В своем творчестве художницы применяют элементы моды, такие как ткани, нити, вышивка и вязание.
Взаимодействие моды и искусства представляет собой бесконечный источник вдохновения. Чаще всего рассказывают о том, как модные дома приглашают художников для создания уникальных элементов в рамках сезонной коллекции или для свежей интерпретации известных моделей сумок. Это всегда взаимовыгодное сотрудничество: художники получают возможность прикоснуться к чему-то вечному, а бренды – финансовую выгоду, которая укрепляет их позиции на рынке.
Мир моды, его составляющие и используемые инструменты нередко служат средством для творческого самовыражения.
Создание художественных работ из текстиля или пряжи предполагает от мастера высокий уровень мастерства и выдержку. Эти характеристики, которые кажутся необязательными для современного искусства, становятся центральными в творчестве, представленном в нашей статье. Художники, используя нити и пряжу, доказывают, что красота обретает значение, когда неразрывно связана со смыслом.
Катика
В своей работе использует авторскую технику вязания крючком.
Катика начала вязать крючком в возрасте десяти лет, а рисовать – еще в детстве. Долгое время она не представляла, что рукоделие и живопись могут быть связаны. Однако на пятом курсе Строгановского университета она вновь обратилась к вязанию, используя пряжу вместо холстов и красок.
Дипломная работа также была связана с ее творчеством – это были кадры из мультфильма, созданного ею по произведениям Даниила Хармса. С этого момента все ее картины она создает с помощью вязания крючком, используя свой неповторимый стиль, и оставляет нити свисать с холста, напоминая мазки кисти.
– В России мое признание как художницы не было мгновенным, поскольку в стране до сих пор не сформировалось понимание того, что ремесла и ручной труд могут служить средством выражения актуального искусства, хотя на западе многие известные художники используют в своих проектах вышивку, ткачество и лоскутное шитье. Первым, кто обратил на меня внимание, был куратор из Токио, где прошла моя первая выставка, посвященная серии портретов персонажей аниме, – поделилась Катика.
В России о ней тоже заговорили: молодой мастерице был посвящен разворот в журнале «Лена. Рукоделие». Несмотря на то, что ее творчество вышло далеко за рамки простого рукоделия, сломать устоявшиеся представления оказалось непросто.
Проект «Связанные», один из наиболее ярких, представлял собой серию портретов пар, обнимающихся в поцелуях. Катика обратилась к своим подписчикам с просьбой предоставить фотографии их поцелуев, что позволило создать сборник, демонстрирующий многообразие любви.
Приобретение известности в публичной сфере стало возможным благодаря цитатам из популярных произведений культуры. Среди работ – вязаные изображения из сериала «Игра престолов», портреты рок-музыкантов и актеров Голливуда, а также воспроизведенные нитками и спицами известные картины.
Теперь творчество Катики сложно назвать простым рукоделием, однако о ней по-прежнему публикуют статьи в журналах, посвященных хобби и шитью, в Великобритании, Австралии и Италии.
В Соединенных Штатах, где у художницы состоялось несколько выставок, ее произведения были отобраны для участия в параллельной, некоммерческой программе ярмарки «Арт Базель» в Майами, которая является одним из ключевых событий в сфере современного искусства.
Является ли Катика художницей или мастером? Занимается ли она декоративно-прикладным творчеством или актуальным искусством? Современное искусство и мода тяготеют к парадоксам – когда трудно определить, к какой категории это относится?
Катя также создала совместную работу с брендом Amazing Red, связав 7-метровый портрет их посла – рэпера Big Russian Boss.
Художница в настоящее время создает серию работ, посвященную теме цензуры. В качестве отправной точки она использует известные фотографии, такие как, к примеру, знаменитый поцелуй Джона Леннона и Йоко Оно, и кадры из популярных фильмов, частично скрывая их квадратами, имитирующими заблокированный контент.
Катик также иногда берется за индивидуальные заказы, создавая аппликации для одежды или декоративные панно для дома. Однажды она связала серию картин для роскошного отеля в Швейцарии, и, как признается сама Катик, она до сих пор не знает, как ее нашли. Она также разработала уникальные костюмы для группы The Hatters. Однако главным приоритетом для нее всегда остается искусство и смелый хендмейд, затрагивающий современные темы.
Устина Яковлева
Использует технику вышивки шелковыми нитями на ткани, а также декорирует арт-объекты с помощью бисера.
Устина не сразу решила взять в руки нитки и иголку, начав с черно-белой графики, вдохновленной экспедицией на Север России, край ее семьи. Это была масштабная картина, объединяющая сложные узоры, напоминающие ветви, растения, ветра, и призрачные образы, всплывшие из воспоминаний о детстве.
В определенный момент возникло желание выйти за пределы холста – рисунки напоминали переплетающиеся клубки нитей. Тогда она начала создавать изображения на бумаге с помощью шелковых нитей и бисера. Это можно считать продолжением семейной традиции: прабабушка Устины занималась рукоделием, бабушка всю жизнь шила, а мама тоже.
– Для меня нить – это связь между поколениями, таким образом я устанавливаю связь между нашими семейными традициями и моей сегодняшней жизнью, – пояснила Устина. – Изначально я применяла лишь три цвета – белый, красный и черный, символизирующие рождение, жизнь и смерть. Однако впоследствии, после поездки в Индонезию и знакомства с местными обычаями, в моих работах стали появляться насыщенные цвета.
Первым арт-объектом из текстиля стал моллюск, созданный из ниток и расшитый жемчугом (при этом ключевым требованием было использование дорогих материалов). Каждая нить была обработана вручную, украшена жемчужинами и зафиксирована узелком. Устина изготовила моллюсков различного размера – на создание крупного изделия уходило четыре месяца, а небольшого она могла выполнить за месяц. На Уральской биеннале современного искусства эти рукотворные, хрупкие моллюски из шелковых нитей были представлены в заводских помещениях. Возник контраст между изделиями ручной работы и символом промышленного производства, сопоставляя живое, мягкое, вечное и мертвенное, холодное, полуразрушенное.
Устина Яковлева рассказывает, что во время пребывания в художественных резиденциях в Швейцарии и Нью-Йорке она стремилась продемонстрировать особенности техники вышивки, подчеркнуть её сложность и времязатратность. В швейцарской резиденции она посвящала дни вышиванию, уединяясь в древней башне и фиксировала процесс на видео.
В одной из российских резиденций, расположенной в Выксе, она освоила ткачество на ткацком станке и также снимала видео, демонстрирующее, казалось бы, однообразный процесс.
– По словам Устины, во время вышивания или вязания человек концентрируется на процессе и одновременно погружается в свои мысли, что приводит к внутренним изменениям и помогает осознать связь с семьей, прошлым и настоящим.
В своих путешествиях по Архангельской области она вышивала на ткани, изготовленной вручную, датируемой концом 19 века, используя золотые нити и коралловые бусы. Она видела в этом способ найти настоящую красоту – простую и одновременно нежную, которую можно встретить в природе, но которая редко проявляется в культуре крупных городов, стремящихся к идеалу и мощи. Ей хотелось поделиться этой красотой со своим городом.
Последняя работа Устины Яковлевой выполнена в технике шелкографии. На ткань художницей были перенесены черно-белые изображения северных ландшафтов, а стволы деревьев прошиты серебристыми нитями. Издалека создается впечатление, будто перед нами мерцают огоньки и постепенно пробуждается волшебный лес.
Вышивка – это способ придать объем и выразительность плоскому изображению. Как и любой элемент, выполненный вручную, она создает неповторимую атмосферу, что делает вещь поистине ценной. Именно поэтому высокая мода будет существовать всегда, а рукоделие останется важной частью современного искусства. В эпоху цифровых технологий мода стремится к рукотворной красоте, подобно той, которую Устина нашла в Архангельской области, а искусство стремится вызвать эмоции и пробудить чувства – того, чего пока еще лишен искусственный интеллект.
Оксана Глущенко (Окси)
Из старой джинсовой ткани она создает картины и различные аксессуары.
Оксане пришлось покинуть родной Белгород шесть месяцев назад и забрать с собой все свои картины. Доходы от их продажи она перечисляет на помощь жителям Белгорода. Сейчас она проживает в Нижнем Новгороде, который несколько лет назад стал одним из центров современного искусства и моды, где регулярно открываются новые арт-пространства, и где начинают свою деятельность новые художники и дизайнеры. По словам Оксаны, она оперативно нашла здесь свой круг общения.
Еще будучи студенткой факультета дизайна костюма и участвуя в эко-фестивале в Белгороде, Окси создала свои первые «джинсовые картины». В качестве фэшн-дизайнера она практиковала апсайклинг одежды. В процессе шитья у нее оставалось большое количество лоскутов, и она решила применять их в качестве основы для картин.
Создана весьма оригинальная техника – изображения, выполненные из джинсовой ткани цвета индиго, с легкой потертостью, словно хранящей следы времени. На поверхность картин нашиты фразы, лаконичные и пронзительные, как внезапный удар. Среди них – «Будь готов. Боль требует, чтобы ее ощущали», «Мой дом – везде», «Я вижу любовь», «Путь прекрасен. Сохраняй спокойствие», «И это пройдет». А также девиз эко-активистки «Мы не можем питаться деньгами».
Окси выполняет работы по индивидуальным заказам, организует мастер-классы по апсайклингу и изготовлению картин из денима, регулярно участвует в выставках-продажах, где предлагает к приобретению не только полотна, но и аксессуары, одежду и сумки, выполненные из денима.
Татьяна Ахметгалиева
Выполняет вышивки шерстяными нитями на холсте или ткани, используя различные техники.
Татьяна – одна из наиболее заметных фигур среди художников «нового поколения», получивших широкое признание в 2010-х годах на фоне бурного роста арт-рынка в России. Она начала с использования цветных нитей для вышивки на ткани, что стало ее отличительной чертой. Ее масштабные работы, выполненные в технике ткачества, были представлены на международных биеннале современного искусства и неоднократно экспонировались в музейных проектах. Татьяна нередко сочетает живопись и вышивку, словно объединяя свои замыслы и действительность посредством нитей.
По ее словам, «нити – это аллегория, отражающая запутанные связи между людьми». В некоторых случаях эта аллегория проявляется непосредственно – на полотнах можно увидеть, как между людьми натянуты нити, символизирующие либо родственные узы, либо некие символические связи. Однако, метафизические отношения возникают и между предметами – так, например, красное вышитое покрывало на кровати, словно выходит за границы изображенной детской комнаты, благодаря длинным нитям и большим клубкам пряжи.
Наиболее известные произведения художницы – это вышивки, изображающие образцы советской техники: телевизоры, радиоприемники и магнитофоны. Насыщенные тканые работы воспроизводят глянцевые образы из рекламы и массовой культуры. Примечательно, что это рукотворные изделия, созданные с душой – полная противоположность техническому прогрессу.
Таня Ахметгалиева использует еще одну метафору – паутину. Современные медиа пронизывают все сферы нашей жизни, подобно паутине, и мы сами создаем все новые и новые связи – переходя от одного источника информации к другому, от социальных сетей до телевизионных программ. Полезно, когда ты сам являешься творцом этой сети, а не становишься жертвой чужой ловушки. Однако для этого необходимо осознавать, что инструменты создания – нити и спицы – находятся в твоем распоряжении. Мы сами формируем свои связи – символические, мистические, судьбоносные (выбор за каждым), оттачивая свое мастерство.