Начало празднования Нового года 1 января на Руси относится к
С 1700 года царь Пётр издал указ об отмене празднования Нового года по старому стилю, в день сотворения мира, и перенёс его на Рождество Богочеловека, следуя примеру европейских народов. Отмечать 1 сентября было запрещено. 15 декабря 1699 года барабанным боем возвестили народу на Красной площади (из уст царского дьяка) о том, что в знак доброго начала и начала нового столетия, после благодарности Богу и молебного пения в церкви, велено было по главным проезжим улицам и перед воротами знатных людей учинить украшение из веток сосновых, еловых и можжевеловых деревьев. А людям небогатым (т.е. бедным) хотя бы по дереву или ветви над воротами установить. И чтобы это было готово к 1-му числу 1700 года; а украшение должно стоять до 7-го числа того же года. В первый день, в знак веселья, друг друга поздравлять с Новым годом, и это следует делать, когда на Красной площади начнутся огненные забавы и будет стрельба. В указе рекомендовалось по возможности всем на своих дворах из небольших пушечек или ружей трижды выстрелить и запустить несколько ракет. С 1-го по 7 января по ночам зажигать огни из дров, хвороста или соломы.
Император Петр I положил начало традиции запуска ракет. Извиваясь в воздухе подобно огненному змею, она возвестила народу о наступлении Нового года, после чего началось празднование в Санкт-Петербурге. В честь всенародного торжества велась стрельба из пушек, а в темном небе вечера вспыхивали невиданные ранее разноцветные огни фейерверка. Иллюминация ярко освещала пространство. Люди радовались, пели, танцевали, обменивались поздравлениями и новогодними подарками. Петр I стремился к тому, чтобы этот праздник в России был таким же масштабным и богатым, как и в других европейских государствах. Он был человеком энергичным и одним своим решением урегулировал все календарные расхождения. К моменту начала правления Петра Великого в России существовал год 7207 от сотворения мира, а в Европе – 1699 год от Рождества Христова).
В начале налаживания отношений с европейскими странами разница во времени создавала значительные трудности. Однако эта проблема была решена.
С 1 января 1700 года народные традиции празднования Нового года и развлечения получили официальное признание, а сам праздник приобрел светский, то есть не относящийся к церковным обрядам, характер. С этого момента Новый год был окончательно зафиксирован в российском календаре. Именно так к нам пришел Новый год, с елочными украшениями, огнями, кострами (которые по распоряжению Петра I начали разжигать по ночам с 1 по 7 января, используя смоляные бочки), скрипом снега под ногами, зимними детскими играми – на санках, лыжах, коньках, лепкой снеговиков, Дедом Морозом, подарками…
Следует отметить, что новые новогодние традиции были восприняты славянами достаточно оперативно, поскольку ранее в это время года отмечался другой праздник – святки. Многие старые обряды, такие как веселые карнавалы, шалости ряженых, катание на санях, полночные гадания и хороводы вокруг елки, органично вплелись в церемонию встречи Нового года.
Несмотря на мороз, люди не боялись холода.
Как известно, они разводили костры на улицах, устраивали вокруг них танцы,
обращаясь к солнцу (которое издавна считалось божеством) с просьбой согреть землю, скованную снегом и морозами.






