
Обзор фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» (2020), любопытные сведения о процессе съемок.
Рассмотрим новую сказку с блестящей Анджелиной Джоли. Несмотря на то что съёмочной группе предстояло создавать удивительные фантастические миры, авторы фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» не слишком рассчитывали на визуальные эффекты.
«Я не желала следовать по пути фильма Тима Бёртона «Алиса в стране чудес», – говорит Чепмен. – Не стремилась даже пытаться соревноваться с ним или пробовать войти на эту территорию. Считаю, что наша история слишком реалистична для этого. Поэтому не хотелось переусердствовать с эффектами».

Нетландия, страна чудес и Викторианская Англия.
Мир устроен из веры, доверия и волшебной пыльцы. «Питер Пэн», Дж. М. Барри.
«Наш фильм не снимался на хромакее, — говорит Ричардс. — Мы старались ограничиться минимальными визуальными эффектами. Даже когда дети попадают в свои фантазии, мы использовали эффекты, которые лишь слегка изменяют реальность. Например, в сцене, где Алиса бросает копье, вы увидите полёт настоящего копья. И только когда оно воткнётся в землю, вы поймёте, что это обычная ветка».
В летнем сезоне 2018 года съемки фильма стартовали в Великобритании. Викторианская Англия, волшебная Нетландия и таинственная Страна Чудес были воплощены на экране благодаря использованием настоящих зданий и локаций.
По словам Спринга, Викторианскую эпоху легко обнаружить в нашей стране, поэтому было решено воспользоваться этим случаем.
При создании взаимосвязанных миров для фильма Чепмен и продюсеры привлекли художника-постановщика Лучану Арриги («Усадьба Хауардс-енд», «Разум и чувства»), специалиста по дизайну костюмов Луизу Стьернсворд («Пассажирка», «Отель «Мэриголд»: лучший из экзотических») и оператора Джулса О’Лафлина («Телохранитель киллера», «Падение ангела»).
«Самой интересной задачей показалась возможность построить частичную реальность, и в декорациях, и в реквизите,- говорит Арриги. — Неожиданно начинаешь замечать элементы фэнтези, и с трудом веришь своим глазам».

«Мне понравился сценарий, – признается Стьернсворд, – особенно та его часть, которая касалась этноса. При съемках фильмов, действие которых происходит в викторианскую эпоху, обычно приходится иметь дело с одними и теми же актерами, которые изображают викторианскую массовку. У нас же были удивительные, интересные персонажи в невероятных костюмах. Любой дизайнер о такой работе может только мечтать».
Чепмен и её команда столкнулись с трудностями при создании костюмов для знаменитых героев: синего платья с передником для Алисы и зелёного костюма со шляпой для Питера Пэна. Нужно было добиться узнаваемости персонажей, но при этом они не должны были слишком резко выделяться в обычной жизни.
«Костюм Питера отличается от того, который он носил в фильме Диснея, — говорит Стьернсворд. – Такого костюма не видел ни в одном другом фильме. Наш костюм был, как предполагается, сшит для Питера его матерью».
В сценарии Гудхилл много визуальных отсылок к мирам Барри и Кэрролла. У Алисы был игрушечный белый кролик, мать подарила ей медный колокольчик, а у Питера – подзорная труба и нарисованная карта Нетландии. Чепмен говорил: «Было интересно подыскивать моменты, которые не выглядели бы слишком очевидными. Некоторые вы узнаете сразу, другие, возможно, пропустите. Например, Чарли поглощает устриц, как Морж в стихе «Морж и Плотник», а мистер Браун ест суп из телячьей головы, напоминающий по вкусу черепаховый».

Дом Литтлтонов был самой важной локацией и должен был выглядеть настоящей постройкой. При этом было нужно показать, что такой дом питает детское воображение. Чепмен говорит: «Я хотел увидеть маленький домик из сказки, – что-то необычное, из мира фантазий».
Очаровательный дом XVI века, подходящий по всем параметрам, нашли недалеко от Эйлсберри в английском графстве Бакингемшир.
«Постройка была по-настоящему древняя, крыша из соломы,— восхищается Йейтс.— Создавала непередаваемую атмосферу». Впрочем, там снимались только экстерьерные сцены на фоне дома и в саду. Интерьеры же создали в павильонах студии Twickenham Studios в Лондоне. «Снаружи постройка впечатляет,— говорит Арриги,— но внутри ощущение терялось. Нам нужно было показать, что героиня Анджелины — заботливая мать и хозяйка дома, мы хотели оформить детские спальни по-особому и так далее. Всё то, что вырисовывалось в моём воображении, нужно было выстроить и обставить».
Джоли из-за загруженности графика решила сниматься в фильме только если съёмки пройдут в Лос-Анджелесе. Ричардс говорит, что Джоли понравилась идея фильма и она желала сняться, но поставила условие о местонахождении съёмок.

Арриги признается, что переезд в Лос-Анджелес её пугал: «Я никогда не работала в Лос-Анджелесе, там я только получала премии и посещала разные вечеринки. Мне нравится работать с британскими командами, поэтому Штаты меня, конечно, пугали. Но когда мы приехали на место и начали работать, я подумала: «Это же здорово!» Команда из Лос-Анджелеса отлично справилась с задачами».
Переезд в Лос-Анджелес для молодых артистов – настоящее приключение.
«Не мог дождаться увидеть пляжи и аттракционы, – говорит Нэш. – Анджелина была очень гостеприимна. Отправила нас в зал игровых автоматов вместе со своими детьми и дала карточку на неограниченное количество игр. Потом поехали к ней домой, где был огромный бассейн».
Помимо съёмок в доме Литтлтонов, группа работала на различных лондонских площадках, таких как Сомерсет-хаус и верфь Батлера. Эти сцены понравились Ойелоуо: «Я живу в Лондоне большую часть жизни, но даже я не видел столько скрытых уголков этого города», – признаётся он. «Мы с Майклом Кейном снимали сцену в маленьком старом пабе, который будто бы за последние два столетия совсем не изменился. Ещё одна запоминающаяся сцена была снята в Сайон-хаусе». 3С Дереком Джекоби снимались в так называемой «Галерее» – комнате, где побывала Покахонтас во время визита в Великобританию. Но больше всего запомнились съемки в знаменитой тюрьме Клеркенвелл, камеры которой были полны преступников, ожидавших отправки в Австралию. Это было мрачное и пугающее место.
Работа в подземелье не всегда была легкой, несмотря на ее интересность.
«Снимать было очень сложно, потому что это старое и сырое место, — рассказывает Чепмен. — Нам иногда нужно было выходить наружу, чтобы вдохнуть свежей air» Как снова попасть вниз. Но удалось захватить неповторимую, угнетающую атмосферу подземелий.
Последней и, пожалуй, самой впечатляющей локацией стал Большой Виндзорский лес, где снимались сцены игр младших Литтлтонов, а также удивительные проходы в Нетландию и Страну Чудес. Кан считает, что воображение помогло Бренде воплотить фантастические детские миры. Она создавала реалистичные декорации, которые гармонировали с фантастическими мирами. Для демонстрации воображаемых миров каждого из детей использовались разные цветовые гаммы. Поэтому сцены, в которых дети отправляются в свои фантастические миры, визуально отличаются друг от друга.

Чепмен обставляла кадры пышной растительностью, чтобы у зрителей создавалось впечатление, будто наблюдают за происходящим, скрываясь среди кустарников или за деревьями.
«Это стало основой для истории, – говорит режиссёр, – или, если хотите, рамой для картины. Этот приём создавал ощущение погружения в события, как будто вы сами являетесь их участником. Так я обычно смотрю анимационные фильмы. Я всегда относилась к мультфильмам, как к книгам, которые можно открыть, а потом оказаться внутри, прямо на страницах. Именно так рассказывала и историю фильма».
Несмотря на то что «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» стал игровым дебютом Чепмен, она не казалась новиком ни актерам, ни специалистам закадровой группы. «Никогда бы не сказал, что это её первый игровой фильм, – признаётся Ойелоуо. – Больше того, я считаю, что с режиссёром анимации работать в чём-то даже интереснее. Она постоянно сфокусирована на структуре фильма, на постановке кадра и весьма экономно оценивает какие сюжетные вехи важны для всей истории в целом, а какими можно пожертвовать. Она крайне эффективно работает и бескомпромиссна в вопросах, которые, по её мнению, важны для создания истории».

«С ней очень легко сотрудничать, потому что она всегда открыта для обсуждения – соглашается коллега Чэнселлора. Можно было сказать: «Бренда, а можно попробовать вот это?», и она с удовольствием об этом поговорит. Она всегда прислушивалась к нашим пожеланиям и предложениям, но при этом всегда помнила свое видение той или иной сцены. Ну и, кроме того, сама по себе просто замечательный человек».
Открытость и мягкость Чepмена оказались полезными при общении с детьми.
«Бренда – удивительный режиссёр, — говорит Чанса. — Отлично знает, как общаться с детьми. С ней работать легко и весело. Она всегда готова помочь и поддержать, не только наш режиссёр, но и наша подруга. Особенно её поддержка была кстати в сценах, когда нужно было заплакать. Бренда отводила нас в сторонку и настраивала. Было очень приятно и спокойно от уверенности в том, что она всегда готова помочь».
«Просто чудо», — говорит Нэш. — Хорошо относится к актёрам, много времени проводит на разговорах и объяснениях. Удивительная фантазия у неё ещё».

Поиск баланса
В каждой вещи таится нравственная сторона, нужно лишь научиться ее обнаружить. «Алиса в Стране Чудес», Льюис Кэрролл
Создатели фильма «Питер Пэн и Алиса в стране чудес» столкнулись с трудностью в уравновешивании драмы и приключений, печали и фантазий, тени и света, особенно на этапе монтажа и цветокоррекции.
Бренда сняла фильм, полным неоднозначных моментов, – отмечает Спринг. В первую очередь это гибель ребёнка, которая стала причиной всех последующих событий. От этой трагедии невозможно скрыться. Зрители не только испытают скорбь утраты семьи, но и поймут решения каждого её члена после этого события и причины этих решений.
Говоря о горечи утраты, Гудхилл отмечает: «Надеюсь, к концу станет ясно, что надежда важнее отчаяния. Желаю зрителям покидать кинотеатр воодушевлёнными. Хочется верить, что фильм оставит в их сердцах ощущение чуда».
Создатели фильма уверены, что картина будет интересна как взрослым, так и детям. Это настоящий семейный фильм. Кан надеется, что юные зрители смогут отождествить себя с героями и поймут, что фантазировать – это хорошо. По его словам, нет ничего зазорного в игре в вымышленных мирах. В свою очередь, взрослые смогут понять важность принятия своих чувств и соответствующего реагирования на них. Кан считает, что каждому нужно найти ребёнка в себе и крепко обнять его.

Чепмен убеждён, что воображение сближает всех: как детей, так и взрослых. Неважно, куда оно уводит нас – на тропический остров вечной юности или в кроличью нору фантастического мира, отражающего реальность. Любой вымышленный мир подходит. Зная или нет сказки «Питер Пэн» и «Алиса в Стране чудес», можно оценить фильм «Питер Пэн и Алиса в стране чудес».
«Зрителям хочется донести, насколько воображение важно в жизни, насколько важны внутренние переживания, – говорит режиссёр. – Нужно давать волю подсознанию, освобождать душу. Герои нашего фильма освобождают души, борясь со скорбью. Это их лечит, помогает двигаться дальше. Каждый это делает по-своему, но нет ничего зазорного в том, чтобы найти свой путь».

Без сомнения, фильм подарит новую интерпретацию двух знакомых всем историй, сделав их еще более популярными.
«Во время просмотра вас ждут сюрпризы, – говорит Чепмен. – У вас уже есть представление об этих сказках. Мы предложим свою необычную трактовку. Дело не только в том, что Питер и Алиса оказываются братом и сестрой. Мы сделали героев темнокожими. Это новый подход к знакомым сказкам».
Ойелоуо подводит итог: «Это универсальная история, которую, надеемся, поймет каждый. В ней затрагивается суть нашего мира. Вот почему я не смог отказаться от этой роли».