
О «Тайном саду» (2020): съёмки, премьера, актёры, фото, слова авторов.
С 1 сентября 2020 года доступен для просмотра фильм «Таинственный сад» на цифровых платформах. Лента основана на романе британской писательницы Фрэнсис Элизы Бёрнетт, впервые опубликованном в 1911 году. Погрузимся в магию фильма, вспомнив место, куда каждый из нас хочет убежать от реальности – свой личный таинственный… сад.

Работя над новой интерпретацией загадочного сада Бернетт, сценарист стремился воплотить идею взаимопроникновения, являющуюся стержнем истории.
«С природой дело непростое, – высказывает сценарист Джек Торн. – Самое прекрасное в нашем саду – его первозданная дикость. Когда герои находят единение с природой, их души расцветают. Думаю, сад можно считать метафорой. Он помогает детям открыть сердца природе и друг другу. Взрослые не улучшили жизнь детей, а сад помог им сделать это самим».
Мандену сразу понравилась идея Торна.
«Режиссёр говорит: «Джек описал сад просто фантастический. Хотел его огромным, но не бесконечным. Чтобы создалось впечатление, будто Мэри провалилась в кроличью нору. Перебравшись через стену, окажется в другом мире. Думал зрителям понравятся безграничные просторы сада».
Манден предложил художнику-постановщику Гранту Монтгомери осуществить свою задумку. «Марк постоянно говорил, что сад должен произвести незабываемое впечатление и на Мэри, и на зрителей», – рассказывает Монтгомери. Действительно, будет ощущение масштабности. Вы будете настолько поражены, что не будете уверены, происходит ли это на самом деле или лишь в воображении Мэри. Именно таким мы хотели представить сад, который меняется по мере развития сюжета.

Впрочем, фантастический характер сада вовсе не фантастичен. Даже экзотического в нём нет – все растения можно найти на территории Британии. «Магия» – это удивительная красота этих растений. По мере того как Мэри и Колин общаются с садом, сад начинает им отвечать.
По общению с садом Мэри приходит в себя и открывается людям вроде Колина, говорит Манден. Со временем сад отвечает им взаимностью. Связь между детьми и садом символична: сад пробуждается и расцветает, как и дети оживают и развиваются, помогая друг другу.
Снимая фильм, кинематографисты предпочитали натуральные съёмки, используя компьютерные эффекты лишь как исключение.

Элисон рассказывает:
Мы искали необычные сады, чтобы не конкурировать с природой. Но современные технологии позволили нам усовершенствовать некоторые сцены, чего не смогли сделать ранние экранизации книги. С самого начала было понятно: весь сад не создадим в компьютерной графике, лишь добавим несколько красочных деталей.
Для сцен, в которых сад реагирует на Мэри и Колина, требовались такие штрихи. «Вы увидите, как сад отвечает на старания детей, – говорит Элисон. – Это символизирует обратную связь с природой. Мы использовали компьютерные спецэффекты, чтобы показать, как сад воспринимает настроение героев. Чем больше садов мы посещали, чем больше различных локаций видели, тем больше понимали, что природу нельзя улучшить. Мы не хотели, чтобы из фильма получилась фальшивка».

В поисках деталей для загадочного сада кинематографисты побывали в Йоркшире, Северном Уэльсе, лесу Дин, Уилтшире, Дорсете и Корнуолле.
Монтгомери говорит: «Мы изучили около пятидесяти или шестидесяти садов по всей стране, после чего более тщательно оценили каждую локацию и отобрали лишь несколько финалистов. Это был захватывающий процесс, ведь в каждом саду была своя особенная атмосфера и природа».
Оказавшись впервые в таинственном саду, Мэри ощущает себя в первобытном лесу. Эта сцена снята в лесопарковой зоне Пазлвуд в лесу Дин: покрытые лишайником валуны, густая растительность и каменные коридоры, когда-то прорубленные рабочими железного рудника, создавали удивительную атмосферу. Затем Мэри видит красивейший луг, усеянный цветами, и бегущий ручей. Эту локацию нашли в саде Боднант неподалёку от города Конуи в Северном Уэльсе. Там же снята сцена с завораживающей аркой из лабурнума.

В саду раскинулась площадка с гигантскими папоротниками и широколистными гуннерами. Сцены снимали в субтропической экспозиции садов Треба Гарден в Корнуолле. В центре сада находятся руины храма, обнаруженные в Фаунтинском аббатстве в Йоркшире.
В заключение стоит упомянуть о висячих садах Гарольда Пето в поместье Айфорд Мэнор в Уилтшире. По словам Элисон, пышные глицинии этих садов стали воплощением того, что должен был отражать таинственный сад.
В сцене убранства сада пришлось привлекать декораторов лишь из-за гигантского дерева с качелями, показанного в кадре по сценарию.
Художник по декорациям Грант Монтгомери нашел прекрасное дерево и соорудил вокруг него цветочное амфитеатр, — рассказывает Элисон. — Съемки проходили в Хертфордшире, недалеко от студии «Пайнвуд».

Домик Мэри и индийские сады были сняты в субтропическом саду в Эбботсбери, графство Дорсет.
Согласно задумке создателей фильма в саду должны были гармонично сочетаться реальные и фантастические элементы, воплотить эту идею было поручено Люсинде МакЛин. В фильмографии компании Filmscapes, которую она представляет, много картин, таких как «Грейстоук: легенда о Тарзане», «Повелителе обезьян» (1984) и «Таинственный сад» (1993).
«Все сады, где работали, были очень ухожеными, – рассказывает МакЛин. – Но в каждом из них чувствовалась девственная природа. Именно это хотел увидеть Марк в кадре. Сады огромные, поэтому создаётся ощущение бескрайности, и легко найти здесь укромные места».

По мнению МакЛин, гуннеры оказали особое влияние на съемки, маскируя переходы между локациями как единый мир.
МакЛин говорит: «При перемещении из сада в сад всегда существовала точка перехода. Гуннеры играли важную роль в этих переходах, но процесс был непростым – обнаружили, что это растение крайне плохо переносит путешествия».
МакЛин рассказал, что кинематографисты стремились создать уникальный сад, поэтому в кадр попали самые разные растения. Главное – все они были выдержаны в единой палитре локации. «Под руководством Гранта Монтгомери мы значительно преобразили сад поместья Айфорд Мэнор, поскольку изначально он был весьма скромным,- вспоминает МакЛин. — В нём росли цветы белого и лилового цветов, а мы хотели добавить больше красок».

Цвет имеет важное значение в фильме, поэтому создатели кино решили построить копию известной 55-метровой арки жёлтого лабурнума из сада Боднант, которая расцветает весной.
«Мы соорудили декорации входа в арку возле ворот в садик неподалеку от Хертфордшира, – говорит МакЛин, – поскольку проход под лабурнумом должен был соединяться с декоративной стеной и воротами нашего сада. К тому же на момент съемок арка не цвела, поэтому сцены, где ветви усыпанные цветами, снимали заранее, весной, а потом доснимали эпизоды, в которых дети первый раз толкают Колина в садик».

Чтобы оформить декоративную арку, использовали только искусственные цветы. Были искусственные белые глицинии, которые так же свисают с веток, как цветы лабурнума, и несколько дней потратили на то, чтобы выкрасить их в жёлтый цвет. Занятие это кропотливое, но результат замечательный. Декорация была похожа на знаменитую арку в Боднанте.
Для подчеркивания природных красот сада потребовались визуальные эффекты. Компания Heyday уже установила действенные партнерские отношения со студией Framestore при работе над франшизами «Гарри Поттер» и «Приключения Паддингтона». Необычные творческие задачи, связанные с интерактивным садом, на съемках фильма «Таинственный сад» решали супервайзеры по визуальным эффектам из компании Framestore Глен Пратт и Энди Кайнд.

Визуальные эффекты помогали создать ощущение магического реализма в мире, рожденном детским сознанием, например, в сцене, где ветви помогают Мэри забираться на стену сада, или в сцене, когда дети грустны, а стебли гуннеры склоняются к ним, будто обнимая.
Весной дети радуются, а цветы будто распускаются от их прикосновения. Такую сцену снимали в саду Хелмсли на территории национального парка Норт-Йорк-Мурс. Детей снимали весной, когда только начинали появляться цветы. Позже съёмочная группа вернулась в сад ближе к лету, когда цветения было больше.

Специалистами Framestore цветы распускались, когда дети проходили мимо них. Некоторые визуальные эффекты совмещались с кукольными (их создавали Робин Гивер и Том Уилтон). Когда Колин купался в ручье, кусты начинали подрагивать, будто им тоже холодно. Когда мальчик расслаблялся, успокаивались и растения.

Студия Framestore также реализовала малиновку, имевшую важное значение в первой истории. В роли собаки Джемаймы (впоследствии Гектора) выступил ласковый пёс Фоззи. С удовольствием он играл с актёрским составом из детей на съемочных площадках.

Поместье Мисселтуэйт
Кроме сада важнейшей точкой стала усадьба Мисселтуэйт с близлежащими участками. Захватывающие дух панорамы сняли на имении Данком Парк в Йоркшире.
Элисон: «Марк называл Данком Парк «удивительно омерзительным местом». Поместье окружали безбрежные пустоши, а задний двор зарос. Там снимали все сцены на торфяниках. Именно там Мэри впервые встречает Дикона.»
Съемки фасада дома проходили в поместье Харлакстон, расположенном в Линкольншире. Архитектура особняка 1837 года, выполненная в Яковетинском стиле, объединяла черты эпох правления короля Якова I и королевы Елизаветы I с симметричными композициями барокко. Этот особняк – одно из немногих сохранившихся зданий той эпохи.

Сцены из кабинета Арчибальда и одной «кладовки» сняли в Небуорт-хаусе в Хертфордшире, а также в закусочной Остерли Парка. Остальные интерьеры построили в павильонах студии Pinewood.
«Мы стремились к тому, чтобы Мэри увидела Мисселтуэйт огромным, опустошённым местом, как будто погружённым в летаргический сон, где могут обитать привидения – говорит Манден. – Таких описаний особняков можно найти в романах «Джейн Эйр» и «Ребекка». Полагаю, Джек черпал вдохновение из этих произведений, когда описывал Мисселтуэйт. Ему удалось точно передать то, что я хотел видеть на экране».
В фильме «Таинственный сад» 1940-х были похожие декорации, тогда они вообще были в моде, – продолжает режиссёр. Мне хотелось создать нечто подобное на нашей съёмочной площадке. При этом я стремился не опускаться до клише готического, мрачного, тёмного дома. Особняк должен был становиться всё более и более красочным по мере раскрытия сюжета.

После смерти жены Арчибальда особняк Мисселтуэйт наполнился грустью. «Теперь же радость исчезла из этого места, – говорит Манден. – Особняк был скован крепкими цепями, и, как и скорбящий Арчибальд, не мог разорвать эти путы. Только фрески и гобелены напоминали о счастливом времени. Они имели для меня большое значение».
Художник-постановщик Грант Монтгомери отвечал за декоративное оформление особняка. «Мы с Марком обратили внимание на фильмы «Джейн Эйр» Орсона Уэллса, «Ребекку» Альфреда Хичкока и экранизацию «Таинственного сада» 1940-х годов, которая чем-то напоминала «Джейн Эйр», – рассказывает он. – В этих фильмах мы черпали вдохновение».

«Из «Таинственного сада» перенесли несколько локаций, лестница повторяет ту из «Ребекки», – говорит художник. – Но хотели создать гораздо больше декораций».

Монтгомери желал, чтобы дом изменялся вместе с садом. Вдохновение черпал в работах британского художника Рекса Уистлера. «Обычные декорации 1940-х были бы скучными,- объясняет Монтгомери. — Рекс Уистлер писал удивительные картины и стал вдохновителем Мэттью Гуда, сыгравшего роль Чарльза Райдера в фильме «Возвращение в Брайдсхед». Я подумал, что если мать Колина наняла бы Рекса Уистлера, чтобы тот написал пейзаж с Мисселтуэйтом? Если присмотреться, то на стенах увидите картины с изображением сада изначально. В многих комнатах развесили картины (настоящие, не репродукции), чтобы создать соответствующую атмосферу».

Художник говорит: «По ближе к окончанию фильма вы увидите настоящий Мисселтуэйт, который покажется вам раем на Земле. Регенерация в конце завершается, и мечты превращаются в реальность».
Комната Мэри приобрела особую значимость в доме, поскольку претерпевала изменения в соответствии с развитием повествования.
При работе над комнатой Мэри Монтгомери задумался: «Что если сад окружает её, но она не замечает этого, потому что не смотрит?» – вспоминает он. Природа учит её любви, а находясь в таинственном саду, Мэри учится прощать себя и заботиться о других. С течением времени стены сада оживают. Все декоративные элементы – это метафора, каждый имеет своё значение. В кабинете Арчибальда и по длинным коридорам дома стояли чучела животных, которые показывали, насколько безжизненной стала Мисселтуэйт.

Метафоричность проявилась и в костюмах, особенно в гардеробе Мэри. Дизайнер костюмов Мишель Клэптон, работавшая над популярными сериалами «Корона» и «Игра престолов», говорила о удовольствии от работы над образом Мэри, меняя элементы её одежды. Одежда героини была выполнена в стиле волшебного реализма.
Дизайнер полагает: сад сыграл важную роль в этой истории. Замечательно то, что не использовали специальные эффекты, а меняли сами костюмы. Решать, каким будет следующий элемент и как его менять, стало настоящим испытанием, но очень интересным. С разницей в три сцены костюмы Мэри менялись кардинально.
На пальто Мэри мог образовываться мх, из одежды прорастали цветы, и в какой-то момент с платья взлетели бабочки.
Мне очень понравилась идея сшить платье, рисунок которого мог бы ожить и превратиться в бабочек, или показать, как плющ пробивается из-под плаща. Наш трудолюбивый и талантливый коллектив сумел даже создать искусственный мох, который покрывал плащ.

Подобно многим её коллегам, участвовавшим в создании фильма, Клэптон посмотрела другие экранизации «Таинственного сада» и с восхищением отзывается о работе художника по костюмам Марит Аллен, работавшей над съемками фильма 1993 года.
Клэптон отмечает: «Возможно, проект меня заинтересовал еще и тем, что действие происходит в другое время. Мы не просто снимаем другие фильмы, а создаем что-то новое, чего до нас не было. Изменение времени действия даёт возможность использовать новые технологии, что замечательно. Теперь можно взглянуть на, казалось бы, знакомый фильм совершенно иначе».
Клэптон пишет, что в обыденной одежде Мэри больше всего ценила удобство, носила практически такую же одежду, как мальчики.
Дизайнер поясняет: «Бриджи и блузка выбраны не случайно – в такой одежде удобно карабкаться по стенам и пробираться сквозь заросли. Хотелось, чтобы героиня сама выбирала одежду, демонстрируя свою независимость и отстранённость. Мне очень нравится рассказывать историю с помощью костюмов».

Ремейк «Таинственного сада»
Поклонники разных возрастов ценили разные воплощения киноленты «Таинственный сад», будь то черно-белая версия 1949 года с Маргарет О’Брайэн или фильм Агнешки Холланд 1993 года с Кейт Маберли в главной роли.
«Это очень насыщенная, интересная и поучительная история, – уверена Элисон. – Мне нравятся и другие экранизации, но мы считали, что в этой истории скрыто намного больше. Мы сняли фильм, в котором важную роль играет воображение, поэтому границы между миром фантазии Мэри, миром её мечтаний и воспоминаний, и реальностью очень размыты».
Продюсер говорит: Марку удалось соединить воедино работы оператора, художника и дизайнера костюмов, создав уникальный симбиоз. В конце композитор Дарио Марианелли посмотрел фильм и написал очень трогательный и лирический саундтрек, который стал завершающим аккордом работы над картиной.

Продюсеры уверены, что «Таинственный сад» (2020) порадует необычностью и заинтересует зрителей разного возраста.