Как написать сочинение по картине «Утро в сосновом лесу» по классам? Различные варианты, с планом и без. Как написать короткое сочинение.
Содержание
- Почему ребенок должен уметь самостоятельно писать сочинения
- Методические рекомендации по обучению детей написанию сочинения
- Примеры сочинения для учеников начальной школы
- Пример 1
- Какие мысли и чувства возникают при просмотре картины
- Пример 2
- Пример 3
- Преимущества темы «Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Родителям школьников нередко приходится сталкиваться с тем, что их дети не умеют связно излагать свои мысли в письменном виде. Написание сочинения на заданную тему вызывает у них большие затруднения. Можно самостоятельно научить школьника писать сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», по классам выбрав формат такой самостоятельной письменной работы.
Почему ребенок должен уметь самостоятельно писать сочинения
В школе дети в разных классах на протяжении всех этапов обучения пишут сочинения, обучаются логично излагать свои мысли, развивают мышление и красноречие. Итоговой работой станет выпускное сочинение, в котором старшеклассник должен будет не только продемонстрировать знание русского языка, но и умение логично и аргументированно излагать свои мысли.
Многим детям написание сочинения на заданную тему кажется невыполнимым. Родители не должны выручать своего ребенка, выполняя за него такое задание. Можно научить школьника необходимым навыкам, используя в качестве тренировочного материала сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», подбирая по классам варианты написания такой письменной работы. Учитывая возраст ребенка, с помощью простой и понятной для каждого темы можно научиться правильно выполнять подобные задания.
Методические рекомендации по обучению детей написанию сочинения
Ребенок должен понять, что сочинение лучше писать по плану:
- введение;
- основная часть;
- заключение.
При этом следует объяснить школьнику, что вступление и заключение пишутся коротко, а основная часть сочинения должна иметь четкую структуру. После этого нужно вместе с ребенком продумать, что должно входить в каждый пункт такого плана при написании творческой работы. Начать обучение можно даже в 7-м классе, если школьник испытывает сложности при написании сочинения.
Сочинение в повествовательной форме позволяет детям научиться делать описания. Картина предоставляет для этого отличные возможности. Изображенный на ней лес и медвежья семья вызывают у детей позитивные впечатления. Описание занятий животных и леса, изображенных художником на картине, будет по плечу детям из начальной школы, которые с большой охотой сначала расскажут родителям, что они видят, а потом постараются записать все это с планом сочинения.
Необходимо задавать детям наводящие вопросы:
- что изображено на картине;
- какое время суток в лесу;
- чем занимаются лесные обитатели;
- какие мысли приходят в голову при взгляде на картину.
Примеры сочинения для учеников начальной школы
Вариант повествования наиболее простой, его лучше использовать для детей начальной школы. В таком сочинении ребенок сможет излагать свои мысли и чувства, возникающие при рассматривании картины «Утро в сосновом лесу». При этом следует все время напоминать ему о том, что нужно описывать то, что именно он видит на картине.
Пример 1
Вступление
На картине художник Иван Иванович Шишкин изобразил рассвет в сосновом лесу, который встречает семья лесных жителей – медведей. Деревья и лес нарисованы настолько реалистично, будто их не рисовали, а фотографировали. Глядя на это лесное утро, кажется, что находишься там, в лесу, и тихо наблюдаешь из укромного места за медвежьей семьей. Вот что пришло мне в голову, когда я рассматривал эту картину.
Какие мысли и чувства возникают при просмотре картины
Мне показалось, что мама-медведица очень похожа на мою маму, которая всегда внимательно смотрит по сторонам, когда мы вместе с ней и братом переходим дорогу, или когда катаемся во дворе на велосипеде. Наверное, все мамы одинаковые, как и дети. Медвежата весело лазают по дереву, словно мы с братом.
Сначала кажется, что в лесу никого нет, кроме медведицы и медвежат, но, наблюдая за поведением медвежьей мамы, начинаешь понимать, что она кого то учуяла или увидела и говорит своим детям, что нужно вести себя тише. Третий медвежонок тоже кого-то учуял или слушает свою маму. Он, наверное, самый послушный из всех ее медвежат. Те двое заигрались на поваленном дереве и не слышат свою маму, продолжая рычать радостно друг на друга.
Заключение
Картина художника И.И. Шишкина не только красивая, но и познавательная. Она показывает жизнь медведей в дикой природе. Не знаю, писал ли художник медведей с натуры. Ведь это очень сложно – так близко подобраться к диким зверям. Скорее всего, он нарисовал их по памяти, но получилось у него это очень реалистично, как будто он сфотографировал утренний сосновый лес с огромными деревьями и милую медвежью семью на прогулке в лесной прохладе в лучах восходящего солнца.
Пример 2
Школьники 3-4-х классов смогут выполнить более сложное задание, описав полотно с искусствоведческой точки зрения, используя более сложный и структурированный план. Вот короткий пример такой работы:
Введение
Известное полотно русского художника пейзажиста Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» было написано в 1889 году в лесу острова Городомля. В работе будет дан короткий анализ полотна с описанием сюжета, композиции и используемых в работе цветов.
Сюжет и стилистика изображения
Картина написана в реалистическом жанре. Художник, который специализировался на пейзажах, изобразил на полотне, кроме огромных сосен, животных, выбрав для этого хозяина русского леса – медведя.
На картине изображена медвежья семья: мама-медведица и трое ее медвежат. Выбрав такой сюжет, художник как бы подчеркивает вековечный покой могучего соснового леса, охраняющего мирную жизнь его диких обитателей.
Передний план
В центре картины на переднем плане изображены медведи, находящиеся у поваленной ветром старой сосны. Хотя медведь – крупный зверь, на фоне изображенных вековых сосен медведица выглядит не такой внушительной и опасной. Она, в отличие от играющих медвежат, находится в напряженной позе с открытой пастью, чутко прислушиваясь к тишине утреннего леса.
Задний план
На заднем плане картины в верхней части изображены лучи восходящего солнца. О том, что в лесу только начинается утро, говорит стелющийся понизу туман, цепляющийся за могучие корни вековых деревьев. Художник настолько реалистично его изобразил, что кажется, что ощущаешь утреннюю свежесть соснового леса.
Цветовая гамма
Используя характерный подбор цветов и оттенков, И.И. Шишкин создает светлое, как утро, настроение жизни русского леса, скрывающего под сенью ветвей повседневную жизнь своих обитателей.
Верхушки темно-зеленых сосен Шишкин позолотил желтым цветом, реалистично изобразив первые солнечные лучи. Они вскоре нагреют сосновую чащу, которая наполнится к полудню жаркого летнего дня стойким ароматом хвои. А пока в лесу довольно свежо и прохладно, что только на руку медвежьей семье, решившей прогуляться по лесной чащобе.
Хотя мишки располагаются в нижней части картины, написанной темными тонами, их поведение вкупе с золотыми солнечными лучами и желтым разломом поваленной сосны создает умиротворяющее и доброе настроение. Поэтому контраст темного низа и светлого верха картины очень реалистично передает неуловимый момент смены утренних сумерек наступлением раннего утра, когда воздух свеж и прохладен, а деревья вокруг кажутся теплыми и уютными, не успев сильно остыть летней ночью.
Заключение
В картине, написанной в реалистичной манере, присутствует много темных тонов, контрастирующих с золотистыми красками солнечных лучей. Но вместе с тем создается светлое, как летнее утро, игривое настроение благодаря изображению играющих в утренних сумерках медвежат и их любящей лохматой мамы, стоящей на страже своих резвящихся детенышей.
Пример 3
Ученики старших классов могут написать сочинение-исследование по картине, описав малоизвестные факты истории ее написания. Школьникам средних классов лучше предлагать более сложные задания, в которые входят предварительный сбор информации о картине и история ее создания. Перед написанием сочинения нужно подобрать школьнику литературу об И.И. Шишкине и об этой картине. После этого школьник должен будет составить план и в соответствии с ним написать сочинение, в котором раскрывается история создания художественного полотна.
Введение
Всем хорошо известна картина известного русского пейзажиста И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Сюжет полотна давно стал хрестоматийным и разошелся в огромном количестве копий. Но мало кто задумывался над тем, что это самое нетипичное полотно художника, все свои картины посвящавшего изображению русских лесных пейзажей. Шишкин был мастером пейзажной композиции и никогда не писал картины в анималистическом жанре, за исключением этой. Почему же только на этом своем полотне он изобразил медведей?
История создания картины
Когда И.И. Шишкин в 1889 году работал над своим полотном на острове Городомля, его коллега по цеху, художник Константин Савицкий, предложил нарисовать на картине медведей. Когда создатель коллекции Третьяковской галереи купец Третьяков купил эту картину у Шишкина, он оставил на ней только подпись мастера, так как посчитал, что полотно написано в его характерной манере.
Заключение
Хорошо известная всем картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» как истинный художественный шедевр таит в себе пласты новой информации, знакомство с которой расширяет кругозор и помогает лучше понимать язык художественных полотен.
Преимущества темы «Картина И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу»
Написать сочинение по картине «Утро в сосновом лесу», подобрав по классам подходящий вариант, совсем не сложно. Тема этой картины будет понятна любому ребенку, он сможет легче высказать свое мнение и научиться писать по плану. Необходимо объяснить школьнику, что введение должно содержать вопрос, на который будет дан развернутый ответ в основной части сочинения. Для обучения этому картина И.И. Шишкина подходит лучше всего. Школьники начальных классов смогут всегда найти что-то свое в этом полотне, чтобы полностью раскрыть интересную для них тему в центральной части письменной работы.
Картина хорошо подходит для того, чтобы дети могли научиться структурировать свои мысли, излагая их в определенной последовательности. Они могут сравнить медвежат с маленькими детьми, играющими под присмотром своей матери в безопасной для них обстановке.
Стоит попросить их описать лесную чащу, время суток, изображенные деревья, свои ассоциации, возникающие при разглядывании картины. Сам процесс обучения написанию сочинения следует приблизить к игровой форме. Ребенок должен получать удовольствие от того, что он справился со сложной задачей и смог научиться чему-то сложному. При выполнении такой работы родители должны хвалить ребенка за явные достижения и корректно указывать на ошибки, исподволь подводя его к правильному варианту.
Используя разные форматы написания сочинения по картине «Утро в сосновом лесу», выбранные по классам в соответствии с возрастом ребенка и со сложностью поставленной перед ним задачи, можно довольно быстро научить школьника писать такие письменные работы, ориентируясь на требования школьной программы.