О «Кошачьих мирах» Луиса Уэйна (2021): мнения, критика, изображения актеров, любопытные сведения, съёмки, сцены.

Бенедикт Камбербэтч и Клэр Фой возглавили актерский состав биографического фильма Уилла Шарпа «Кошачьи миры Луиса Уэйна». В обзоре представлены интересные факты о создании фильма, а также сюжет трогательной драмы, погружающей зрителей в викторианскую эпоху.

Жизнь Луиса Уэйна

Луис Уэйн родился в 1860 году и на рубеже веков достиг всемирной известности. Его картины кошек покорили сердца британцев; трогательные изображения превратили мышеловов в любимых домашних питомцев. Уэйн внес больше, чем кто-либо другой, в популяризацию кошек в Британии.
Изображения антропоморфных животных, получившие название «Коты Уэйна», печатались в популярных журналах. В работах удивительно точно передавалась специфика социального строя его времени. Кошачьи истории не признавали границ и рамок, были интуитивно понятны всем. Кроме того, Уэйн умел вложить в некоторые картины политический подтекст.
Сегодня даже те, кому незнакомо имя художника, скорее всего, знают его картины. Причудливость работ исчерпывающе отражала характер самого художника, который был амбидекстром. У Уэйна было немало интересов в жизни, например, он изучал особенности электрического тока и мечтал запатентовать свои исследования.

Бенедикт Камбербэтч, исполнивший главную роль в фильме «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), отмечает: «Он брался за всё, но добивался успеха в малом».

В 1927 году писатель Герберт Уэллс во время радиовыступления заявил:

Луис создал кошачью концепцию, кошачее общество, целую кошачью вселенную. Английские коты, отличающиеся от котов Луиса Уэйна, должны испытывать стыд.

Произведения мастера пользовались успехом, сам он наслаждался славой, которая прощала многие его странности. Тем не менее в биографии Уэйна нашлось место не только триумфу, но и трагедии. После смерти отца Уэйн стал единственным добытчиком в семье. На его попечении были мать и пять сестер: Кэролайн, Джозефина, Мэри, Клэр и Фелиция. Поскольку Луис не был женат, хозяйственные заботы взяла на себя Кэролайн. Поддавшись ее просьбам, Уэйн разместил объявление о найме гувернантки для младших сестер.

В 23 года Уэйн встретил Эмили Мари Ричардсон, которая стала его гувернанткой. Чувства между ними были взаимными. Однако общество не считали их союз удачным из-за разницы в статусе. Несмотря на это, Уэйн и Ричардсон переехали в Хэмпстэд и какое-то время жили в счастливом браке, сопровождаемый лишь котенком Питером, который появился в их саду.

В 1884 году супруги обвенчались, но их счастье оказалось недолгим. После свадьбы у Эмили диагностировали рак груди. На протяжении всей болезни Питер был для неё верным другом и опорой. Уэйн не оставлял свою жену и особенно привязан к Питеру и кошки в целом. Именно время, проведённое с любимцем, повлияло на манеру письма художника.

Рассматривая работы художника при создании фильма «Кошачьи игры Луиса Уэйна» (2021), режиссер Уилл Шарп часто встречал отсылки к Питеру.

Шарп рассказывает: «Луис говорил о Питере как о незаменимом средстве умиротворения во время сложных месяцев болезни Эмили. Уэйн постоянно находился с Эмили и держал на руках Питера, делая зарисовки кота. Это, казалось, помогало обоим супругам. Возможно, именно поэтому Уэйн был так одержим котами. Ему очень повезло, что в столь трудный период жизни рядом оказался кот».

В своем дневнике Уэйн писал:

Питер всегда был рядом с Эмили.

Как ни было радостно общество Питера, это не могло спасти супругов от неизбежного. В январе 1887 года, через три года после свадьбы, Эмили умерла. Безутешный Уэйн направил всю остальную энергию на творчество и к концу 1890-го начал рисовать. Художник мечтал изобразить кота в образе знаменитого Луиса Уэйна.

В предрождественский период рисунки котов Уэйна украсили страницы известных журналов, таких как «Illustrated London News», сделав Уэйна знаменитым по всему миру.
Получив славу, Уэйн вернулся к своим родственникам. К сожалению, талант художника не компенсировал недостатка навыков бизнесмена, поэтому его семья постоянно сталкивалась с финансовыми трудностями.

«Луис получил известность как непрактичный человек, — заявляет Шарп. — Много свидетельств тому, что он забывал подписывать свои картины. При недостатке денег иногда обменивал оригиналы на обувь или стрижку. Неоднократно случалось, что его работы копировали мошенники, легко выманивали у него большие суммы. Короче говоря, в финансовых делах он был крайне беспомощным».

В семье Уэйнов трудности накапливались всё больше. В апреле 1917 года умерла Кэролайн, старшая сестра Луиса. Её убила эпидемия испанского гриппа, поразившая всю Британию. Это стало для Луиса настоящим ударом. Он потерял сестру, которая привносила порядок в его беспорядочную жизнь, а поместье Уэйнов — опытной экономкой, которая помогала семье преодолевать финансовые и эмоциональные трудности.

Вэйн не смог противостоять жизненным испытаниям, разум его омрачился. Некоторые полагают, что близкие недостаточно обратили внимание на его необычное поведение и пропустили момент для лечения. Странное поведение Вэйна и переменчивое настроение, сопровождающееся вспышками агрессии, заставили родных поместить его в Спрингфилдскую психиатрическую клинику в графстве Миддлсекс. Врачи подтвердили опасения близких — у художника диагностировали шизофрению.

В это же время коты помогли Уэйну справиться с ситуацией. Во время визита в Спрингфилд один из книготорговцев и публицистов заметил мужчину, изображающего котов, и заявил, что он рисует так же, как Луис Уэйн.

Художник сказал: «Я — Луис Уэйн».

Публицист был шокирован и сразу после судьбоносной встречи настоял на открытии фонда Луиса Уэйна для сбора средств. Поклонники творчества Уэйна хотели помочь знаменитости выбраться из трудного положения.

Благодаря помощи Герберга Уэллса и короля Георга V собрали сумму для перевода Уэйна в Бетлемскую королевскую больницу. Художник прожил в больнице до конца жизни, но мрачные помещения психиатрической лечебницы больше не угнетали его воображение и творческие порывы. До самой смерти Уэйн продолжал писать картины, которые позже были показаны зрителям на выставках. Луис Уэйн умер в 1939 году, за месяц до своего 80-летия.

Его творческое наследие невозможно переоценить. Специализировался он на анималистичных портретах, юмористических карикатурах, скетчах и рисунках, но пробовал себя и в других областях. Многие сразу узнают «кота Луиса Уэйна», если показать соответствующую иллюстрацию. В конце жизни Уэйн увлекся рисованием абстрактных узоров. Популярность художнику принесло это направление в живописи, появившееся в эпоху популяризации психоделики.

«Трудно было себе представить воздействие произведений Луиса на нашу культуру, пока я не занялся этой ролью, — говорит Камбербэтч. — Все очаровывают».

Актер помнит, как узнал об этом художнике давно.

Я помню, у сестры, которой восемнадцать лет больше меня, на стене висела копия его картины. Вспомнил, что мы с нею разговаривали о работах Луиса Уэйна. Ещё я помню его антропоморфные полотна. Рисунки и иллюстрации котов были юмористичными, политизированными, необычными и глубокими. Неудивительно, что воодушевили целое поколение. Все любили его работы.

Актер отмечает, что его личная жизнь была весьма насыщенной.

Мы не придавали особого значения состоянию его душевного здоровья, которое ухудшилось в конце жизни, хотя болезнь безусловно повлияла на его характер. В целом жизнь его была насыщенной и интересной.

Жизнь Луиса Уэйна в кино

Уилл Шарп, режиссер и соавтор сценария фильма «Кошачьи миры Луиса Уэйна» (2021), черпал вдохновение в необычном жизненном опыте Уэйна и его насыщенной внутренней жизни.

Картины Шарпа мне сразу понравились: трогательно и с юмором отражаются в них детали нашей повседневной жизни. Иногда чувствуется беспокойство, тревога, даже грусть. Хотелось уловить дух этих картин, их дикую палитру и узоры, забавные сюжеты и периодически встречающуюся психоделику, показать все это в фильме. Чем больше я читал о жизни Уэйна, тем больше поражался мужеству и героизму, с которыми он противостоял испытаниям. Это было похоже на одиссею. Понимал: сюжет может получиться воодушевляющим, захватывающим и, надеюсь, понятным для большинства зрителей.

Разрабатывая сюжет, Шарп акцентировал внимание на любви к Эмили как ключевом событии в жизни художника.

Режиссёр размышлял о построении любовной линии, потому что чувства главных героев были особенными и печальными, но вместе с тем полны очарования.
Шарп говорит: «Луис встретил Эмили, когда та стала гувернанткой его сестер. Отношения, а также последующий брак, были осуждены обществом, но это же и говорило о силе чувств пары. Луису и Эмили пришлось противостоять традициям, при этом на них оказывалось огромное давление. Люди стремились разлучить их».

Утрата любящей супруги навек разделила жизнь Луиса Уэйна глубокой тоской. Сила его любви к Эмили повлияла на многие события последних лет его жизни.

«Печаль стала главной темой фильма, но эта печаль неразрывно связана с любовью, — говорит Шарп. — Луис понимал, что ему больно именно потому, что любил Эмили очень сильно. И именно его любовь к ней и Питеру в конечном итоге помогли ему понять, что его окружают друзья, близкие люди и почитатели его работ. Мне хотелось подчеркнуть, что Эмили была та, кто помогла Луису понять, что значит любить. Это осознание приходит к Луису в конце нашей истории».

Эд Кларк и Гай Хили из компании Shoebox Films предложили продюсировать историю Луиса Уэйна Шарпа. Сценарий «Девять жизней Луиса Уэйна» предоставил им автор сценария Саймон Стефенсон. В 2014 году сценарий попал в британский Черный Список — перечень самых перспективных сценариев, по которым пока не сняты фильмы.

Продюсер Эд Кларк говорит: «Саймон узнал невероятную историю жизни Луиса и рассказал её. В итоге получилась удивительная, очень трогательная история».

Кларк и Хили посчитали, что обладатель премии BAFTA и «Эмми» Бенедикт Камбербэтч – подходящий актёр для роли Уэйна, поэтому предоставили сценарий Адаму Экланду и Камбербэтчу.

В ходе беседы ребята из Shoebox представили замечательный сценарий с потрясающей ролью для Бенедикта, но почитать его нужно было. Они сказали, что не готовы представить будущий проект, лишь уточнили, что это будет исторический фильм о кошках.
Экланду и Камбербэтчу очень понравился исторический фильм про котов. Актер не раздумывая согласился на роль. «История Луиса на удивление воодушевляющая, — считает Камбербэтч. — Я был буквально заворожен его талантом. Кроме того, история получилась весьма убедительной, но без нажима со стороны автора сценария. История жизни Луиса поистине невероятная, с учетом его таланта и трагедий, выпавших на его долю».

Ввиду обстоятельств жизни Уэйна, в особенности его проблем с восприятием реальности, продюсеры решили обращаться к материалу с особым вниманием. Предложили Уиллу Шарпу доработать сценарий и взять на себя режиссерскую работу.

Экланд: «Нам очень понравилось, как Уилл трудился над сериалом «Флауэрсы». Мы считали, что Уилл отлично разбирается в тонкостях такого неоднозначного аспекта сюжета, как скорбь. Ему удавалось работать с мрачными проявлениями скорби, одновременно рассказывая прекрасную и красивую историю, пронизанную искрами юмора. После работы Уилла мы получили сценарий поразительной красоты».

Шарп в сценарии подробно рассматривает жизнь Уэйна, подчеркивая его вклад в изменение статуса кошек в обществе, на что художник уделил много сил. Также режиссёр исследует темы любви, потери и охватывающего скорби.

Фильмом мы хотели не только познакомить публику с жизнью Луиса Уэйна, но и бросить вызов традициям байопика, — заявляет Камбербэтч. Трудно представить другого режиссера, способного передать шарм, остроумие, изысканность и саму суть истории лучше, чем Уилл Шарп. Он создал мир, соответствующий эпохе, но понятный современным зрителям.

Жизнь Уэйна представляется кинематографистам многогранной. Его борьба с помутнением рассудка привлекла к себе внимание в последние годы. Она поможет современной аудитории лучше понять причины поведения Уэйна, которые современники не смогли постичь. Какова бы ни была истина, кинематографисты подходят к вопросу психического здоровья Уэйна с большой деликатностью. «Ни Уилл, ни мы сами не хотели снимать фильм о психическом недомогании, — утверждает продюсер Гай Хили. — Уэйн действительно был психически нездоров, да и по сей день многие мучаются от этого недуга. Наши современники куда больше знают о различных психических заболеваниях, но нас не интересовало, какой именно диагноз (или диагнозы) поставили нашему герою. Для нас он был человеком, который борется с недугом».

«Моя задача заключалась в том, чтобы поведать историю жизни Луиса, для чего я достаточно много узнал, изучая его дневники», — говорит Шарп. — «Стараясь представить себя на его месте, рассматривая рисунки и читая записи, стремился постичь ход его мыслей».

У Уэйна было множество интересов; страсть к рисованию сравнивалась разве что с увлечением электричеством. Популярность его кошачьих картин зачастую перекрывала интерес Луиса к науке. Но для Шарпа это был важный поворот на жизненном пути художника. Главный герой фильма уделял много сил изучению того, что называл «электричеством».

Шарп отмечает, что Луиса очень интересовал «электричество». Шарп поясняет, что этим словом Луис называли отдельные природные явления. Иногда оказывались полезными, иногда же наносили ущерб, такой серьёзный, что даже провоцировали болезнь. Похоже, он из тех, кто пытается постичь устройство мира и смысл жизни.

Камбербэтч вторит Шарпу:

Луис любил науку, особенно электричество. Эта тема важна для фильма. Картина поднимает вечные вопросы, например, социологические и о психическом здоровье. В центре сюжета – любовь. Невольно влюбляешься в Луиса, Эмили, их отношения, на которых держится весь фильм. Думаю, мало актеров откажется от роли Луиса Уэйна.

Камбербэтч согласен с Шарпом: «Луис был увлечен наукой, особенно электричеством. Эта тема очень важна для фильма. Картина также затрагивает вечные вопросы, в том числе социологию и психическое здоровье. Но в центре сюжета – удивительная история любви. Невольно влюбляешься в Луиса, Эмили, их отношения, на которых фактически держится весь фильм. Думаю, мало актеров откажется от такого персонажа, как Луис Уэйн».