
Ожидается ли введение дистанционного обучения в 2021 году из-за пандемии COVID-19? Как правительство и Министерство просвещения рассматривают этот вопрос? Какие плюсы и минусы есть у дистанционного обучения?
Осенью вновь участились случаи заражения коронавирусом, из-за чего вопрос о дистанционном обучении стал актуальным. В осенне-зимний период наблюдается также рост числа случаев ОРВИ и гриппа, эпидемиологическая обстановка ухудшается. Будет ли в 2021 году дистанционное обучение, зависит прежде всего от количества заболевших детей и ситуации в каждом регионе.

Возможный переход на «дистанционку» в школах
Дистанционное обучение, подобно строгим карантинным мерам, представляют собой крайние решения. Во время первой волны коронавируса правительства многих стран применили жесткие ограничения, а сейчас обсуждают целесообразность таких форм карантина, опираясь на опыт государств, которые сражались с… COVID-19 ограничились профилактическими мерами.
Информация о коронавирусе расширилась. В России появились первые вакцины. Инфекция опасна, но дети и подростки переносят её обычно легко.
Ситуация несет риск массового распространения болезни, которое превысит эпидемиологические границы. В связи с этим Министерство просвещения анализирует разные варианты развития событий.
- Переход на удалённое обучение при существенном превышении показателей эпидемии.
- Сочетание дистанционного и очного обучения.
- Ввели жесткие санитарные нормы и правила, а также вернулись к очному обучению.
В следующем году дистанционное обучение возможно, если статистика заболеваемости благоприятная.
Подготовка к возможному дистанционному обучению.
В мае 2020 года Министерство просвещения России изготовило постановление, предусматривающее готовность школ к потенциальному переходу на дистанционное обучение в случае негативного развития событий.
Подготовка шла по следующим направлениям:
- Повышение уровня оснащения. Приобретение компьютеров и программных средств.
- Развивается методологическая база. Например, создан и запущен сервис «Моя школа онлайн» для всех уровней обучения. Внедряется методика «перевернутый класс», когда учащиеся сами изучают материал, а с педагогом дистанционно выполняют практические задачи.
- Внедрение жёстких санитарно-гигиенических мер: дезинфекция, обработка рук антисептиком, проветривание, ношение масок, ежедневный термоконтроль у детей и др.
- Изменят график уроков, разные классы закончат учебный год в разное время. Чтобы избежать скопления детей во время перемен, расписание составят таким образом, чтобы классы выходили на перемену в разные часы. Предлагают соблюдать дистанцию и ограничить количество учеников до 15 человек в классе.
В Министерстве просвещения корректным образом освещают ситуацию с дистанционным обучением в 2021 году, учитывая противоречивые мнения учителей, родителей и детей. Региональным властям предоставляют большую свободу принятия решения в сложившейся ситуации.
В вузах разрешено самостоятельно выбирать формы обучения. Некоторые установили смешанный формат: младшие курсы учатся очно, а старшекурсники — дистанционно. 152 из более 1270 учебных заведений России полностью перешли на дистанционное обучение. Изменят и традиционные лекции для всех групп.
Плюсы и минусы дистанционного обучения
Специалисты (педагоги, психологи, санитарные врачи) считают, что «дистанционка» имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Руководитель здоровья детей НМИЦ В. Кучма, основываясь на обследованиях, пришел к выводу о негативном влиянии дистанционной формы обучения на психологическое состояние детей и подростков.
В этом возрасте общение с ровесниками играет существенную роль в развитии ребенка. Негативные аспекты удалённого обучения:
- увеличивается нагрузка при самостоятельном обучении;
- Длительное время у компьютера негативно влияет на физическое развитие и зрение детей.
- Родители несут ответственность за обучение и контроль.
- Дети иногда остаются без присмотра, когда родители увлечены работой.
- увеличивается нагрузка на учителя.
Положительные стороны:
- минимизируется возможность заболеть коронавирусом;
- Дети учатся добывать учебные материалы и разбирать их.
- Процесс обучения становится более широким по возможностям.
В эпидемию оптимальной формой занятий считается смешанная. Для удаленной формы обучения разработали регламент уроков и график перерывов для разных возрастов. Новые рекомендации вступят в силу с января 2021 года.
Итоги
Возможно введение полного дистанционного обучения в 2021 году при превышении допустимого эпидемиологического порога заболеваемости. В настоящий момент действуют ограничительные меры для предотвращения распространения коронавируса.
Правительство и Министерство просвещения рассматривают возможность смешанных форм обучения, при которых дети будут учиться как в школе, так и дома. Региональные власти получили расширенные полномочия для принятия решений о реагировании на эпидемиологическую обстановку. Удаленная форма работы должна стать частью школьной системы и после окончания пандемии.
