DailyPoster

Женский журнал

Как дать вторую жизнь старым вещам: апсайклинг

Создатели марок, занимающихся апсайклингом, поделились опытом создания уникальных коллекций из отходов.

В настоящее время апсайклинг выделился в самостоятельное направление в моде. В 2020-х годах возникли дизайнеры и fashion-бренды, создающие коллекции из старой одежды или модифицирующие новые изделия. Для них это креативный подход, обусловленный популярностью изделий ручной работы.

Первоначально апсайклинг появился как экологическое движение, выступающее против быстрой моды и ее масштабного производства одежды. К этой практике также относятся полезные привычки, такие как приобретение одежды на платформах перепродажи и сдача ненужных, но качественных вещей в комиссионные магазины.

Мартин Маржела считается одним из ключевых сторонников апсайклинга в мировой моде. В начале своей карьеры он создавал коллекции, полностью использующие одежду, приобретенную на блошиных рынках. В студенческие годы финансовые возможности не позволяли ему использовать новые ткани, однако, став признанным дизайнером, он эпизодически возвращался к апсайклингу, превратив его в своеобразное заявление против культуры потребления.

Ирина Син, художник-модельер, создатель бренда Sin with Love

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

– Я получила образование в Санкт-Петербурге как модельер-конструктор по работе с кожей. Апсайклинг вошел в мою жизнь неожиданно. Первоначально это были единичные заказы от знакомых – переделка или корректировка устаревших выкроек, исправление дефектов, маскировка загрязнений. Со временем я осознала, что мне доставляет удовольствие преобразовывать старую одежду, что мне нравится сам процесс создания уникальных вещей из того, что уже не нужно. Мой бренд был основан в 2016 году, когда сообщество, занимающееся апсайклингом, не было таким развитым, как сейчас.

– Какие техники вы используете?

– Это всегда представляет собой эклектичное сочетание. Однако практически в каждой коллекции я использую такие элементы, как каллиграфия, леттеринг и граффити. Мой бренд Sin with Love появился из стремления перенести на одежду стихотворение, которое имело для меня большое значение. И сейчас основой каждой вещи является что-то личное, глубоко значимое. Но эти слова не всегда очевидны и понятны сразу, поэтому они воспринимаются как зашифрованное сообщение.

Верхняя одежда, такая как пиджаки, свитера и рубашки, создается путем переработки старых джинсов и использования остатков ткани, а также декорируется нашивками. Помимо апсайклинга, я также занимаюсь кастомизацией новой одежды. В настоящее время в нашей стране люди по-разному относятся к винтажной или подержанной одежде. Однако я замечаю, что с каждым годом ситуация меняется, поскольку люди в целом стали более осознанно подходить к вопросам экологии.

– У вас есть авторская техника?

– Все существующие приемы рано или поздно были изобретены. Мода имеет циклический характер, и мой талант заключается в умении гармонично сочетать различные техники. Для зимней коллекции я использую вязаные вручную изделия с узорами, выполненными крючком, и дополняю их аппликациями с акриловыми рисунками. Пиджаки и рубашки я декорирую нашивками с каллиграфическими элементами.

– Каковы характерные черты, позволяющие отличить ваши изделия?

– Я нередко применяю модифицированную русскую вязь, которая немного упрощена для удобства чтения. Весь декор, нашивки и вышивки я выполняю, придерживаясь принципов эргономики, поскольку являюсь модельером-конструктором, и это для меня приоритетно. Я стремлюсь расположить дизайн и рисунки таким образом, чтобы одежда была удобной в носке.

– Новая коллекция вдохновлена русскими народными сказками. В чем ее главная особенность?

– Возможно, стоит отдать предпочтение теплым вязаным свитерам с рукавами из холлофайбера. Каждая вещь обладает своей уникальной особенностью – это отсылки к сказкам или пословицам. Я стремилась подчеркнуть моральные уроки, которые обычно содержатся в сказках. Особенно мне нравятся мои пиджаки с русской вязью, украшающей по кругу рукава. Благодаря этому можно кодировать различные послания, позитивные утверждения, устойчивые выражения и важные слова. Иногда мои клиенты заказывают написание собственных фраз, наделяя их защитным значением. В таком случае вещь становится для них самой дорогой и любимой.

– Где черпаете идеи?

– Вдохновение можно черпать из множества источников: от иллюстраций в книгах и выставок до архитектуры. Так, во время путешествий по России я фотографировала памятники деревянного зодчества и зарисовывала орнаменты с наличников. В региональных музеях я изучала образцы вышивки бисером, анализировала, как это делали раньше, и адаптировала старинные техники к собственному видению.

– Кто ваши покупатели?

– В большинстве случаев это представители творческих профессий. Пиджак Sin with Love есть у Стаса Пьехи. В прошлом году мои пиджаки стали популярны среди участников Comedy Club, которые использовали их при съемках. Митя Фомин также выбрал мои вещи для своего клипа. Однако, все больше людей, работающих на государственных должностях или в офисах крупных компаний, обращаются ко мне с индивидуальными заказами, чтобы добавить изюминку своему классическому гардеробу.

Мой гардероб – это своего рода искусство, предназначенное для того, чтобы его носили, и которое будет цениться человеком, независимо от текущих модных тенденций.

Вика Рюшка, дизайнер одежды, основатель бренда RUSHKA и популярный блогер

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

Я обратила внимание на московский бренд Dogrose в интернете, который выделяется как один из самых интересных апсайкл-проектов. Меня заинтересовал процесс создания вещей, и я решила разобраться в нем и попробовать сделать что-то подобное самостоятельно. Я приобрела швейную машинку, собрала различные рубашки, одеяла и другие вещи, которые были у меня дома, и изготовила несколько изделий. Со временем ненужные предметы, хранившиеся у меня, стали превращаться в нечто новое. Это позволило мне создавать оригинальные образы, которые вызывали положительные отзывы. Я поняла, что людям нравится то, что я делаю, и основала свой бренд RUSHKA.

– Как отличить ваши изделия?

– Мои коллекции созданы на основе концепции, которую я называю «метаренессанс», поэтому и название «Рюшка» – это дань уважения историческим эпохам. Мой апсайклинг представляет собой новое прочтение старых вещей, основанное на современных идеях. Это взгляд на историю моды сквозь призму современности, а возможно, и будущего. Исторические элементы костюма, такие как рюши 16-го века, можно свободно сочетать, придавать им современное звучание и получать от этого удовольствие.

– Какие техники вы используете?

– Я люблю экспериментировать и сочетать самые разные вещи. Апсайклинг для меня – это шанс создавать неожиданные и оригинальные комбинации. Не всегда требуется швейная машина, ведь я начала с того, что отпорола подъюбник от юбки и преобразовала его в воротник, используя лишь иголку с ниткой. Также я часто просто декорирую надоевшие сумки пуговицами. Из старых штор я изготовила изящные броши в виде цветов.

Я являюсь участником мастерской «Второе дыхание», где мы организуем бесплатные мастер-классы по апсайклингу, открытые для всех. Я обратила внимание, что многие опасаются разрезать материалы, однако апсайклинг предполагает отсутствие страха, ведь это искусство требует смелости.

Мария Платонова, дизайнер, специализирующийся на экологической тематике, создаёт аксессуары из переработанных отходов и занимается изобразительным искусством

– Как и почему вы занялись апсайклингом?

– Моя карьера в дизайне одежды началась с создания трансформируемых вещей: я шила одежду со съемными рукавами, подолом с регулируемой длиной, накладными элементами и прочими подобными деталями. Таким образом, покупатель мог приобрести одну вещь и получить возможность создавать множество различных образов.

Увлечение экологическими вопросами побудило меня пройти обучение в экоцентре «Сборка», где я определила своё призвание. Теперь я создаю изделия из материалов, которые обычно направляют на переработку.

– Поделитесь, пожалуйста, несколькими примерами уникальных аксессуаров, разработанных вами.

– Сумка, сделанная из упаковки от туалетной бумаги, украшенная сеткой, ранее использовавшейся для апельсинов или картофеля. Очечник выполнен из упаковки от соли. Чехол для паспорта, декорированный сеткой, предназначенный для хранения бутылок с вином. Сумочки для телефонов изготавливаются из лент, полученных от бейджиков. Рюкзаки и шопперы создаются из обивки диванов. В магазинах, торгующих шторами или мебелью, часто можно найти каталоги с образцами тканей, которые выбрасываются после окончания коллекции, но я их сохраняю.

Для создания этих изделий я использую специальный термопресс, который изготавливается путем сплавления полиэтиленовых пакетов в сплошные листы. В настоящее время я создаю арт-объекты из этих листов. Я планирую затрагивать вопросы экологии, используя как моду, так и искусство.

Читать также:  Летние босоножки 2024: актуальные модели и советы по выбору