Создатели брендов по переработке материалов поделились секретами создания уникальных коллекций из старых вещей.
Апсайклинг превратился в самостоятельное направление в мире моды. В 2020-х годах появились дизайнеры и fashion-бренды, которые шьют коллекции из уже существовавшей одежды или индивидуализируют новые вещи. Для них это творческий метод, соответствующий тренду на изделия ручной работы.
Апсайклинг появился как экологическое движение в противовес быстрой моде с её огромными объёмами производства готовой одежды. Полезные привычки – покупать одежду на платформах вторичной торговли и отдавать ненужные, но качественные вещи в комиссионный магазин – также относятся к этому направлению.
Мартин Маржела, главным пропагандистом апсайклинга в мировой моде, шил свои первые коллекции из одежды, найденной на блошиных рынках. В студенчестве у него не было денег на новые ткани, а став известным дизайнером, периодически возвращался к апсайклингу, превратив его в манифест против потребительских ценностей.
Ирина СинХудожник, создающий модели одежды и владелец бренда Sin with Love.
– Как и почему вы занялись апсайклингом?
Я обучалась моделированию и конструированию кожаных изделий в Санкт-Петербурге. Апсайклинг вошел в мою жизнь случайно. Сначала были единичные заказы от знакомых – перешить или изменить крой старой вещи, исправить дефекты, замаскировать пятно. В какой-то момент я поняла, что мне очень нравится преобразовывать старую одежду, сам процесс превращения ненужной вещи во что-то новое и интересное. Я основала свой бренд в 2016 году, тогда сообщества по апсайклингу еще не было таким активным, как сейчас.
– Какие техники вы используете?
Это всегда «разнообразная смесь». В каждой коллекции я работаю со словом: каллиграфия, леттеринг, граффити. Бренд Sin with Love появился из желания изобразить важное для меня стихотворение на одежде. Сейчас в основе всех вещей лежит что-то личное, тайное. Но эти слова не всегда сразу читаются, поэтому выглядят как зашифрованное сообщение.
Из старых джинс и обрезков ткани пошиты пиджаки, свитера и рубашки с нашивками. Кроме апсайклинга я занимаюсь кастомизацией новой одежды. Потребители пока не всегда положительно относятся к винтажу или секонда-хэнд. Однако я вижу, что отношение меняется: люди всё больше внимания уделяют экологии.
– У вас есть авторская техника?
Все технологии уже изобретены. Мода циклична, и я хорошо умею сочетать различные техники. На зиму у меня есть вещи ручной вязки с рисунками или орнаментами крючком и аппликациями с акриловыми рисунками. Пиджаки и рубашки украшаю аппликациями с каллиграфией.
– Как отличить ваши вещи от других?
Часто применяю измененную русскую вязь, ее упростил для лучшей читаемости. Все украшения, нашивки, вышивку создаю с учетом эргономичности, ведь являюсь модельером-конструктором, это принципиально важно. Стараюсь размещать рисунок и дизайн таким образом, чтобы одежде было комфортно в носке.
– Новая коллекция посвящена русским сказкам. В чём её особенность?
Вязаные свитера с рукавами из холлофайбера – теплые и интересные. Каждая вещь – отсылка к сказке или пословице. Хотела выделить в них заложенный моральный ориентир. Пиджаки с русской вязью, обрамляющей рукава, очень нравятся. Можно зашифровывать послания, аффирмации, идиомы, важные слова. Заказчики просят иногда написать собственные фразы для защиты. Такая вещь становится самой любимой.
– Где черпаете идеи?
Вдохновение черпается из множества источников: от иллюстраций в книгах и выставок до архитектуры. Во время путешествия по России фотографировал памятники деревянного зодчества и срисовывал орнаменты с наличников. В региональных музеях изучал образцы вышивки бисером, узнал как это делали раньше и переосмыслил старинные техники в более привычный себе стиль.
– Кто ваши покупатели?
Преимущественно это творческие люди. Пиджаки Sin with Love носит Стас Пьеха. В прошлом году мои пиджаки понравились участникам Comedy Club, которые надевали их на съемки. Митя Фомин для своего клипа выбрал также мои вещи. Всё чаще люди, работающие на государственных должностях или в офисах крупных компаний, делают мне индивидуальные заказы, чтобы привнести изюминку в классический стиль.
Моя одежда — это искусство, носимое человеком и ценное независимо от трендов.
Вика РюшкаХудожник по одежде, основатель марки RUSHKA, видеоблогер.
– Как и почему вы занялись апсайклингом?
В интернете увидела московский бренд Dogrose, один из самых ярких апсайкл-проектов. Не понимала, как это сделано, и захотелось разобраться, попробовать сотворить что-то подобное. Купила швейную машинку, набрала рубашек, одеял, всё, что было в шкафу, и сделала несколько вещей. Постепенно все ненужные вещи, которые лежали дома, стали частью чего-то нового. Помогли создавать уникальные образы, делали комплименты. Поняла, что людям это нравится, и создала свой бренд RUSHKA.
– Чем отличить ваши вещи?
В моих коллекциях – «метаренессанс», отсюда и название «Рюшка» как дань истории. Моя переработка старых вещей – это новые взгляды на них. Взгляд на историю моды с позиции сегодняшнего дня, а может быть, даже будущего. Рюши XVI века и другие исторические элементы можно свободно комбинировать, делать современными и радоваться этому.
– Какие техники вы используете?
Люблю сочетать несочетаемое, апсайклинг для меня – возможность придумывать неожиданные и новые комбинации. Не всегда нужна швейная машинка: начинала с того, что отпорола подъюбник от юбки и сделала из него воротник, достаточно было иголки с ниткой. Или просто расшивала надоевшую сумку пуговицами. Из старых штор создала очень красивые броши в форме цветов.
Как резидент мастерской “Второе дыхание”, я провожу бесплатные мастер-классы по апсайклингу для всех желающих. Я увидела, что люди боятся резать, но апсайклинг позволяет не бояться этого, он про смелость.
Мария ПлатоноваДизайнер, специализирующийся на экологических проектах, мастер по изготовлению аксессуаров из переработанных материалов, художник.
– Как и почему вы занялись апсайклингом?
Мое начало в дизайне одежды состояло в создании вещей, способных к трансформации: съемные рукава, подол регулируемой длины, пришиваемые детали и тому подобное. Цель заключалась в том, чтобы покупая одну вещь, получить несколько вариантов и формировать совершенно разные образы.
Отсутствие равновесия в сфере экологии всегда беспокоило меня, поэтому я направилась в экоцентр «Сборка», где обнаружила свое призвание. Теперь я создаю изделия из вторичного сырья.
– Расскажите о нескольких необычных аксессуарах, разработанных вами.
Сумка из упаковки от туалетной бумаги с сеткой от апельсинов или картошки. Очечник из упаковки от соли. Чехол на паспорт с декоративной сеткой, в которую обычно кладут бутылки вина. Сумочки для телефонов из ленточек от бейджиков. Рюкзак и шоппер из обивки от диванов. В магазинах штор или мебели есть каталоги с образцами тканей, которые выбрасывают по окончании коллекции, а я их спасаю.
Для создания арт-объектов я использую термопресс, собранный из сплавленных полиэтиленовых пакетов. Планирую поднимать темы экологии через моду и искусство.