В чём важность обучения детей самостоятельности? С какого возраста можно начать приучать ребенка к тому, чтобы одеваться и раздеваться самостоятельно, убирать за собой со стола и т. д.? Какие преимущества даст владение этими навыками? Ответы на эти вопросы – в нашей статье.

В чём важность обучения детей самостоятельности? С какого возраста можно начинать приучать ребёнка одеваться и раздеваться без помощи, убирать за собой со стола и т.п.? Какие плюсы даст владение этими навыками? На эти вопросы отвечает наша статья.

В чём смысл воспитания у детей стремления к независимости?

  • Кажущиеся тривиальными действия, такие как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание и развязывание шнурков, оказывают сильное воздействие на развитие коры головного мозга благодаря тренировке тонкой моторики рук.
  • С раннего возраста, когда людям внушают мысль о необходимости самостоятельности, в зрелости преимущественно полагаются на собственные возможности. Также такие люди проявляют повышенную аккуратность и организованность.
  • Ребенок, обращающийся к родителям при малейшем затруднении, в зрелости может оказаться бессильным. принимать решения самостоятельноРешение определенного ряда задач самостоятельно формирует ответственность, уверенность и инициативность.

С какого возраста стоит начинать?

К двум годам ребенок с интересом наблюдает за взрослыми и старается повторять их действия. К трем годам осознает себя отдельной личностью и стремится к независимости от родителей. Пока ребенок неловкий, родители не всегда обращают на его порывы внимания, считая, что его попытки бесполезны из-за юного возраста. Впоследствии интерес слабеет, и обучение чему-либо становится сложнее. Поэтому важно начинать как можно раньше.

Как научить ребенка самостоятельности?

Самостоятельность предполагает два типа навыков: выполнение ежедневных задач и решение некоторых проблем без чьей-либо поддержки.

Важно воспитывать у детей навыки самообслуживания и ухода за окружающим миром. К самообслуживанию относятся умение одеваться, раздеваться, чистить зубы, причесываться, убирать посуду и т.д. К уходу за окружающей средой относятся подметание пола, мытье посуды, поливка растений, то есть все, что не относится лично к ребенку, но нужно делать.

Вначале следует выполнить нужный поступок вместе с ребёнком. Как только ребёнок начнёт справляться самостоятельно, предоставьте ему возможность заниматься работой без помощи. Так ребёнок сможет сформировать собственную модель поведения с предметами быта, вместо того чтобы копировать вас.

Чтобы развить самостоятельность ребенка, советуйтесь с ним по вопросам, касающимся его непосредственно. Например, утром можно спросить, что он хочет надеть сегодня, и предложить два-три варианта на выбор. Так вы поощрите малыша к формированию собственного мнения и дадите ему почувствовать, что с ним считаются и его уважают. Это, в свою очередь, способно поспособствовать воспитанию независимости. уверенности в себе.

Решая задачу, малыш нуждается в самостоятельности. Не спешите подсказывать решение. Говорите о желании помочь разобраться самостоятельно, если ребенок привык к постоянной поддержке.

Чего не стоит делать

Не поправляйте ребенка без необходимости

Взрослые часто совершают ошибку постоянных исправлений. Дети не получают возможности самим находить решения, рядом всегда есть кто-то, комментирующий и оценивающий каждый шаг. «Нет, неправильно, делай так!» В результате ребенок либо теряет интерес к делу, либо нуждается в одобрении и проверке. Существуют разные способы достижения цели, позвольте ребёнку найти свой.

Взрослые часто допускают ошибку постоянных исправлений.

Не отбирайте у малыша инициативу

Иногда ребёнок пытается починить сломанную игрушку-конструктор и спрашивает о способе этого сделать. Сначала ему терпеливо объясняют, как соединить впадинку и выступ. Когда у него ничего не получается, предмет вырывается из рук. «Я сам! Я сам!» — протестует ребёнок. «Смотри, теперь игрушка целая, всё в порядке!» — отвечает родитель, думая, что ребёнок должен быть рад. На самом деле ребёнка только что лишили возможности сделать что-то самостоятельно.

Не торопите ребенка

Дети существуют в более медленном темпе, чем взрослые. Постоянные призывы к ускоренному действию могут вызвать беспокойство и отказ выполнять действия самостоятельно. Надёжда на давление не сработает; когда настанет время, малыш самостоятельно найдет свой ритм. К тому же, во множестве ситуаций адаптироваться под потребности ребенка совсем не сложно. Например, если утром он долго одевается, просто разбудите его пораньше.

Не опекайте ребенка слишком сильно

Такие занятия, как зажигание плиты, глажка одеждыПоходы в магазин за хлебом могут показаться довольно опасными. Иногда лучше подождать, пока ребёнок подрастёт. Но независимо от возраста чада всегда может возникнуть соблазн не поручать ему такие дела. Тем не менее, страх родителей может передаться ребёнку и ушат его уверенность в себе. Поэтому важно разобраться, когда ребёнок действительно не способен выполнить задачу без риска для себя, а когда вы всего лишь перестраховываетесь.