Каждый год Германия привлекает путешественников со всего мира, желающих увидеть всемирно известный Нойшванштайн, небольшой Линдерхоф и величественный Херренкимзее.
Людвиг II не менее известен в Баварии, чем Петр I в России. Однако, в отличие от последнего, Людвига запомнили не за его политические реформы, а как создателя известных баварских замков. Каждый год туристы из разных стран приезжают в Германию, чтобы увидеть знаменитый Нойшванштайн, миниатюрный Линдерхоф и величественный Херренкимзее.
Людвиг II (1845 — 1886) в Германии известен как сказочный король. Его образ сформировался благодаря склонности к уединению, любви к искусству и музыке, а также, конечно же, благодаря его великолепным замкам.
Линдерхоф — французское барокко и рококо
Первый реализованный проект короля – замок Линдерхоф – был завершен еще при его жизни. Это сооружение расположено в Альпах, в заповеднике Аммергебирге, в восьми километрах от деревни Обераммергау, и отличается своим небольшим размером и роскошным оформлением. Линдерхоф задумывался Людвигом как дань памяти французскому монарху Людовику XIV. Поэтому символика последнего, включая Солнце, и известная фраза «государство – это я», неоднократно воспроизводятся в интерьерах замка.
Знаменитый грот Венеры, вдохновленный оперой Вагнера «Тангейзер», привлекает в парк не меньше посетителей, чем сам замок. Грот Венеры представляет собой искусственную пещеру высотой 10 метров, в которой расположены самые крупные на тот момент искусственные сталактиты в мире. Внутри грота были установлены передовые на то время технические средства: воздух и вода подогревались для купания монарха, специальное устройство имитировало волны, а стены подсвечивались различными цветами – красным, розовым, зеленым и любимым оттенком короля – голубым. В гроте проходили постановки опер Вагнера, при этом певцы появлялись из глубины на специальной лодке, стилизованной под раковину. Чаще всего единственным зрителем этих представлений становился сам король.
Замок Линдерхоф изначально планировался как уединенное место для отдыха монарха и действительно использовался для этой цели. Людвиг II проводил здесь значительную часть своего времени, что привело к потере чувства времени и принесло ему прозвище «лунный король».
Нойшванштайн — декорация в камне
Вторым замком, реализация которого была доверена Людвигу, стал всемирно известный Нойшванштайн, который в настоящее время является самой посещаемой достопримечательностью Германии, ежегодно привлекающей более миллиона туристов. Решение о строительстве было принято возле городка Фюссен, недалеко от родового поместья королевы-матери Хоэншвангау, где Людвиг провел значительную часть своего детства. По указанию короля, для возведения замка было создано искусственное плато, образованное взрывами.
В оформлении замка принимали участие специалисты по театральным декорациям.
Если Линдерхоф был создан в честь короля-солнце Людовика XIV, то Нойшванштайн посвящен композитору Вагнеру, «божественному другу» короля Людвига, чьими операми он был очарован и творчеству которого оказывал поддержку. При создании замка к работе привлекались специалисты по театральным декорациям, а сам король лично участвовал в разработке планов строительства разработке интерьеров самое непосредственное участие и утверждал все вплоть до самых мелких деталей.
В оформлении замка неоднократно встречаются изображения, вдохновленные операми Вагнера и древнегерманскими сказаниями. Еще один повторяющийся символ — лебедь — отсылает к геральдическим знакам, связанным с родом Людвига. Поскольку основное строительство было завершено в последние годы его жизни, Людвигу II удалось некоторое время проводить в замке, наслаждаясь прогулками к мосту Марии, откуда открывался вид на освещенные свечами окна замка. Однако при жизни короля Нойшванштайн не был полностью завершен, а главная башня с церковью высотой 90 метров так и не была построена. Несмотря на это, Нойшванштайн послужил прототипом замка Спящей Красавицы в Диснейленде. Здесь же у Петра Чайковского когда-то возникла идея создания балета «Лебединое озеро».
Херренкимзее — баварский Версаль
Херренкимзее, загородная резиденция, расположенная на одноименном острове в озере Кимзее, является третьей и самой крупной по масштабам постройкой Людвига. Этот замок, подобно Линдерхофу, был посвящен Людовику XIV и задумывался как точная, хотя и уменьшенная, копия Версаля. Людвиг II продолжал лично контролировать все этапы строительства и внимательно следил за реализацией своего замысла. Например, он был возмущен, когда местами были поменяны две картины в зеркальной галерее. Для того, чтобы король мог совершать прогулки по острову и наслаждаться пейзажами, здесь была проложена небольшая железная дорога с локомотивом. В Херренкимзее Людвиг останавливался лишь однажды. К этому событию в зеркальной галерее было зажжено более 2000 свечей, чтобы создать впечатление присутствия сотен гостей, хотя на самом деле там находился только один король. В настоящее время в замке размещается музей, посвященный королю Людвигу, в котором представлены уникальные экспонаты, включая его крестильную рубашку и посмертная маска.
Хотя король и финансировал строительство замков из собственных средств, его долги вскоре оказались втрое больше годового дохода. В сочетании с другими обстоятельствами это вызвало недовольство правительства, которое нашло повод объявить Людвига психически нездоровым и арестовать. Последовавшая за этим таинственная гибель Людвига в озере Штарнберг породила множество догадок и остается неясной по сей день.
Одновременно возведение замков способствовало экономическому росту регионов и предоставляло местным жителям возможности трудоустройства. Кроме того, сказочный король, несмотря на свою любовь к легендам и героическим событиям прошлого, проявлял живой интерес к новым технологиям и старался внедрять их в своих замках. Однако, в отличие от своих предшественников, которые строили замки для демонстрации величия и восхищения, Людвиг II возводил их исключительно для себя. И представление о том, что сейчас они доступны для посещения широкой публике, вероятно, не принесло бы удовольствия лунному королю.