О методике обучения стихам ребёнка с учётом возраста, характера и индивидуальных особенностей.

Почему у одних детей память на любимые вещи моментальная, а для других запоминание стихов – настоящий труд?

В семьях, где малышей часто беседуют, поют и читают стихи, уже к году кроха смешно качается и ахает под «Идет бычок, качается». Но некоторые дети для запоминания стихов сталкиваются с настоящим испытанием. Вероятно, из-за неправильного обучения.

Ознакомьтесь с советами по обучению ребенка стихам, которые учтут его возраст, характер, психотип и любимую литературу.

Совет №1

Для легкого запоминания ребенком рифмы необходимо как можно раньше познакомить его с «музыкой» стихотворения. Мальчик еще лежит в коляске, а вы уже читаете ему ритмичные «Наша Таня громко плачет» или «Гуси, гуси, га-га-га!». По мере взросления этот самый первый, заложенный в подсознании опыт позволит ребенку легче проходить процесс заучивания.

Оптимальный возраст для запоминания стихов — 4–5 лет. Когда память стремительно развивается. А если ранее мы лишь зачитывали малышу тексты, чтобы что-то запомнить, то после четырех лет начнется осознанное запоминание текста наизусть. Учить как можно больше — лучший способ сформировать необходимый объем памяти для будущих занятий!

Совет №2

Эмоционально и с выражением— именно так нужно постигать стихотворение, иначе оно утратит для ребенка всякий смысл. Воспитатели детских садов иногда ошибочно учат детей читать стихи безэмоционально. Коллективное заучивание превращается в сплошное «На-на, на-на, на-на, на-на…». Так что возьмите ситуацию в свои руки и старайтесь учить стихи индивидуально! Если малыш не познает красоту поэзии в детстве, то вряд ли обратится к ней во взрослой жизни.

Совет №3

Если стихотворение будет соответствовать темпераменту и возрасту ребенкаИзучать новый язык ребенку проще, если его легче выучить. Не стоит заставлять четырехлетнего ребенка учить отрывки из «Евгения Онегина». Лучше учите с ним детскую классику — Барто, Чуковского, Михалкова. Спокойным детям лучше предлагать стихи плавные, размеренные, а непоседам — веселые, ритмичные тексты. Пока дети учатся, прислушивайтесь к их темпераменту, ведь в школе уже никто не будет учитывать особенности вашего малыша.

Совет №4

Важно: в детстве усвоенное произведение непременно должно стать презентом для кого-либо.

Важно, чтобы в детстве усвоенное произведение кому-то было нужно. подаркомПосвятите его маме, бабушке, тёте или Деду Морозу. В 7-8 лет ребёнок начнёт понимать, что стихи можно и нужно учить для собственного удовольствия.

Совет №5

Перед началом занятия прочитайте текст выразительно, лучше наизусть. Найдите непонятные ребенку места или слова и объясните их значение. Затем прочтите стихотворение снова — медленно и с акцентами. Расскажите малышу о авторе и времени создания произведения, покажите иллюстрации в книге. Пока чадо рассматривает картинки, прочитайте текст еще раз.

Такой способ обучения помогает ребёнку лучше понимать стихи. формируется художественный образ стихотворенияПо завершении подготовительных этапов можно приступить к запоминанию материала.

Совет №6

Некоторые запоминают стихи на слух, другим удобнее ходить в ритме текста, третьим нужна самостоятельная прочитывание стихов несколько раз, а четвертым необходима тишина и неподвижность.

Методы заучивания стихотворений:

  • Слуховой.Наиболее часто применяемый способ – его реализуют в дошкольных учреждениях. Начальный этап – запоминание каждого четверостишия, потом – всего стихотворения. Основная помощь для усвоения предоставляется через ритм и рифмы.
  • Визуальный.Его часто путают с простым показом иллюстраций к книгам. На самом деле вы создаёте простой «картинный план» перед ребенком одновременно с запоминанием стиха. То есть вы читаете строчку и изображаете её, отделяя каждую картинку на рисунке горизонтальной чертой. А затем по этому плану малыш несколько раз рассказывает стихотворение.
  • Двигательный. Метод основан на подкреплении запоминания двигательным действием.
    Можно использовать толстую нитку для «смотывания стишка в клубочек», повторяя строчку за строчкой. Затем размотать его и спрятать руки за спину, понарошку наматывая клубок. Можно также нанизывать бусы, пирамидку или пуговицы.
  • Логический.После подготовки прочтите начальные строки. стихотворенияЗатем остановитесь и спросите малыша, что же было дальше, чтобы малыш рассказал своими словами. После этого читайте с той точки, где малыш остановился, и дайте ему возможность продолжить рассказ. В таком случае ребенок опирается на смысловые связи и постепенно запоминает текст.

Испробуйте каждый метод по отдельности и определитесь, как наилучшим образом малыш усваивает информацию. Так получится выяснить, какая память у ребёнка преобладает. Возможно, вам пригодится несколько методов сразу – главное – положительный результат.

Совет №7

Нарисуйте каждый изученный рисунок вместе с ребёнком. Создайте свою авторскую иллюстрациюПриложите к рисункам авторов и названия. Затем сложите эти рисунки в отдельный файл. Позже будет радостно пересматривать их вместе с друзьями и вспоминать усвоенные стихотворения.

Это хороший метод стимулировать ребёнка к изучению литературы и одновременно отслеживать его успехи.