Рецензия на фильм Шалом, Папик (2021)

Комедия «Шалом, папик» повествует об эксцентричной студентке Даниэль, которая попадает в неловкие ситуации на еврейских поминках Шиве.
Даниэль волнуется от встречи с любопытными и бесцеремонными родственниками, бывшей подругой, женой любовника и самим любовником (папиком), который является другом семьи.

Начало Шивы

Даниэль — специалист в области гендерных исследований, бисексуалка и феминистка. Работает няней, хотя на самом деле спит с мужчинами за деньги. Делает это из интереса к развитию сексуальных навыков или просто от скуки, поскольку родители полностью оплачивают ее счета. Несмотря на то что она не любит семейные сборища, ей приходится присутствовать на еврейских похоронах.

«Мне вас жаль. Верно, это очень грустно. Она была так полна жизни,» — говорит Даниэль, тут же обращаясь к матери: «А кто вообще умер?» Так мастерски передаётся атмосфера фильма: неловкая, нагнетающая тревогу и с ощущением душной тесноты.

Замкнутое пространство и паника

Главной героине достается поток вопросов от родственников: советы по женитьбе, учебе и карьере, детские истории и бесконечные переживания о ее здоровье.

«Ты как голодная Гвинет Пэлтроу. И не в хорошем смысле. А знаешь, что тётя Оз говорит, что у тебя анорексия?» — говорит ей мама.

Присутствие бывшей девушки Даниэль, юриста Майи, на Шиве крайне неудобно для неё. Даниэль и Майя спорят и пытаются уколоть друг друга, но их показная враждебность не может скрыть болезненной взаимной привязанности. Между девушками чувствуется химия.

Вишенка на торте внутренней паники главной героини — внезапное появление на поминках «папочки» главной героини, Макса. Потом приходит его молодая жена с ребенком. Тревога Даниэль перерастает в хаос, а атмосфера накаляется с каждой минутой. Девушка мечется, словно птица в клетке, стыдясь своего секрета, будто что-то мешает ей просто уйти.

Фильм «Шалом, папик» снят камерно в одном помещении. Такой подход позволяет глубже раскрыть персонаж, стремящегося к принятию ситуации и самого себя, а также определить своё место в мире.

Просмотр фильма сопровождает дискомфорт главной героини, которая будто не может покинуть дом, переполненный родственниками с показной добротой и расспросами. Вопросы заставляют ее потеть, стыдиться и врать. Ее лицо, подобное чистому листу бумаги, оживляется остроумием, тоской, гневом, растерянностью и негодованием. Музыкальное сопровождение усиливает чувство тревожности.

К финалу фильма Эммы Селигман происходит столкновение светского с религиозным. Весь сюжет превращается в отточенный до мелочей ритуал: искусственные улыбки, банальные шутки, предписанные выражения печали.

Слово режиссера

Возможно, каждому из нас случалось оказаться в бессмысленной ситуации. Режиссёр фильма Эмма Селигман заявила, что стремилась показать женщинам, что у них есть поддержка, когда они сталкиваются с необычными и абсурдными событиями.

В процессе написания и переписывания сценария, съемок и монтажа фильма я всегда помнила о цели своей работы. На рабочем столе даже установила лейтмотив: «Хочу дать девушкам, оказавшимся в глупой или неприятной ситуации, понять, что они не одиноки».

История героини точно вызовет улыбку у зрителей. Возможно, кто-то найдет в ней повод для размышлений и полезных мыслей.