Уже десять лет проживу счастливой многодетной мамой. На своих детях опробовала множество правил — из книг, от знакомых, придуманные самостоятельно. Некоторые напоминали угрозы, другие противоречили природе человека (маленькие сыновья не могут не драться иногда, как бы запрещать им это). В итоге, методом проб и ошибок нашла правила, которые работают. Возможно, они не вписываются в рамки традиционной педагогики. Зато их легко запомнить, понять, применять и результат есть!
В течение десяти лет являюсь счастливой матерью многодетной семьи. На своих детях опробовала множество правил: позаимствованных из книг, услышанных от знакомых, придуманных самостоятельно. Некоторые напоминали угрозы, другие противоречили человеческой природе (маленькие сыновья не могут всегда избегать драк). В итоге методом проб и ошибок определилась с правилами, которые работают. Возможно, они не соответствуют традиционной педагогике. Зато легко запоминаются, понятны, просты в применении и реально действуют!
В комнате, где я работаю, тебе можно находиться только во время работы.
Цель:Научите ребенка помогать по хозяйству, или хотя бы не мешать.
Эгоизм детей, которые не замечают занятости мамы и постоянно просят разные вещи, например, найти туфельку для куклы или помочь сложить пазл, выводят меня из себя. С ростом числа детей в семье до четырёх я осознала свои ошибки.
Дети теперь участвуют в работе вместо того, чтобы просто ожидать.
Сначала я пыталась объяснить, что помощь в работе даст больше времени для общения. Но детям было ясно, что выполнение желаний неизбежно после окончания работы, поэтому это не работало.
Однажды, когда дочка наблюдала за процессом глажки на кухне и ждала, пока я закончу, чтобы выполнить её просьбу, родилась мысль о новом правиле. Оно основано на двух особенностях детей, которые мне запомнились.
- В детстве и раннем подростковом возрасте у детей естественное желание проводить как можно больше времени с матерью.
- Рассуждения о пользе не побудят детей сотрудничать добровольно.
Я указала дочери, что ей не обязательно помогать, но оставаться без дела и наблюдать за моими действиями неприемлемо. Нужно удалиться. Дочь выбрала первый вариант. Теперь дети помогают вместо того, чтобы ждать от меня помощи. Это их собственное решение.
В восемь вечера я прекращаю работу.
Цель:Временами необходим отдых, а также хороший, регулярный сон.
Сколько ни упрашивай детей (иногда — и супруга), чтобы вечером вели себя потише, не требедили маму, потому что мама за день устала, маме нужно отдохнуть, — вряд ли добьёшься желаемого. Когда старшей дочери было 6 лет, а младшему только исполнилось два года, я собрала детей и торжественно объявила, что Министерство охраны труда только что утвердило новый закон, по которому всем мамам запрещается после восьми вечера выполнять свои обязанности. С этого дня я продолжала читать детям книги, играть с ними в игры, слушать их рассказы, купать, расчёсывать — выполнять все свои обязанности, но — строго до восьми вечера.
После меня отменяли выступления. Делала вид, что забыла как играть, разводила руками, показывала на часы, словно намекая, что помочь себе не в силах.
Благодаря этому правилу улучшилось положение не только у детей, но и у мужа. Дети научились управлять своим временем, чтобы играть со мной больше: дочь почти сразу после восьми вечера ложилась спать. Муж, зная правила игры, стал чаще помогать мне. Например, с засыпанием детей: понимал, что если мы задержимся до восьми, то ему придется всё делать одному. И хотя со взрослением детей границы «маминого времени» расширились, принцип обязательных часов отдыха для мамы остался в наших семейных традициях.
Если тебе дадут что-то, принимай это, а истерикой ничего не добиться.
Цель:Нет торговых сделок, уговоров, ответов на крик. Хлеб хочется чуть послаще? Вот такой есть, другого нет.
С самого раннего детства ребёнка учат принимать мир таким, какой он есть.
Теперь это «ужасное правило» применяют почти все мои родственники с маленькими детьми и знакомые с игровой площадки. Его сущность не в том, чтобы взрослому перестал играть перед ребёнком, прося съесть ложечку «за маму и папу». Просто с детства малышу показывают, что мир такой, какой есть: да, в нём нет равенства, жизнь бывает несправедлива, и единственный приемлемый ответ на эту вселенскую несправедливость один:. не впадать в истерику.
С первых слов о таком принципе я отнеслась к нему сомневаясь: всё казалось слишком простым для эффективности. Но на мой огромный удивление эта установка не только сработала и принесла результаты, но дети словно вздохнули с облегчением, узнав устройстве «взрослого мира». Возможно, им просто не хватало «философского обоснования» тому, с чем сталкивались уже не раз.
Проводи концерты в непривычном месте.
Цель: жить в атмосфере мира и спокойствия.
Мне нравится, когда дети радуются жизни, кричат и поют песни. Это признак здоровья – физического и душевного. Но давайте будем честны: их неуёмная энергия иногда может выбить из колеи. Порой кажется, что ребёнок проводит над тобой эксперимент, проверяя, насколько хватит терпения слушать бесконечное пение или счёт от одного до десяти.
Я не думаю, что обязана постоянно посещать и терпеть громкие концерты. Научилась незаметно, вежливо и своевременно удаляться с таких мероприятий.
Как? Очень просто: после того, как я уделяю «веселью» достаточное внимание, говорю, что не запрещаю петь, кричать, подражать звукам животных, беситься и стоять на голове, но только не рядом со мной.
Точно так же обстоит дело, когда кому-то хочется поплакать или надуть губки.
Можно изменить это правило, добавив воспитательную составляющую, как сделала моя знакомая: «Я тебя выслушаю, когда ты будешь готов со мной разговаривать», — говорит она своему сыну четырёх лет, если тот не может сдержать себя, после чего уходит из комнаты.
Правило № 5: Денежные дела не обсуждаются
Цель:Прекратить регулярные просьбы и капризы ребенка после отказа купить что-либо.
Чтобы правило работало без исключений, нужно последовательно его выполнять. При просьбе о покупке сообщи ребёнку только своё решение – да или нет. Без обсуждений. Если ребенок начнёт возражать, требуя объяснений, спокойно и настойчиво повторяй: «Вопросы о деньгах не обсуждаются». Денежные дела не обсуждаются».
Если у детей есть собственные сбережения и они хотят потратить их на что-то, остается только право совещательного голоса. Нельзя запретить покупку (если речь не идет о товаре, угрожающем здоровью или безопасности). Ведь «денежные дела не обсуждаются». В конце концов, пусть даже покупки не будут оптимальными с твоей точки зрения, зато ребенок научится правильно распоряжаться деньгами и осознавать свои ошибки.