Ожидается ли введение дистанционного обучения в 2021 году из-за пандемии COVID-19? Как правительство и Министерство просвещения рассматривают этот вопрос? Какие плюсы и минусы есть у дистанционного обучения?

Осенью вновь участились случаи заражения коронавирусом, из-за чего вопрос о дистанционном обучении стал актуальным. В осенне-зимний период наблюдается также рост числа случаев ОРВИ и гриппа, эпидемиологическая обстановка ухудшается. Будет ли в 2021 году дистанционное обучение, зависит прежде всего от количества заболевших детей и ситуации в каждом регионе.

Возможный переход на «дистанционку» в школах

Дистанционное обучение, подобно строгим карантинным мерам, представляют собой крайние решения. Во время первой волны коронавируса правительства многих стран применили жесткие ограничения, а сейчас обсуждают целесообразность таких форм карантина, опираясь на опыт государств, которые сражались с… COVID-19 ограничились профилактическими мерами.

Информация о коронавирусе расширилась. В России появились первые вакцины. Инфекция опасна, но дети и подростки переносят её обычно легко.

Эксперты по эпидемии полагают, что всплеск заболеваемости снизится стремительно после формирования коллективного иммунитета, то есть когда инфицируются от 60 до 70 процентов людей.

Ситуация несет риск массового распространения болезни, которое превысит эпидемиологические границы. В связи с этим Министерство просвещения анализирует разные варианты развития событий.

  1. Переход на удалённое обучение при существенном превышении показателей эпидемии.
  2. Сочетание дистанционного и очного обучения.
  3. Ввели жесткие санитарные нормы и правила, а также вернулись к очному обучению.

В следующем году дистанционное обучение возможно, если статистика заболеваемости благоприятная.

Подготовка к возможному дистанционному обучению.

В мае 2020 года Министерство просвещения России изготовило постановление, предусматривающее готовность школ к потенциальному переходу на дистанционное обучение в случае негативного развития событий.

Подготовка шла по следующим направлениям:

  1. Повышение уровня оснащения. Приобретение компьютеров и программных средств.
  2. Развивается методологическая база. Например, создан и запущен сервис «Моя школа онлайн» для всех уровней обучения. Внедряется методика «перевернутый класс», когда учащиеся сами изучают материал, а с педагогом дистанционно выполняют практические задачи.
  3. Внедрение жёстких санитарно-гигиенических мер: дезинфекция, обработка рук антисептиком, проветривание, ношение масок, ежедневный термоконтроль у детей и др.
  4. Изменят график уроков, разные классы закончат учебный год в разное время. Чтобы избежать скопления детей во время перемен, расписание составят таким образом, чтобы классы выходили на перемену в разные часы. Предлагают соблюдать дистанцию и ограничить количество учеников до 15 человек в классе.

В Министерстве просвещения корректным образом освещают ситуацию с дистанционным обучением в 2021 году, учитывая противоречивые мнения учителей, родителей и детей. Региональным властям предоставляют большую свободу принятия решения в сложившейся ситуации.

Власти Москвы приняли решение о частичном переходе школ на дистанционное обучение с 9 по 22 ноября. Будут посещать учебные заведения 1-5 и 11 классы, а 6-10 классы обучатся удалённо.

В вузах разрешено самостоятельно выбирать формы обучения. Некоторые установили смешанный формат: младшие курсы учатся очно, а старшекурсники — дистанционно. 152 из более 1270 учебных заведений России полностью перешли на дистанционное обучение. Изменят и традиционные лекции для всех групп.

Плюсы и минусы дистанционного обучения

Специалисты (педагоги, психологи, санитарные врачи) считают, что «дистанционка» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Руководитель здоровья детей НМИЦ В. Кучма, основываясь на обследованиях, пришел к выводу о негативном влиянии дистанционной формы обучения на психологическое состояние детей и подростков.

В этом возрасте общение с ровесниками играет существенную роль в развитии ребенка. Негативные аспекты удалённого обучения:

  • увеличивается нагрузка при самостоятельном обучении;
  • Длительное время у компьютера негативно влияет на физическое развитие и зрение детей.
  • Родители несут ответственность за обучение и контроль.
  • Дети иногда остаются без присмотра, когда родители увлечены работой.
  • увеличивается нагрузка на учителя.

Положительные стороны:

  • минимизируется возможность заболеть коронавирусом;
  • Дети учатся добывать учебные материалы и разбирать их.
  • Процесс обучения становится более широким по возможностям.

В эпидемию оптимальной формой занятий считается смешанная. Для удаленной формы обучения разработали регламент уроков и график перерывов для разных возрастов. Новые рекомендации вступят в силу с января 2021 года.

Итоги

Возможно введение полного дистанционного обучения в 2021 году при превышении допустимого эпидемиологического порога заболеваемости. В настоящий момент действуют ограничительные меры для предотвращения распространения коронавируса.

Правительство и Министерство просвещения рассматривают возможность смешанных форм обучения, при которых дети будут учиться как в школе, так и дома. Региональные власти получили расширенные полномочия для принятия решений о реагировании на эпидемиологическую обстановку. Удаленная форма работы должна стать частью школьной системы и после окончания пандемии.