходить испытание, направленное на ознакомление с профессией. Затем, через два года, им предстоит сдать основной экзамен. Преподаватели с опытом работы будут проходить аттестацию один раз в пять лет.
Пока не сообщается, кто будет проводить оценку работ. Однако, известно, что профпригодность и уровень квалификации будут оцениваться на основе итогового результата воспитательной деятельности, с учетом индивидуальных характеристик учащихся и выявления их мотивации к обучению.
Интересно! С какого числа 2020 года ожидается повышение цен в России
Введение новой аттестации педагогических работников, запланированное на 2020 год, позволит создать индивидуальный «педагогический кейс» для каждого учителя. Десятница регионов, где аттестация проходит в качестве пилотного проекта, уже ознакомились с внесенными изменениями. Это нововведение должно помочь руководству оперативно выявлять наиболее перспективных и эффективных педагогов и стимулировать их профессиональное развитие.
В дополнение к существующим критериям профессиональной деятельности педагога, необходимо разработать и внедрить новые формы оценки
В ближайшее время планируется дополнить ЕФОМы, разработка которых пока не завершена, еще тремя инструментами оценки. Они будут находиться в управлении школьной администрации, которая обязана будет формировать справки для увольняющихся педагогов, проводить анализ успеваемости учеников, обучаемых каждым учителем, и собирать мнения выпускников о каждом преподавателе.
Максимальный результат – 100 баллов. Для экзаменов ЕФОМо удовлетворительным результатом считается оценка в 60 баллов или чуть ниже. За успехи учащихся можно получить до 25 дополнительных баллов. Положительная оценка со стороны администрации школы увеличит балл на 10, а благодарственные отзывы учеников – на 5.
Процедурная сторона аттестации учителей
Аттестация учителей, прошедшая последние изменения, которые вызвали обеспокоенность, будет осуществляться на основе результатов ЕФОМов, к которым впоследствии будут присовокучены дополнительные баллы. Представители родительских комитетов высказывают опасения, что столь непростая и ответственная процедура может привести к тому, что у педагогов не будет достаточно ресурсов и времени для работы с учениками.
Остается неясным, сколько времени потребуется на анализ результатов подобных экзаменов, насколько справедливой будет оценка, и какие структуры в регионах будут отвечать за организацию и проведение квалификационного экзамена для педагогов.
Осталось неясным, каким образом будет проходить аттестация педагогов в 2020 году с учетом последних нововведений в ДШИ, чтобы определить квалификационный уровень работников и повлиять на размер их заработной платы.
Детские школы искусств предлагают дополнительное образование. Родители оплачивают обучение. Главное внимание уделяется развитию ребенка, а не достижению конкретных результатов в освоении рисования, лепки и других видов искусства.
Что думают учителя о новой аттестации
Внедрение федеральных стандартов компетенции учителей вызывает беспокойство среди российских педагогов. Сейчас и без того на них ложится значительный объем работы, связанной с подготовкой требуемых отчетов.
Возможность сдачи экзаменов может стать сдерживающим фактором для молодых специалистов, желающих работать в образовательных учреждениях, особенно если после окончания высшего учебного заведения им предстоит пройти дополнительное тестирование для получения низкооплачиваемой должности в школе или детском саду.
Прекращение автоматического присвоения второй категории профессиональной подготовки для педагогов, отработавших в школе не менее 20 лет, вызвало недовольство учителей. Они полагают, что новая система оценки квалификации может привести к снижению их доходов.
Многим непонятны новые должности:
- простой педагог;
- старший педагог;
- ведущий учитель.
В крупных городских школах создание иерархии из этих должностей, стимулирующей педагога к профессиональному развитию, всё ещё возможно, однако в сельских школах с ограниченным педагогическим составом такая структура теряет свою актуальность. Более того, акцент на карьерном продвижении может оказывать сдерживающее воздействие. Существует риск, что, стремясь к профессиональному росту, учителя будут меньше внимания уделять основной работе с учениками.
Надеемся, что нововведения, внесенные в систему аттестации педагогов в 2020 году, окажут положительное влияние.
Подведем итог
Вся необходимая информация об изменениях в школьном образовании, касающихся аттестации педагогических работников:
- Для обеспечения единообразия устанавливается федеральный стандарт, который включает в себя три этапа проверки.
- Автоматическое подтверждение квалификации педагогов, основанное на общем стаже работы в школе свыше 20 лет, отменено.
- Квалификационный экзамен предстоит сдать и выпускникам педагогических вузов при трудоустройстве.
- Квалификационная проверка будет осуществляться один раз каждые пять лет.