
Фильм «Кольская сверхглубокая» (2020): информация о актёрах, сюжете, съёмках, фотографии.
4 ноября 2020 года зрители увидят российский триллер «Кольская сверхглубокая». Пора узнать о его актёрах, съёмках и сюжете. Важно подробнее познакомится с авторами фильма.

Назад в 1980-е
Авторы фильма уделили большое внимание воссозданию атмосферы 1980-х годов. Несмотря на то что действие происходит на секретном объекте под землей и главные герои – военные или учёные, создатели стремились убедить зрителя в правдоподобности происходящего.
Для поиска визуальных решений ленты пригласили оператора Гайка Киракосяна.
В фильмах этого режиссера создается высокий уровень качества с помощью простых средств. Визуальный ряд действительно достойный, рассказывает продюсер Сергей Торчилин. Турецкое кино привыкло работать в сходных с нашими условиях, поэтому общение прошло легко. У Гайка, наверное, лучшая операторская группа из всех, что я встречал за время работы в кино, поэтому рад, что мы вошли в проект вместе.

Оператор со своей командой ответственно отнеслись к созданию визуального образа 80-х годов на экране. Сначала оператор размышлял о применении киносъемки той эпохи — на пленке с полным фотохимическим проявлением и оптикой/камерой того времени. Однако этот вариант предполагал существенные дополнительные финансовые затраты.
Мы остановились на съемке современной цифровой камерой, но идея использования оптики советского производства того периода осталась актуальной. Любые оптические приспособления создают иллюзию реалистичности. Оптика той эпохи, особенно советского производства, обладает очень своеобразной передачей контраста и пространства. Это и определенная мягкость, и специфическое преломление перспективы, и пониженный контраст изображения. Мы также остановили выбор на использовании анаморфотной оптики. Она позволяла создавать изображение фактуры той эпохи. В то же время специфический формат кадра 2.4:1 прекрасно подходил как для формирования пространства нашего научного модуля, так и для гибкого развода мизансцен с большой группой актеров в тесном пространстве.

При подготовке к съёмкам большая исследовательская работа была проведена командой художника-постановщика Марселя Калмагамбетова. Ранее работал только над фильмами, действия которых происходили в настоящем времени.
«Я стремился реализовать себя художником в этом историческом проекте, — делится Калмагамбетов. — Необходимо было уделить внимание деталям, чтобы эпоха была узнаваемой. Непосредственно четыре месяца заняла кропотливая работа над образом фильма. Вдохновение находил, просматривая референсные фильмы, погружаясь в материал, изучая реальные объекты, которые появятся в нашем фильме».

Гайк Киракосян и Марсель Калмагамбетов создали цветовую палитру фильма совместно.
Художник-постановщик говорит: «Мы работали с тремя главными цветами: серым в разных оттенках, желтым в костюмах и разметке объекта, и красным, который привносил тревогу и напряжение».
С помощью света операторская группа поделила фильм на части.
Свет в фильме изменялся по ходу повествования: уменьшалась яркость, бледнели цвета, статичный свет сменился движущимися источниками. Вместе со тьмой это создавало увлекательную хореографию света и тени, которая зависела как от правдоподобия развития сюжета, так и от настроения отдельных сцен.

Работа над цветовой гаммой картины неразрывно переплетена с разработкой декораций и выбором мест для съемок.
«С Гайком и Арсением долго обсуждали, ездили-смотрели объекты, выбирали, отменяли, придумывали заново из-за корректировок в сценарии, — рассказывает художник-постановщик Марсель Калмагамбетов. – Создал географический план павильона, где происходит основная часть действия фильма. Безусловно, все визуальное воплощение ленты было полностью подчинено сценарию и сюжету. Мы создали коридоры с бесконечными поворотами, зигзагообразными угловыми пересечениями, лабиринтными элементами, внимательно относились к ширине коридоров, какие элементы там должны присутствовать, чтобы это помогало созданию общему настроению картины. Визуально уменьшили высоту помещений, чтобы ощущение давила на зрителя, чтобы он чувствовал, что действие происходит под землей на глубине 5000 и 12000 метров в зависимости от сцены».

Художники сначала создали макет декораций в маленьком масштабе, а затем – в большом. Арсений Сюхин и Гайк Киракосян с помощью камеры GoPro сняли пробные эпизоды в этом макете, после чего были сделаны точные просчеты, и началось строительство декораций.
Авторы фильма заботились о достоверности создаваемого мира. «Основная задача состояла в том, чтобы зритель поверил, что если бы в середине 80-х годов в СССР существовал подобный секретный объект на такой глубине, то выглядел он именно так, – говорит Арсений Сюхин. – Это должно быть одновременно и достижением советской науки, и местом, напоминающим о том, что мы находимся очень глубоко под землей, а значит, выбраться отсюда будет не проще, чем сбежать с космического корабля. Надеюсь, у нас это получилось».

По местам съемок
Съёмки осуществлялись в павильоне площадью 1200 квадратных метров, где была построена «подземная часть» объекта «Кольская сверхглубокая». Помимо работы в декорациях павильона, часть съёмок прошла на природе возле реального объекта «Кольская сверхглубокая» — в Мурманской области. Вся съёмочная группа с энтузиазмом отзывается об этой экспедиции.
«Это было суперкруто», — делится актер Кирилл Ковбас. «Я безумно рад этой поездке. Я понял, что хочу путешествовать по нашей стране». «Съемочные дни на природе запомнились мне больше всего», — соглашается коллега Виктор Низовой. «Мы летели над Баренцевым морем, вокруг снег, сугробы».
«Я никогда не видела столько снега, хотя местные говорили, что его в этом году мало», — с улыбкой замечает Милена Радулович. В Мурманской области съемочная группа работала на нескольких локациях. Первая – рудник Северный в городе Заполярном, принадлежащий Кольской горно-металлургической компании, дочернему предприятию «Норильского никеля». Здесь была снята сцена приезда экспедиции с главной героиней Анной и полковником ГРУ Юрием Борисовичем. Персонажи на УАЗе заезжают в шахту, ведущую к секретному объекту.
Продюсер Александр Калушкин сообщает: к «буханке», в которой ехали актеры, была приварена платформа. На ней находился режиссер и оператор со стедикамом. Съемка спуска в шахту проходила в реальном времени. За руль автомобиля сел сам Калушкин, чем удивил всю съемочную группу. «Там была интересная и опасная особенность – посреди дороги такое углубление, в которое стекают воды и образуют достаточно широкую и глубокую речушку, — рассказывает Калушкин. – И вести эту «буханку» было крайне непросто, потому что любое неаккуратное движение рулем повлекло бы мощнейшее повреждение, а достать «буханку» без специальных средств было бы невозможно».
В руднике под землей, на глубине примерно 200 метров, кинематографисты работали и на площадке «Северный». Рудник при этом функционировал без перерывов.
Продюсер Александр Калушкин рассказывает: «Каждое утро несколько КамАЗов забирали съемочную группу под землю. Место для работы выбрали на одном из первых уровней ниже земли, а некоторые работы проводились на глубине до 1000 метров. Это были экстремальные условия, особенно учитывая, что в отдельных местах шахты шли подрывные работы. Нам говорили, что все будет нормально, но когда взрывы происходили рядом, страх невольно возникал. Мы почувствовали то, что могло произойти на реальной Кольской сверхглубокой.»

Художники фильма привезли из Москвы «лифт», применявшийся во время съемок. Задача постановщиков состояла в интеграции декорации в реальный объект. «Мы стремились к тому, чтобы у зрителей сложилось полное ощущение, будто с улицы можно попасть в наклонную шахту, проехать по ней на машине и, пересев в лифт, спуститься в подземелье на глубину 5000 метров», – говорит художник-постановщик Марсель Калмагамбетов.
После завершения съемок в руднике «Северный» команда фильма должна была отправиться на уникальную натурную локацию неподалеку от села Терюберки на берегу Баренцева моря. Еще за несколько дней до переезда в новое место погодные условия были неблагоприятными. Локацию занесло снегом, а ветер до 22 метров в секунду мешал поднять вертолеты в небо.
Портал открылся, когда мы покинули Заполярный. Гарантий проезда в Териберке всем составом не было, но нам повезло: поездка прошла успешно, и всё было готово точно по графику. Удалось расчистить несуществующую дорогу от села до берега Баренцева моря, где снимали посадку самолета, высадку артистов, героев фильма и заход в объект «Кольская сверхглубокая».
С ветром пять-шесть метров в секунду мы без проблем выполнили даже сложные съемки в воздухе, где требовалось согласовать действия двух вертолетов. Это предмет нашей особой гордости – всё удалось, и никаких происшествий не случилось.

«Представьте: летишь над Баренцевым морем,» – рассказывает Николай Ковбас. «По сюжету попали в болтанку – естественно, режиссер с продюсерами просят пилотов качать вертолет. А ты думаешь: ну, все, сейчас грохнемся. Каждый эпизод снимали на русском и английском языках, и это было непросто! Это был вызов!»
Виктор Низовой признается: «Первый раз снимался в летящем вертолете. Звуковики находились под сидениями, грохот был сильный, Гайк давал команду, режиссер давал команду, нас бросало из стороны в сторону над скалами Баренцева моря».

О технологиях
Фильм создатели решили максимально сократить использование компьютерной графики, ориентируясь на традиции фильмов 1980-х годов.
«Идея триллера о сверхъестественном в СССР заставляет зрителя сомневаться во всём происходящем», – говорит режиссер Арсений Сюхин. – «Мы ещё не привыкли смотреть на своё прошлое таким образом. Благодаря советскому кино сложилось определённое представление о том, как должно выглядеть то время. Поэтому возникла идея: если кино про 80-е, то зрителю будет проще поверить в него, если оно будет выглядеть так, словно в 80-х его и сняли. А значит, вместо компьютерной графики на первый план должны выйти декорации, грим и аниматроника». Сергей Торчилин продолжает:
Продюсеры отдают предпочтение графике из-за возможности компьютерных эффектов реализовать любой задуманный эффект при любом бюджете. Модель можно сделать проще или сложнее, более или менее детализированной, но создать ее все равно получится. Аналоговые эффекты жестче, поскольку сразу понятно, сколько это будет стоить, а цена немалая. Но и результат виден сразу во время съемок – не больше, не меньше. Актерам комфортнее играть и выполнять задачи с тем, что они видят и могут потрогать. То же касается оператора. В конечном итоге зритель воспринимает кино совсем иначе. Возьмем франшизы в нашем жанре, которые пережили эпоху аналоговых эффектов и эпоху цифровых эффектов. «Терминаторы» или «Чужие» – аналоговые части этих франшиз по сей день считаются культовыми и наиболее правдоподобными.
Мастера команды Galaxy Effects создавали пластический грим и физические спецэффекты для проекта «Кольская сверхглубокая». Эта команда работала над фильмами «Притяжение», «Т-34» и «Вратарь галактики». Их задачи включали создание образов с помощью пластических деталей грима и разработку физиологических спецэффектов.
Основатель Galaxy Effects Юрий Жуков говорит: «Производство таких спецэффектов – сложный многоступенчатый процесс, требующий слаженной работы специалистов разных профилей: скульпторов, техников, инженеров, мастеров по созданию форм, художников и многих других. Первые эскизы предоставила творческая команда фильма. По ним мы сделали макеты. Создатели по гриму дали нам целые альбомы референсов, фотографий фактур, зарисовок и комментариев. На основе всего этого отрисовали 3D-модели и разработали единую концепцию по всем спецэффектам, которые можно будет увидеть в фильме».