Об «Кошачьих мирах» Луиса Уэйна (2021): оценки, критика, фотографии актёров, любопытные детали, съёмки, сцены.

Бенедикт Камбербэтч и Клэр Фой возглавили актерский состав нового биографического фильма Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна». В обзоре – интересные факты о работе над фильмом, потрясающий сюжет трогательной драмы, которая погрузит вас в викторианскую эпоху.

Жизнь Луиса Уэйна

Родившийся в 1860 году Луис Уэйн приобрел всемирную известность на рубеже веков. Картины кошек завоевали сердца британцев, трогательные изображения сделали мурлык любимыми домашними питомцами. Уэйн сделал больше для популяризации кошек в Британии, чем кто бы то ни было. Изображения антропоморфных животных, получившие название «Коты Уэйна», публиковались в популярных журналах. Работы удивительно точно передавали специфику социального строя времени. Кошачьи истории не признавали границ и рамок, их понимали все интуитивно. Кроме того, художник умел вставлять политический подтекст в некоторые картины. Сегодня даже те, кто незнаком с именем художника, скорее всего, знают его работы. Причудливость работ исчерпывающе отражала характер самого Уэйна, который, к слову, был амбидекстром. У него было много интересов в жизни: он изучал особенности электрического тока и мечтал запатентовать свои исследования.

Бенедикт Камбербэтч, исполнивший главную роль в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), отмечает: «Он брался за все, но добивался успеха в немногом».

В 1927 году писатель Герберт Уэллс во время радиовыступления отметил:

Луис создал кошачьи обычаи, сообщество и целую вселенную для кошек. Английским кошкам, отличным от питомцев Луиса Уэйна, следует испытывать позор.

Работы художника пользовались успехом, сам он наслаждался славой, которая прощала многие его странности. Тем не менее в истории Уэйна нашлось место не только триумфу, но и трагедии. После смерти отца Уэйн остался единственным кормильцем семьи. На его попечении были мать и пять сестер: Кэролайн, Джозефина, Мэри, Клэр и Фелиция. Луис, так как не был женат, хозяйственные вопросы принял на себя Кэролайн. Поддавшись ее просьбам, Уэйн разместил объявление о найме гувернантки для младших сестер.

В 23 года Уэйну появилась Эмили Мари Ричардсон, устроившаяся гувернанткой. Вскоре Уэйн влюбился в девушку, чувство было взаимным. Однако союз не считали удачным кроме самих возлюбленных. Положение Эмили не подходило для джентльмена как Луис. Несмотря на это, Уэйн и Ричардсон решили, что любовь победит стереотипы социального неравенства. Переехав в Хэмпстэд, какое-то время они наслаждались счастьем вместе с котенком Питером, который пробрался в их сад и покорил сердца.

В 1884 году влюбленные обвенчались, но их счастье оказалось недолгим. Вскоре после бракосочетания у Эмили диагностировали рак груди. Все время болезни Питер был для девушки верным спутником и утешителем. Уэйн не оставлял больную жену и проявил особенное расположение к Питеру в частности, и кошачьим в целом. Именно время, проведенное с любимцем, повлияло на стиль живописи Уэйна.

В ходе изучения работ художника режиссёр фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), Уилл Шарп неоднократно обнаруживал упоминания о Петре.

Луис считал Питера незаменимым средством умиротворения в сложные месяцы болезни Эмили, — говорит Шарп. Уэйн постоянно находился с Эмили и держал на руках Питера, делая зарисовки кота. Это, казалось, помогало обоим супругам. Возможно, именно поэтому Уэйн был так одержим котами. Ему очень повезло, что в столь трудный период жизни рядом оказался кот.

В своем дневнике Уэйн писал:

Питер всегда был рядом с Эмили. Встречая её невзгоды, он делал дни легче, снимая горечь болезни.

Общество Питера не могло спасти супругов от неизбежного. В январе 1887 года, через три года после свадьбы, Эмили скончалась. Безутешный Уэйн направил всю энергию на творчество и к концу 1890-го начал рисовать. Художник собирался рисовать своего первого «кошку Луиса Уэйна» в людской ситуации.

Перед Рождеством иллюстрации котов Уэйна появились в популярных журналах, например, Illustrated London News, сделав его известным во всём мире.
Получив славу, Уэйн вернулся к родственникам. К сожалению, талант художника не сравнится с умением вести дела, поэтому его семья постоянно испытывала финансовые трудности.

Луис получил известность как непрактичный человек, утверждает Шарп. Много свидетельств тому, как он забывал подписывать свои картины. При нехватке денег иногда обменивал оригиналы на обувь или стрижку. Аферисты копировали его работы и легко выманивали у него крупные суммы. В денежных вопросах он был беспомощным.

Семья Уэйнов переживала всё тяжелее. В апреле 1917 года умерла Кэролайн, старшая сестра Луиса. Эпидемия испанского гриппа унесла её жизнь, охватив всю Британию. Это стало для Луиса настоящим потрясением. Ему осталась не сестёр, которая приносила порядок в его беспорядочную жизнь, а поместье Уэйнов — опытной экономки, помогавшей родным справиться с финансовыми и эмоциональными трудностями.

Не выдержав ударов судьбы, Уэйн сошёл с ума. Некоторым кажется, что его родственники не оценили странного поведения и проигнорировали момент для лечения болезни. Учитывая поведение Уэйна и хаотичные перепады настроения, в том числе вспышки агрессии, близкие решили поместить его в Спрингфилдскую психиатрическую клинику в графстве Миддлсекс. Врачи подтвердили опасения родных – у художника диагностировали шизофрению.

Во время визита в Спрингфилд один из книготорговцев и публицистов обратил внимание на мужчину, изображавшего кошек, и сказал, что он копирует стиль рисования Луиса Уэйна.

— Художник я, — сказал он.

Публицист испытал шок. Вскоре после важной встречи он настоял на создании фонда Луиса Уэйна для сбора средств. Поклонники творчества Уэйна хотели оказать поддержку кумиру в трудной ситуации.

Благодаря поддержке Герберга Уэллса и короля Георга V удалось собрать средства для перевода Уэйна в Бетлемскую королевскую больницу. Он прожил до конца своих дней в стенах лечебницы, но мрачные казематы психиатрической больницы больше не подавляли его воображение и творческие порывы. До самой смерти художник продолжал писать картины, которые впоследствии демонстрировались публике на выставках. Луис Уэйн ушел из жизни в 1939 году, через месяц после празднования 79-летия.

Его творческое наследие велико. Он специализировался на анималистичных портретах, юмористических карикатурах, скетчах и рисунках, но пробовал себя и в других областях. Многие узнают «кота Луиса Уэйна», если покажут соответствующую иллюстрацию. В конце жизни Уэйн увлекся рисованием абстрактных узоров. В эпоху популяризации психоделики это направление в живописи добавило художнику популярности.

Камбербэтчу было сложно представить влияние картин Луиса на культуру до начала работы над этой ролью: «Очарование его произведений поражает», — говорит актер.

Актер помнит, что узнал о художнике много времени назад.

Я помню, у сестры, которая старше меня на восемнадцать лет, на стене висела копия его картины. Вспомнил, что мы с ней обсуждали творчество Луиса Уэйна. Его антропоморфные работы, Рисунки и иллюстрации котов были юмористичными и политизированными, необычными и глубокими, что вполне объяснимо: их любили все возрасты.

Актер отмечает, что у него также была полная событий личная жизнь.

Мы не упоминали слишком много о его душевном состоянии, которое ухудшилось ближе к концу жизни, хотя болезнь безусловно сказалась на нём. Жизнь была интересной.

Экранизация приключений Луиса Уэйна.

Уилл Шарп, режиссер и соавтор сценария фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), черпал вдохновение из удивительного жизненного пути художника и его глубокого внутреннего мира.

«Картины сразу понравились мне: трогательно и с юмором отражаются в них детали нашей жизни, — говорит Шарп. — Но иногда чувствуется беспокойство, тревога, даже грусть. Хотелось уловить дух этих картин, их дикую палитру и узоры, забавные сюжеты и даже периодически встречающуюся психоделику, показать все это в нашем фильме. Чем больше я читал о жизни Уэйна, тем больше поражался мужеству и подлинному героизму, с которыми он противостоял испытаниям. Это было похоже на одиссею. Понимал, что сюжет может получиться воодушевляющим, захватывающим и, надеюсь, понятным для большинства зрителей».

При разработке сюжета Шарп акцентировал внимание на любви художника к Эмили, которая являлась важнейшим событием в его жизни.

Режиссер размышлял о том, как организовать сюжетную линию любви, потому что чувства главных героев были особенными и печальными, но одновременно красивыми.
Шарп говорит: «Луис познакомился с Эмили, когда та стала гувернанткой его сестер. Отношения и последующий брак пары подвергались общественному осуждению, но именно это свидетельствовало о силе их чувств. Луису и Эмили пришлось противостоять традициям, испытывая при этом огромное давление. Люди стремились разлучить их».

Утрата любимой жены погрузила жизнь Луиса Уэйна в глубокую печаль. Его любовь к Эмили повлияла на многие события последних лет его жизни.

«Тоска – центральная тема фильма, но эта тоска неотделима от любви, – говорит Шарп. – Луис понимал, что ему больно именно из-за сильной любви к Эмили. И именно любовь его к ней и Питеру в итоге помогли ему осознать окружение любовью друзей, родных и почитателей его творчества. Хотелось подчеркнуть: Эмили та, кто помогла Луису понять значение любви. Это осознание приходит к Луису в конце нашей истории».

Эд Кларк и Гай Хили из компании Shoebox Films предложили продюсировать историю Луиса Уэйна Шарпа. Сценарий «Девять жизней Луиса Уэйна», написанный Саймоном Стефенсоном, передал им автором для развития. В 2014 году сценарий попал в британский Черный Список — перечень самых перспективных киносценариев.

«Саймон узнал потрясающую историю жизни Луиса и рассказал её — говорит продюсер Эд Кларк. В итоге получилась замечательная, очень душевная история».

Кларк с Хили посчитали Бенедикта Камбербэтча подходящим кандидатом на роль Уэйна из-за его премий BAFTA и «Эмми».

Во время разговора с парнями из Shoebox те представили замечательный сценарий с потрясающей ролью для Бенедикта, но нужно было его прочесть, — вспоминает Экланд. Те сказали, что не готовы представить будущий проект, только уточнили, что это будет исторический фильм про котов.
Экланду и Камбербэтчу очень понравился исторический фильм про котов. Актер не раздумывая согласился на роль. «История Луиса на удивление воодушевляющая, — считает Камбербэтч. — Я был буквально заворожен его талантом. Кроме того, история получилась весьма убедительной, но без давления со стороны сценариста. История жизни Луиса поистине невероятная, с учетом его таланта и выпавших на его долю трагедий».

Продюсеры, учитывая все события в жизни Уэйна, особенно его проблемы с восприятием реальности, решили подойти к материалу с особой деликатностью. Предложили Уиллу Шарпу доработать сценарий и занять режиссерское кресло.

Экланд говорит: «Нам очень понравилось, как Уилл трудился над сериалом «Флауэрсы». Мы осознавали, что Уилл прекрасно разбирается в тонкостях такого спорного сюжетного момента, как скорбь. Ему удавалось работать с мрачными проявлениями печали, при этом рассказывая замечательную и красивую историю, перемешанную штрихами юмора. После доработки сценария Уиллом мы получили результат поразительной красоты».

Шарп в сценарии подробно рассматривает историю жизни Уэйна, подчёркивая его вклад в изменение места кошек в обществе, на которое художник уделял много усилий. В работе также затрагиваются темы любви, утраты и всепоглощающего горя. Режиссёр вовсе не стремился снять обычный исторический биографический фильм.

«Фильмом мы хотели не только познакомить зрителей с жизнью Луиса Уэйна, но и бросить вызов канонам жанра байопика», — говорит Камбербэтч. «Трудно представить другого режиссера, который бы передал очарование, остроумие, утонченность и суть истории лучше, чем Уилл Шарп. Он создал мир, учитывающий особенности эпохи, но понятный современным зрителям».

Жизнь Уэйна казалась кинематографистам многогранной. Его борьба с помутнением рассудка, привлекшая внимание в последние годы, была лишь одной гранью. Эта борьба поможет современной аудитории лучше понять причины поведения Уэйна, которые увы, не смогли понять его современники.
Какой бы ни была истина, кинематографисты подходили к вопросу психического здоровья Уэйна с большой деликатностью. «Ни Уилл, ни мы сами не хотели снимать фильм о психическом недомогании, — утверждает продюсер Гай Хили. — Уэйн действительно был психически нездоров, да и по сей день многие мучаются от этого недуга. Наши современники куда больше знают о различных психических заболеваниях, но нас не интересовало, какой именно диагноз (или диагнозы) поставили нашему герою. Для нас он был человеком, который борется с недугом».

Шарп отмечает: «Моя задача заключалась в повествовании о жизни Луиса, для чего достаточно изучил его дневники. Старался представить себя на месте Луиса, разглядывая рисунки и читая записи, чтобы постичь его мыслительный процесс».

У Уэйна было множество интересов, его страсть к рисованию сравнима разве что с увлечением электричеством. Несмотря на популярность его кошачьих картин, интерес Луиса к науке часто оставался незамеченным. Для Шарпа это был важный поворот на жизненном пути художника. Главный герой фильма уделял много сил изучению того, что называл «электричеством».

Меня заинтересовало увлечение Луиса «электричеством»,— рассказывает Шарп. — Под этим термином он понимал отдельные атмосферные явления… Бывало, оказывались полезными, а иногда и вредными. Вред настолько сильный, что мог вызвать болезнь. Ему был свойственен поиск ответов на то, почему мир устроен именно так, а не иначе. Вероятно, он стремился постичь саму жизнь.

Камбербэтч вторит Шарпу:

Луис любил науку, а особенно электричество. Эта тема очень важна для фильма. Картина также затрагивает вечные вопросы, в том числе социологию и психическое здоровье. Но главная часть сюжета – это удивительная история любви. Невольно влюбляешься в Луиса, Эмили, их отношения, на которых держится весь фильм. Думаю, мало найдется актеров, которые бы отказались от такого персонажа, как Луис Уэйн.

Камбербэтч соглашается с Шарпом: «Луис интересовался наукой, особенно электричеством. Это очень важная тема фильма. Картина также затрагивает вечные вопросы, в том числе социологию и психическое здоровье. Но в центре сюжета — удивительная история любви. Невольно влюбляешься в Луиса, Эмили, их отношения, на которых, фактически, держится весь фильм. Думаю, мало найдется актеров, которые бы отказались от такого персонажа, как Луис Уэйн».