Обучение ребенка пользоваться горшком – значимый этап его развития. То, станет ли этот процесс увлекательным и стремительным или, наоборот, затянется и вызовет дискомфорт, определяется родителями.
Обучение ребенка пользоваться горшком – значимый этап его развития. То, станет ли этот процесс увлекательным и стремительным или же затянется и вызовет дискомфорт, определяется родителями.
Многие матери полагают, что чем раньше они приучат ребенка к горшок, чем раньше ребенок сталкивается с новой информацией, тем быстрее он освоит ее. Однако реальность часто оказывается иной. Навыки пользования туалетом, как и любые другие, развиваются в определенный период. Трудно представить, что годовалого ребенка можно научить свободно ходить, а двухлетнего – читать или говорить на иностранном языке в четыре года. Чтобы обучение было эффективным, важно убедиться в физиологической и психологической готовности вашего ребенка. Специалисты утверждают, что точная оценка готовности малыша к обучению – залог успешного результата.
Первый блин комом
Возможно, под влиянием рекомендаций близких, таких как подруга, мама или старшая сестра, вы не раз пытались приучить ребенка к горшок в возрасте до года, и именно тогда впервые столкнулись с трудностями. Наиболее вероятным объяснением неудачи является отсутствие готовности ребенка к обучению, а не уровень умственного развития или характер, как ошибочно считают многие мамы. Если ребенок физически не готов учиться, любые попытки посадить его на горшок будут встречены расстройством и отказом, что чревато ухудшением отношений и возникновением психологических препятствий на пути к успеху. Как же понять, что время пришло?
Делу время
Российские и зарубежные детские врачи советуют начинать приучение к горшку в возрасте около 18 месяцев, так как именно в это время ребенок физиологически и психологически развит настолько, что может сознательно контролировать мышцы мочевого пузыря и кишечника.
К тому же, внимательные родители, скорее всего, обратят внимание и на другие признаки, которые говорят о том, что пришло подходящее время для начала обучения. Например, это может проявляться в способности ребенка оставаться сухим в течение как минимум двух часов, использовании фразовой речи, стремлении повторять действия взрослых, когда они пользуются туалетом, умении самостоятельно раздеваться и показывать, что подгузник намок или испачкался, и что его необходимо заменить.
По мнению экспертов из Союза педиатров России, формирование у ребенка навыков аккуратности протекает эффективнее и легче, если он физиологически подготовлен к этому, что обычно случается в возрасте приблизительно 18 месяцев.
Почему именно после полутора лет?
Приучая малыша к туалету, помещая его в горшок до того, как он понимает свои физиологические ощущения, возможно научить его справлять нужду по команде. В этом случае ребенок реагирует на определенное слово-сигнал. Это больше похоже на дрессировку, нежели на обучение. Впоследствии, когда наступает «кризис первого года», ребенок может отказаться выполнять указания.
Нецелесообразно приучать к горшку ребенка, пока он не научится ощущать работу своего кишечника или пока не сможет физически контролировать мочеиспускание. Данные навыки обычно развиваются только после первого года жизни, нередко ближе к двум годам. Лишь к этому времени стенки мочевого пузыря становятся достаточно крепкими. Ребенок начинает понимать, когда необходимо сходить в туалет, и способен сдерживать позывы. В этот момент уже можно приучить ребенка к горшку.
Важно, чтобы ребенок мог спокойно сидеть на горшке около 10 минут без усталости. Обычно дети до достижения годовалого возраста не готовы к подобному «достижению.
Преимущества раннего приучения ребенка к туалету:
- Ребёнок может усвоить суть происходящего и добиться положительного результата быстрее
- Снижение уровня стресса и уменьшение предъявляемых к ребенку требований
- Ускоренное обучение ребенка
- Обучение приносит ребенку радость, и он самостоятельно определяет скорость освоения нового материала
Согласно результатам исследований, у матерей, начинающих приучение ребенка к горшку до достижения им годовалого возраста, этот процесс может затянуться более чем на год. Поэтому, прежде чем приступать к формированию у ребенка навыков пользования туалетом, необходимо убедиться в его готовности к подобным изменениям. Ведь для малыша нет ничего хуже, чем принуждение к действиям, которые он еще не способен выполнять.
Когда ребенок готов к приучению к горшку, это проявляется в его…
- Потребление им туалетных нужд происходит приблизительно в одно и то же время.
- Сохраняет сухость кожи во время прогулок и спустя два часа после пробуждения.
- Замечает происходящее, издает звуки и приседает во время выполнения действий».
- Возможно, он разделся и уселся на горшок.
- Человек испытывает неприятные ощущения от влажной одежды и стремится к чистоте и аккуратности.
- Стремится к одобрению со стороны родителей, нуждается в похвале и старается выполнять их просьбы.
- Выказывает желание использовать горшок, стремясь отказаться от подгузников и подражая взрослым».
Новая игра
Сделайте процесс обучения увлекательной игрой. Установите для ребенка красивый и комфортный горшок. Разместите вокруг него игрушки. Объясните, для чего предназначен горшок, и поиграйте с малышом, периодически напоминая о необходимой процедуре.
В этом возрасте дети часто ориентируются на поведение старших. Если ребенок наблюдает, как другие дети самостоятельно пользуются горшком, он может стремиться подражать им и быть «как взрослый». В таком случае, приучение к горшку пройдет значительно легче приучить ребенка к горшку.
Рекомендуется усаживать малыша на горшок на короткое время через некоторое время после кормления, до и после сна, перед прогулкой и после возвращения с нее. Важно не принуждать ребенка к посещению горшка, а стараться улавливать его потребность в освобождении. И самое главное — не ругайте малыша, спокойно и положительно относитесь к неудачам и хвалите даже за самый маленький успех.