— Для многих семей наша система — единственный выход, — говорит директор детского дома Мария Терновская, которая взялась за её продвижение после командировки в Англию. Тем, кто хотел взять ребенка, ничего объяснять не нужно. Ведь усыновить можно только родителям с большим достатком и совершенно здоровым. Еще требовалось пройти огромное количество комиссий. Можно подумать, люди не благое дело собирались сделать, а оформлялись на работу во внешнюю разведку. Вот и получалось, что с одной стороны наша страна практически единственная в мире имела…
Когда мне было десять лет, случилась авария. Врачи тут же заявили, что от материнства придётся отказаться. Даже современная медицина не способна этого сделать. С мужем мы… свадьбы Приняв решение усыновить ребенка после того, как немного встанут на ноги, прошло пять лет. За это время стало ясно, что легально добиться желаемого невозможно. Даже вариант с вынашиванием малыша другой матерью не гарантирует юридическую защиту, так как по закону она в любой момент сможет отсудить ребенка. Знакомые предложили купить младенца, но сумма — 8 миллионов рублей — оказалась слишком высокой, — поделилась Екатерина, 33-летняя соседка.
Потом добавила: «К счастью, в России начала реализовываться программа патронатного воспитания. Её суть очень проста: детей отдають семьям не для усыновления, а для воспитания на определенный срок, который может измеряться днями, а может всей последующей жизнью».
Меня заинтересовал рассказ знакомой, и я узнала, что в Москве программа патронатного воспитания начала работу семь лет назад в детском доме № 19 (Спартаковская площадь, дом 10, корпус 3). В России еще при Екатерине II были семьи, которым государство покрывало все расходы на содержание приемных детей.
«Для многих семей, — говорит Руководитель учреждения для детей Мария Терновская. Кто занялся продвижением этой системы после командировки в Англию, предлагал нам единственный выход. Тем, кто хотел взять ребенка, ничего объяснять не нужно. Мало того, что усыновить можно было только родителям с большим достатком и абсолютно здоровым, еще требовалось пройти огромное количество комиссий. Можно подумать, люди не благое дело собирались сделать, а оформлялись. на работу Наша страна практически единственная в мире имела государственные детские дома и самую большую очередь на усыновление. По неофициальным данным от 2 до 6 миллионов детей сегодня находятся на улице. Кроме того, в домах малюток, детских домах и интернатах сейчас находится почти 700 тысяч детей.
Вита, специалист по социальной работе службы по устройству детей в семьи.
Беременность не наступала долгое время, и печаль привела меня в Детский дом. Сначала я забрала мальчика, ему исполнилось 11 лет. Страданий было столько, что описать их словами невозможно! Теперь же мы счастливы. Сыну 18 лет, и мы всегда вместе.
Вспоминая детский дом, сердце сжимается от боли. Часто приходила туда во время оформления документов, подружилась со многими детьми. Никогда не забуду не по годам серьезную Сонечку, которая, заглядывая мне в глаза, однажды спросила: «Не можете и меня взять к себе домой?».
Мария Феликсовна, как патронатное воспитание отличается от усыновления? Что привлекает людей в этой возможности?
Мы выплачиваем заработную плату патронатным воспитателям. Но полноценно воспитывать ребенка только ради денег (к слову, это чуть больше двух тысяч в месяц на одного ребенка) невозможно. Существуют семьи, которые берут детей на короткий срок, например, если родители находятся в больнице и о ребенке некому заботиться. Одна семья специализируется на младенцах. Другая категория родителей готова взять на себя заботу о ребенке на всю жизнь. Из патронатного воспитания можно перейти к усыновлению.
— Какой он, патронатный родитель?
Человек, желающий стать мамой или папой, и готовый преодолевать все возможные и даже не предполагаемые трудности. Мотивы прихода к нам самые разные: семьи, потерявшие детей и уже не имеющие возможности иметь своих, семьи с родными взрослыми детьми, но чувствующие в себе силы и потребность воспитывать малышей, семьи с одним ребенком, но желающие иметь много, вступающие в позднем возрасте в повторные браки. Также берут на воспитание, желающие иметь девочек, но у которых получаются только мальчики. Конечно, важно понимать, почему люди пришли к нам, но самое главное, что могут… родители Лучше дать ребенку не материальное благополучие, ведь и в семьях с небольшими возможностями воспитываются хорошие дети. Мы со своей стороны стараемся помогать бесплатными билетами в театры, музеи, путевками. После усыновления можно посетить семейные тренинги, консультации психолога.
Хотелось бы предупредить желающих взять ребенка без особых усилий. Ребенок – не рыба в аквариуме, которую можно купить сразу. Сначала нужно пройти собеседование. На первой встрече никто не даёт обещаний и не берёт на себя обязательств. Вы свободны от принятия решения о ребенке, а вам не говорят прямого отказа. Даже одиноким мужчинамВторой этап — тренинги. Несколько месяцев родители и члены их семей готовятся к принятию ребенка в ролевых играх. Одновременно сотрудники детдома выезжают домой в будущую семью, знакомятся с условиями проживания, возможностями. Необходимо наличие минимально комфортных условий и потенциальной любви, желания создать для ребенка условия развития.
Кого выбрать?
Работники детского дома отмечают, что сначала многие желают принять девочек в возрасте от двух до семи лет, но затем некоторые меняют свое мнение и предпочитают мальчика-подростка.
В детском доме проживает 35 детей с разными историями. 95 процентов из них имеют родителей, чьи родительские права не ограничены. Судебные процессы длится годами. Из-за этого понравившегося малыша нельзя удочерить — можно взять на патронатное воспитание.
Дети проживают в многочисленных семьях. В комнатах размещаются мальчики и девочки. По четыре человека на комнату. У каждого ребенка – рабочее место и кровать. Так же как и в семье, главное здесь… мамаЗдесь даже две мамы. Они готовят еду, помогают ребятам делать уроки, следят за их одеждой. Пока старшие ребята в школе, воспитатели занимаются с малышами. Клеят и вырезают аппликации, учат читать и писать. Вечером ребята смотрят телевизор, играют. Дети вполне обычные. Одно отличает их от наших семейных детей — они с нетерпением смотрят на взрослых, приходящих на тренинги, и очень хотят услышать от них: «Иди ко мне, малыш! Теперь я буду твоей мамой!».
Рядом с подготовкой семьи готовят ребёнка. Психологи оценивают совместимость семьи и ребёнка. По окончании тренингов родители берут ребёнка к себе на время: гуляют, проводят по одному-двум дням, затем возвращают его в детский дом. знакомство Продолжается два месяца, тогда как вся подготовка длится столько же, сколько и сама беременность — девять месяцев.
Трудности
Мария Капилина, детский психолог:
Дети из приютов социально не адаптированы. Попав в обычную семью, они ведут себя так же, как и прежде. Ребенок может начинать рушить, ломать, драться и ругаться, но это не протест против новых родителей. У него нет других образцов поведения в семье. Ребенок может неадекватно реагировать на повышенный голос или активную жестикуляцию: напасть и укусить или спрятаться. В его прошлых семьях наказание следовало за повышением голоса. Надо понимать это и стараться сдерживать себя. поговорить с ребенкомОбнять, поцеловать и помочь ребенку привыкнуть к новым условиям. До полного их принятия может пройти около года.
Некоторые дети желают вернуться в родную семью. Любят родителей не такими, какими они есть, а такими, какими рисует воображение. Вытесняют из сознания всё плохое и очень тоскуют по матери и отцу, желая их перевоспитания. Один мальчик был настолько сильно привязан к своей семье, что его так и не смогли устроить в другую. Дети хотят видеться со своей кровной семьей. Некоторым хватает только знать, что их родители живы. Разрыв Встреча с родной семьей – подобно ране, как и переход в новую семью.
Может возникать конфликт с детьми, не знавшими родных родителей, которые воспринимают любых окружающих как бросивших их сразу после рождения. Важно объяснить ребенку, что бывают разные родители: одни рожают, а другие долго ищут. Хочется найти и любить именно его. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок называл вас мамой и папой. Всякое придет само собой.
Встретившись с семьей, ребенок первый раз приобретает личное пространство. Возможно начало эгоизма. Однако… объяснять ребенку Детям нужно ясно понимать, где заканчивается то, что им позволено делать.
Вначале все было хорошо, малыш был послушным. Через месяц появились капризы — начал требовать своего, кричать, устраивать скандал из-за мелочей. Я старалась показать ему, кто здесь хозяин. Иногда игнорировала его истерики, иногда строго себя вела. Когда ребенок видит, что зрителей нет или никакой реакции, то и кричать становится неинтересно, — говорит приемная мама семилетнего Антошки.
Напоследок
Когда Мария Феликсовна вернулась из Англии Создавая систему патронатного воспитания, ей потребовалось заняться его юридическим оформлением. Вскоре появился соответствующий закон города Москвы. По нему патронатным родителям нужно было предоставлять справки с места жительства, работы, из лечебных учреждений. Конечно же, наркологическим и онкологическим больным, а также судимым и сидевшим ребенку не дадут.
Разговор начался с обсуждения помощи патронатной системы родителям и детям. Что же касается усыновления?
— После тренингов, убедившись в своих силах и близости к ребенку, вы с помощью нас начинаете оформлять усыновление, — рассказывает Мария Терновская. — Возможно, это произойдет через несколько месяцев, а может быть, лет. Но если ваше сердце открыто для любви и вы хотите иметь ребенка, неважно кем будет этот малыш, главное – чтобы он был рядом.