Электронная подпись в России в 2021 году: определение и новые правила. Какие законы действуют и какие изменения появятся 1 июля.

Электронная подпись в России в 2021 году – цифробуквенный код для идентификации учетной записи. Вместо рукописной подписи на бумаге ЭП позволяет получать разнообразные услуги дистанционно и защищает электронные документы от несанкционированного доступа.

Законодательные новшества

В конце 2020 года ФНС России сообщила гражданам о взятии на себя функции выпуска сертификатов квалифицированной электронной подписи для юридических лиц и тех, кто действует от их имени без нотариальной доверенности. Это касается также индивидуальных предпринимателей и нотариусов.

9 марта новостной портал «Интерфакс» сообщил о принятии Госдумой законопроекта, устанавливающего смену даты введения нового порядка идентификации на 1 июля 2022 года. Ранее предполагалось начать его внедрение начиная со второго квартала 2021 года.

В своем выступлении Александр Аксаков, председатель комитета Государственной Думы по финансовому рынку, рассказал о факторах, повлиявших на решение о переносе сроков запуска реформы электронной подписи.

  • Законопроект устанавливает строгие условия для работы удостоверяющих центров, сократив их число до минимально необходимого.
  • Формирование новых, более надежных коммуникационных путей займет определенное время.
  • Бизнес не всегда готов к внедрению строгой системы взаимодействия.
  • Некоторые вопросы, например варианты применения обычной и расширенной подписи, требуют уточнения.

Депутат А. Изотов, участвовавший в разработке закона принятого Государственной Думой в конце 2019 года, считает его своевременным. По его мнению, внедрение реформы цифровой подписи упростит процесс получения и исключит УЦ с недостаточным финансированием.

Интересно! В каком году состоится Всероссийская перепись населения?

В России в 2021 году для финансовых организаций и структур квалифицированные электронные подписи будут выдавать налоговики (перечисленные выше категории — Центральным банком). Государственным служащим КЭП будет выдаваться Казначейством.

Электронная подпись в России в 2021 году удостоверяется сертификатом, выдаваемым удостоверяющим центром. Сертификат может быть напечатан или предоставлен в электронной форме, но применяется только для установления личности отправителя или подтверждения достоверности информации. ЭЦП ускоряет обработку официальных бумаг и действительна при наличии сертификата от любого УЦ.

Что произойдет с 1 июля

С начала 2022 года ФНС РФ начнет выдавать квалифицированные электронные подписи для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и нотариусов в соответствии с законом об ЭП. Действие всех сертификатов, выданных коммерческими АУЦ, ограничено этим сроком. С середины лета услуга будет предоставляться безвозмездно Аккредитованным удостоверяющим центром Федеральной налоговой службы.

Получить сертификат в ФНС России могут только те, кто лично посетит инспекцию. Действия по доверенности не предусмотрены.

В 2021 году в России квалифицированные электронные подписи будут выдать следующие организации.

  • Банк России предоставляет услуги Централизованной системе управления (УЦ) кредитно-финансовым организациям.
  • Центр управления финансами при Федеральном казначействе предназначен для обращения граждан, занимающих должности в государственном аппарате.
  • КЭП для физических лиц, действующих самостоятельно или по доверенности от юридических лиц, будут выдавать в коммерческих организациях, если те прошли аккредитацию, соответствуют новым нормативным требованиям, обладают достаточными собственными средствами.

Изменения не затронут руководителей, которые смогут пользоваться прежней ЭП. Сотрудники и уполномоченные лица теперь не могут действовать от имени организации (ранее использовалась подпись юридического лица, указывались должность и ФИО). Для действий от имени организации необходимо получить собственную электронную подпись, подписывать ею документы и подтверждать полномочия.

Подпись юридического лица выдаётся только руководителям основного подразделения или филиалов. С начала 2022 года можно использовать подписи, ранее применяемые исключительно в СМЭВ, при заверении технологических документов, формируемых автоматизированной системой.

Внесенные в Федеральный закон №63 поправки устанавливают более высокие требования к удостоверяющим центрам, что приведет к сокращению их числа вне зависимости от воли и желания владельцев. Эксперты полагают, что из пятисот функционирующих сегодня центров требованиям соответствуют только около двадцати. До 1 июля они продолжают работать. Получать новые подписи все еще возможно, но срок их действия составит полгода. После этого потребуется повторная обращение.

Не все россияне пока знакомы с этим понятием, однако со временем станет ясно, как важно иметь электронную подпись.

Интересно! Сколько алиментов требуется выплачивать человеку, не имеющему официального трудоустройства?

Будут созданы организации, контролирующие достоверность электронных подписей, полномочий и взаимодействий в цифровом пространстве. Удостоверяющие центры смогут хранить электронные подписи и использоваться для подписания любых документов.

Итоги

Электронная подпись в России претерпела изменения. Новые правила заработают 1 июля 2021 года.

  1. Центробанк, Федеральная налоговая служба и Казначейство предоставят сертификаты бесплатно, в отличие от коммерческих организаций.
  2. Для аккредитации частные автономные учреждения дополнительного образования необходимо соответствовать нормам закона.
  3. В удостоверяющем центре будет доступна возможность сохранять свои подписи.
  4. Граждане России получат сертификаты соответствия в коммерческих центрах, сохранившихся после аккредитации.