Подробный разбор фильма «Легенда о Зеленом рыцаре» (2021): обзоры, критические статьи, фотографии актеров, любопытные детали, информация о процессе съемок и сцены из фильма.

26 августа 2021 года состоится премьера долгожданного фэнтези «Легенда о Зеленом Рыцаре». Несмотря на то, что действие оригинальной истории разворачивается в Уэльсе, создатели приняли решение о съемках проекта в Ирландии. Этот регион предлагал все необходимое: подходящий ландшафт, климат и средневековые замки. Практически все сцены, представленные в фильме, были сняты в пределах получаса езды от Дублина. Ознакомьтесь с интересными сведениями о процессе съемок, актерах и персонажах картины.

Сюжет приключенческого фэнтези «Легенда о зеленом рыцаре» вдохновлен эпосом о короле Артуре и повествует о судьбе импульсивного и независимого племянника короля, сэра Гавейна ( Дев Патель). он отправляется в опасное путешествие, чтобы выполнить обязательство чести перед таинственным Зелёным Рыцарем. Путь сэра Гавейна становится серьёзным испытанием его доблести и нравственных убеждений. Режиссёр Дэвид Лоури предлагает свежий взгляд на традиционную историю о рыцарях Круглого Стола.

Дэвид Лоури, сценарист и режиссёр, вдохновился средневековой легендой о сэре Гавейне и Зелёном Рыцаре.

Пателю попросили воплотить на экране образ молодого человека при дворе короля Артура, которому предстоит увлекательное путешествие к самопознанию. В рамках заключенной сделки ему необходимо выполнить свое обязательство: встретиться с таинственным рыцарем, которого он когда-то обезглавил в Камелоте.

Легенду о Зеленом Рыцаре перевёл никто иной, как Джон Рональд Руэл Толкин, джон Р. Р. Толкин — автор знаменитого романа «Властелин колец». Экранизации этой истории были всего две. Дэвид Лоури, использовав в названии фильма имя Зелёного Рыцаря, подчеркнул внимание к опасному и увлекательному путешествию сэра Гавейна в неизведанные земли. На своем пути герой сталкивался с горными разбойниками и блуждающими великанами, соблазнительной прорицательницей и призрачной девой, говорящим лисом и слепой вдовой. У каждого из них, вероятно, скрывается подсказка к разгадке тайн.

««Я не мог понять, почему эта легенда сохранила свою значимость на протяжении стольких лет, пока не приступил к работе над фильмом, – рассказывает Лоури. – Лишь тогда я полностью осознал масштаб задачи. Оригинальный текст легенды поражает своим богатством, разнообразием образов и многогранностью. По его мотивам можно было бы создать целую серию фильмов, и все же не передать самое главное. Легенда была создана в XIV веке, и тем не менее, она кажется удивительно современной. Она не потеряла своей актуальности за столетия! В нашей экранизации мы стремились не просто перенести текст легенды на экран, но и раскрыть перед зрителем её глубинный смысл. Она повествует не только об общечеловеческих, вневременных ценностях, но и о значении этих ценностей, которое остается актуальным и в современной культуре».

Легенда

Аллитерационная поэма «Сэр Гавейн и Зеленый Рыцарь», созданная на Британских островах в XIV веке, принадлежит неизвестному автору. Эта необыкновенная история о рыцарстве, магии, искушении, преображении и самопознании на протяжении столетий привлекает внимание читателей, исследователей и творческих личностей.

Поэма изобилует аллегориями, символами и загадочностью, что позволяет читателям интерпретировать её по-разному. Легенда отличается от других сказаний о короле Артуре и его рыцарях Круглого Стола своей неоднозначностью, актуальным морально-нравственным подтекстом и мистическими деталями.

Легенда о сэре Гавейне значительно менее популярна, чем другие истории о короле Артуре, например, рассказы о Ланселоте и Гвиневре, о волшебнике Мерлине и поисках Святого Грааля. В 1925 году Толкин адаптировал поэму для широкой аудитории. Эта адаптация получила положительный отклик у читателей, что способствовало закреплению легенды в фольклоре и предопределило ее возможности для экранизации.

«историк Джим Нэпп, преподаватель Университета Питтсбурга, полагает, что легенда о сэре Гавейне и Зеленом Рыцаре хранит в себе удивительную, притягательную и непостижимую тайну. По его мнению, эта история содержит детальное описание Средневековья, начиная от лошадей и заканчивая доспехами, однако в ней отсутствуют прямые обращения к аудитории.

За необычным образом и противоречивостью легенды скрывается метафорическое сопоставление борьбы христианства и язычества, а также усилий цивилизации во главе с Артуром, стремящейся преодолеть наследие ушедшей эпохи.

«по мнению фольклориста, сюжет строится вокруг противопоставления природы и прогресса. Пегги Нэпп, я — исследовательница этой легенды, аспирантка Университета Карнеги Меллон. Камелот символизирует цивилизацию, а Зеленый Рыцарь – природу. Он появляется в Камелоте, и сэр Гавейн отсекает ему голову. Можно утверждать, что это христианская легенда с моральным подтекстом, однако она также является кельтской песнью о героях минувших дней, живущих в гармонии с природой, о людях, чьей привычкой было почитание и боготворение природных явлений.

Автор легенды намеренно подчеркивает конфликт между христианством и язычеством. Неслучайно величественная и загадочная фигура Зелёного Рыцаря возникает в Камелоте в клубах тумана в Рождество, обращаясь к присутствующим с устрашающим, но неизбежным испытанием – он предлагает каждому, кто осмелится, попытаться отрубить ему голову топором. Тот, кто примет этот вызов, должен будет ровно через год явиться в Зеленую Часовню, чтобы Зелёный Рыцарь смог ответить взаимностью.

Стремясь завоевать славу героя при дворе короля Артура, юный сэр Гавейн принимает вызов. Теперь ему предстоит год ожидания, чтобы отправиться в эпическое путешествие и выполнить свою часть соглашения. В канун Рождества следующего года Гавейн начинает свой путь, встречая на дороге необычных существ: одни – живые, другие – мертвые, третьи – полные жизненной энергии, четвертые – скрывающие свою истинную сущность, а пятые – не являющиеся людьми вовсе. Каждый из них так или иначе поможет Гавейну лучше понять себя.

«по мнению Дэвида Лоури, ключевой идеей истории является концепция рыцарства, представленная как попытка молодого человека понять себя. Эта тема раскрыта в первоначальном тексте легенды и определяет актуальность сюжета и в наши дни. Гавейну предстоит необыкновенное путешествие к осознанию собственных жизненных принципов.

По прибытии в замок лорда Бертилака, Гавейн столкнулся с новыми трудностями. Ему предстояло сохранить верность и благочестие, не поддавшись на искушение близости с женой аристократа, прежде чем предстать перед Зеленым Рыцарем в лесу.

«по мнению Пегги Нэпп, главный герой легенды кардинально отличается от современных персонажей, например, от Джеймса Бонда. Этот юноша не подвержен искушениям, но, подобно многим современным молодым людям, стремится к совершенству и прилагает максимум усилий для его достижения. Он желает, чтобы его воспринимали как выдающегося воина, поэтому в битвах и на охоте старается не уступать опытным рыцарям.

«по словам Джима Нэппа, история о Гавейне стала известна не только при дворе короля Артура, но и среди простых людей. В пути его ожидают многочисленные испытания, которые закалят его характер и определят, достоин ли он своей брони.

Странствие к истокам

Дэвид Лоури впервые ознакомился с легендой во время учебы в колледже на курсе английской литературы, где рассматривались эпические поэмы западного фольклора. «Легенда о Зеленом Рыцаре» была заключительным произведением в программе после нескольких месяцев изучения «Илиады» и «Одиссеи». По словам Лоури, эта история произвела на него сильное впечатление. Его заворожил сюжет о молодом человеке, принимающем столь странный вызов. Ему было трудно представить, что кто-то может решиться на подобное, осознавая, что победитель заплатит жизнью.

На протяжении двух десятилетий сюжет легенды не переставал вдохновлять режиссера. Параллельно с этим развивалась его карьера. В 2013 году состоялся его дебют в полнометражном кино с фильмом «В бегах», а три года спустя он создал ремейк «Пита и его дракона» от Disney и снял притягательную, завораживающую мелодраму «История призрака».

В марте 2018 года Лоури получил возможность отдохнуть от работы и переосмыслить средневековую легенду, обладая более богатым опытом. Вдохновленный батальными сценами из фильма «Виллоу» – классической фэнтезийной лентой Рона Ховарда 1988 года – он приступил к разработке сюжета собственной приключенческой фэнтези. «Тогда я вновь вспомнил о «Легенде о Зеленом Рыцаре» и, казалось, невольно решил её адаптировать, – рассказывает Лоури. – Я начал переписывать поэму и одновременно представлял, как можно было бы снять те или иные эпизоды. Спустя три недели сценарий был готов».

Лоури неоднократно внимательно изучал легенду, обращая внимание на ее символическое значение. В основном, проводились параллели между христианством и язычеством. Несмотря на это, он продолжал искать возможность актуализировать и сделать историю XIV века привлекательной для современного зрителя. «Как можно сделать историю об обезглавливании понятной современной аудитории? – размышлял Лоури, работая над сценарием. – Для наших зрителей принципы чести и рыцарства давно утратили прежнее значение, даже принимая во внимание популярность «Игры престолов».

Лоури совместно с учеными различных специальностей анализировал легенду, изучал литературные теории, эссе и критические статьи. «В этой истории огромное количество интерпретаций и различных точек зрения, особенно при внимательном чтении, – отмечает режиссёр. – Я не думаю, что автор, кем бы он ни был, мог предвидеть, что его произведение через столетия станет источником стольких идей и теорий».

Внимание Лоури особенно привлекла роль второстепенной героини Морганы Ле Фей, появляющейся лишь на последних страницах легенды. Однако в экранизации он расширил её роль. В легендах о короле Артуре Моргане отводится роль, отражающую феминистические взгляды, она выступает в противовес доминирующим в фольклоре мужским персонажам. Она предстаёт в образе таинственной слепой женщины, живущей в замке лорда Бертилака. Может сложиться впечатление, что она контролирует ход событий, но утверждать это со стопроцентной уверенностью нельзя. Традиционно Моргана является тётей Гавейна, однако Лоури изменил родословную главного героя, сделав Ле Фей его матерью. Это лишь одно из множества изменений и вариаций, которые он внес в оригинальную историю, адаптируя легенду для современного зрителя.

««Я не хотел использовать слишком прямолинейные параллели, – поясняет Лоури. – Я вижу в замке короля Артура отражение христианства, а героиня, которую сыграла Сарита Чоудри ((в фильме – мать Гавейна), – это язычество, почитающее Землю. В начале фильма Артур произносит речь, посвящённую религии, а по прибытии Гавейна к Зелёной Часовне, его взгляд падает на обветшалый крест. Роль природы в развитии сюжета зритель сможет оценить сам.

Фильм «Легенда о зеленом рыцаре» (2020) не менее неоднозначен, чем его первоисточник XIV века. Тем не менее, благодаря мастерству Лоури, события картины разворачиваются логично и последовательно. В заключительной части фильма раскрывается одна из ключевых тем – отказ принимать предопределённость, даже если она установлена самой природой.

Сотворение мужчины

Гавейн из фильма «Легенда о зеленом рыцаре» обладает недостатками, но это не мешает его привлекательности. В начале картины он представлен как юноша, наслаждающийся беззаботной молодостью, а на сцене у Круглого Стола демонстрирует свой героизм, бравадно отсекая голову Зеленому Рыцарю.

Это не тот рыцарь, которого можно было бы представить себе героем эпической поэмы. «Мой Гавейн далёк от идеала, хотя и не является неудачником, – поясняет Лоури. – Я предпочитаю героев, которые признают и принимают свои слабости».

Режиссер стремился к тому, чтобы персонаж воплощал современные представления о мужественности. По мнению Лоури, «мужественность» – предмет споров в современных дискуссиях. «Мы склонны оценивать внешность и теряемся в размышлениях о том, когда и как мы утратили ключевую черту мужественности, когда мы выбрали неверный путь».

После просмотра отрывков из выступлений более чем двенадцати потенциальных исполнителей главной роли, Лоури сделал свой выбор. Деве Пателе. в нём удивительным образом сочетались обаяние, неуемная энергия и жизнерадостность со скромностью, что является довольно редким явлением. В первоначальных версиях сценария Лоури изображал главного героя почти идеальным. С одной стороны, подобный подход к экранизации средневекового произведения, безусловно, находил отклик у Пателя. Однако он предложил углубить образ, показав эволюцию своего героя.

«лоури отмечает, что команда разработчиков внесла ценные предложения и внесла коррективы в сценарий, которые были одобрены. «Гавейна можно охарактеризовать как избалованного ребенка», – добавляет Патель. Он также подчеркивает, что еще до заключения контракта заявил о необходимости включения в образ Гавейна черты, располагающей к симпатии зрителей, в противовес его легкомысленности и сомнительного поведения.

Лоури был уверен, что Пател, получив главную роль, сможет раскрыть все слабости Гавейна, сохранив при этом его героизм и желание повзрослеть. «Важно, чтобы зрители увидели Гавейна не в негативном свете, чтобы они его не возненавидели, – говорит Лоури. – Я был уверен, что талант Девы позволит ему найти этот непростой компромисс в образе Гавейна».

Параллельно со съемками в фильме «История Дэвида Копперфилда» в Лондоне, Патель начал обсуждать с Лоури свою роль и саму концепцию будущего фильма.

Гавейн, которого играет Патель, – молодой племянник короля Артура, ведущий беззаботную жизнь в Камелоте, свободный от каких-либо трудностей. «Он никогда не сталкивался с необходимостью прилагать усилия и доказывать свою ценность в мире и обществе», – отмечает Патель. – Ему было предоставлено место за Круглым Столом, позволяющее участвовать в совещаниях вместе с известными рыцарями, хотя его самого сложно назвать легендарным. По моему мнению, это повествование о молодом человеке, отправляющемся в путешествие в поисках своего предназначения и стремящемся оставить свой след в истории.

Чтобы подготовиться к этой роли, Пателю предстояло пройти интенсивную программу тренировок, так как ранее он не имел опыта верховой езды. Первоначально инструктор по верховой езде посадил его на шетлендского пони по кличке Спарклз, и актер быстро нашел с ним общий язык. Однако Патель был слишком высок для этой породы, и его внешний вид казался забавным. В итоге, Пателю пришлось пересадить на коня по кличке Албани, который оказался сложным в общении, и завоевать его доверие. Для этого Патель прибегнул к уловке – ежедневно, до начала съемок, он подносил своему будущему скакуну яблоки. К моменту завершения зимних съемок в Ирландии наездник и его лошадь стали неразлучны.

Узнайте увлекательные подробности о фильме «Легенда о зеленом рыцаре», который выйдет на экраны 26 августа 2021 года!