Ожидание может затянуться на недели, и в случае отказа вы рискуете потерять деньги, потраченные на визу, а также получить штамп в паспорте, который может негативно повлиять на обращения в другие посольства. Кроме того, там распространены болезни животных, присутствует некачественное обслуживание, завышенные цены, частые дожди и неадекватные люди в барах. О предостережениях перед поездкой можно было услышать многое. НО!!!! Когда у вас есть цель, необходимо игнорировать все вокруг и двигаться к ней. И тогда вы снова и снова убеждаетесь, как много в мире неверных представлений. Оказалось, что все на удивление просто: …
Гораздо легче совершать путешествие,
чем описывать его…
Давид Ливингстон, исследователь Африки.
Как достать визу в Англию?
Едете семьей? Да, вы представляетесь для них потенциальными иммигрантами! Это кажется нереальным! Там огромные очереди, решения задерживаются на недели, при отказе вы рискуете потерять деньги, потраченные на визу, а также получить штамп в паспорте, который может помешать вам при обращении в другие посольства. Кроме того, там распространены заболевания животных, такой как ящур, обслуживание оставляет желать лучшего, цены неоправданно высоки, постоянно идет дождь, а в пабах обитают неприятные люди. Что только не приходилось услышать перед поездкой.
Когда есть четкая цель, необходимо игнорировать все отвлекающие факторы и двигаться к ней, не прислушиваясь к чужим советам. Это позволяет убедиться в том, сколько в мире устаревших и неверных представлений.
Процесс бронирования гостиницы оказался неожиданно легким через Интернет, справка с работы, подтверждающая доходы, несколько анкет, копия забронированного авиабилета, четырехчасовое ожидание в посольстве – и я (без какого-либо собеседования) получаю в паспорт заветные стикеры (многократные визы на полгода). Этот факт поверг в шок всех, кто предсказывал неудачу: мы не подозревали, что это возможно без связей и обращения в туристическое агентство.
Оказалось ненужной даже подготовленная речь о нашей готовности оказать поддержку, пусть и ограниченными ресурсами, валюте, ослабленной из-за трудностей в животноводстве туристическую сферу Британии.
Великобритания, один из самых живописных островов, расположена в западной части Атлантического океана,
между Галлией и Ибернией, простирается на восемьсот миль в длину
и на двести в ширину и с неубывающим плодородием доставляет смертным все,
в чем они испытывают нужду.
«История бриттов», написанная Гальфридом Монмутским (умершим в 1154 году), английским писателем
Шесть дней — это много или мало?
Проведя неделю в бывшей столице могущественной империи, над которой, согласно высокомерному колонизаторскому утверждению, никогда не заходило солнце, я стремился ощутить ее викторианское величие и проникнуться особенной атмосферой. Как и в Соединенных Штатах, здесь можно встретить множество объектов, которые преподносятся как «самые-самые» – крупнейшие, главные, наиболее значимые и так далее. Островная культура ощущается здесь особенно ярко.
Из иллюминатора, во время посадки (несмотря на темноту), открывается прекрасный вид на Темзу в центре города и один из известных символов Лондона – мост Тауэр, с его двумя башнями и разводной частью. Этот мост – выдающееся достижение инженерной мысли викторианской эпохи.
Прибытие в Хитроу, крупнейшего аэропорта Европы и важного перевалочного узла для рейсов через Атлантику, стало первым этапом путешествия. Туристам предстоит еще одна процедура – собеседование с сотрудником пограничной службы, в ходе которого выясняются цели и сроки пребывания. Однако этот сотрудник оказался миловидной девчушкой с дефектами речи, скромно улыбавшейся и энергично кивавшей на все наши ответы. Добро пожаловать!
Начинается самое увлекательное. Свободный полет, дарящий самые сильные ощущения. Вы не находитесь под чьим-либо руководством – у вас нет гида, туристической группы или рассказчика, который все объяснит и продемонстрирует. Только Город, Время и Полная Свобода. Возможно, именно так и следует действовать здесь, в этой стране, до мозга костей пропитанной индивидуализмом и стремлением к личной свободе. Меня это будоражит, я получаю удовольствие даже от совершаемых при этом ошибок. Все нужно сделать самому, во всем разобраться.
И вот мы уже на твердой земле, заблудившиеся,
спотыкающиеся от усталости и представляющие собой армию призраков,
движущихся по воле какого-то механизма.
«Эпизоды революционной войны» — Эрнесто Че Гевара,
gerrillero heroico (мужественный революционер)
Ну почему здесь все по-другому?
Искомая гостиница расположена неподалеку от одного из лондонских вокзалов, а именно от Paddington Station. Отдав предпочтение метро, более экономичному и менее известному, чем дорогому экспрессу (всего 15 минут в пути), мы следуем указателям и сразу в аэропорту садимся в вагон Underground – так официально называют лондонское метро. В разговорной речи его называют «tube», что переводится как «труба». На многих участках линии проходят по поверхности, поезда небольшие и привлекательные. Самое старое метро в мире открыло свою первую ветку в период, когда Александр II подписал указ об отмене крепостного права (1861 г.). По всей видимости, лондонская подземка является крупнейшей в мире, она разделена на шесть зон. Проездной на один день — порядка 100 рублей на человека. При этом масса всяких нюансов, скидок, льгот: если семья, если на несколько дней и т.п. Разобраться во всем этом, понять устройство билетных автоматов, а также растолковать свои планы кассиру — все это отнимает время.
На часах почти полночь, и мы идем по аллее Sussex Gardens, засаженной платанами, в правильном направлении. Где же находится дом номер 98? Возможно, он расположен между домами 96 и 100? Это кажется логичным, но оказывается неверным. Продолжая уверенно двигаться по аллее, мы проходим мимо. Номера домов уже превысили сотню… Все становится понятно: один дом разделен на секции, и у каждой из них свой номер. Таким образом, номер нашего дома соответствует номеру подъезда. Британские дома растут вверх. Крутая вертикальная лестница и несколько небольших комнат на каждом этаже. Хотя я и слышал о своеобразной системе нумерации домов, мы все же стали жертвами этой особенности.
В двадцать первом веке англичанам все еще не знакомо такое важное достижение цивилизации, как смеситель, объединяющий холодную и горячую воду. В любом британском умывальнике (что уже приходилось наблюдать в Ирландии) установлены два отдельных крана. Наполнив умывальник водой и закрыв его пробкой (этот резервуар фактически выполняет роль смесителя), можно с удовольствием умываться. Однако жителям континента эти особенности английского утра не по вкусу. Проявив определенную ловкость – просто попеременно подставляя ладони под обе струйки, – все же можно умыться вполне прилично.
Жизнь в Индостане требует значительных затрат, поскольку цены там высоки:
один я человек, а на харч по два с половиной алтына в день идет, хотя ни вина я не пивал, ни сыты.
«Афанасий Никитин, тверской купец, автор книги «Хожение за три моря.
Еда
Как часто слышишь о специфике британской кухни! Я, признаться, не доверял этим словам, считал, что это преувеличение. Как же я ошибался! Найти доступное и приличное место, где можно вкусно пообедать, оказалось непростой задачей. Мне попадалось, что известный британский завтрак — это не что иное, как «смерть в тарелке», блюдо, которое сами местные жители никогда не употребляют. Туристам же оно нравится исключительно потому, что дома им вряд ли бы пришло в голову съесть подобный комплекс продуктов на завтрак. Что же представляет собой «English Breakfast»? Британский завтрак — это два яйца, обжаренных в подсолнечном масле, жареный бекон или сосиски, две порции тостов с мармеладом и кофе. В целом, ничего примечательного. Все стандартно: очередной стереотип. Действительно, питаться так долго не получится, хотя владельцы отелей и гостевых домов не радуют гостей широким выбором блюд на завтрак. Яйца и бекон неизменно появлялись на нашем столе все шесть дней. Для тех, кто придерживается традиционного питания, предлагались мюсли, йогурты, хлопья и прочие подобные продукты. Единственный плюс английского завтрака – это ощущение сытости как минимум на несколько часов.
Ничего съедобного из предложенных в пабах не встретилось. Это подтверждено опытом. Это действительно так. Попробовать это могут только они. Основные блюда: fish & chips, в лучшем случае – fine chips. Что же это за странное сочетание? Непривлекательные кусочки рыбы, обжаренные в густом кляре, и картофель, стилизованный под «МакДональдс», но нарезанный более крупными кусками. Кроме того, все это оказалось несоленым, без приправ и совершенно безвкусным. Другие варианты, которые мы попробовали, – пересушенные куриные ножки, покрытые непонятной смесью (похожей на приправу), и жареная до полной потери влаги рыбка – завершили эту неприятную картину и побудили нас навсегда отказаться от посещения паба с целью перекусить.
В пабы обычно приходят, чтобы выпить и пообщаться, а еда здесь не является обязательным атрибутом. Кстати, многие пабы, как это здесь называют, не приветствуют посещение детей. На практике это проявляется в том, что вас, уже удобно устроившихся за столом с ребенком, могут вежливо попросить покинуть заведение, ссылаясь на законодательные требования. В наиболее благоприятном сценарии, испытывая угрызения совести из-за такого гостеприимного приема туристов, вам порекомендуют более подходящий паб неподалеку. Вообще, в пабах существует своя особая атмосфера и своя культура. Здесь действуют собственные правила и законы. В Англии до сих пор используются разливочные часы. Пабы начинают работу в 11:30, затем следует перерыв на обед – в это время продажа напитков запрещена распоряжением премьер-министра времен Первой мировой войны, чтобы работники, находящиеся у станков, не отвлекались. Работа пабов возобновляется и продолжается до 23:00. За минуту до часа «Ч» в пабе звонят в колокол, предлагая сделать последние заказы. Если удастся приобрести еще одну кружечку, то по закону у вас остается 20 минут, чтобы ее выпить. После этого паб закрывается, и посетителей выгоняют. Чаевые здесь не приняты, за хорошее обслуживание можно угостить бармена напитком. Если просто протянуть деньги, в противном случае он может обидеться. В целом, существует множество различных инструкций, которые нам было бы нежелательно изучать.
К счастью, разрушение колониальной системы повлекло за собой приток иммигрантов в Англию. Здесь была представлена национальная кухня разных народов. Разнообразие ресторанов поражает воображение! Здесь можно найти и копченых китайских уток, обильно сдобренных жиром, и рис, приправленный индийским шафраном, а также непальские овощи и индонезийский цыпленок. Некоторые блюда вызывали опасения. Поэтому пришлось выбирать для обедов европейские рестораны, принадлежащие грекам, итальянцам, киприотам, туркам и другим.
Первым моим действием в Лондоне стало употребление говядины. После того, как я попробовал спагетти «болоньезе», мне стало известно, что в качестве приправы использовалось мясо, а употребление мяса несет определенные риски. Доброжелательная, немного полноватая официантка заверила меня, что все продукты проходят ветеринарный контроль, и то, что я уже съел, было импортировано из Ирландии, а не произведено местно. В ожидании признаков недомогания мы дали торжественное обещание больше никогда не заказывать говядину в этом заведении.
И город Лондон должен обладать всеми историческими привилегиями и
свободные свои обычаи как на суше, так и на воде .
Магна Харта (Великая Хартия Вольностей, 1215 год) – это исторический документ.),
Иоанн Безземельный, король.
Парламент
С чего стоит начать знакомство с Лондоном? На мой взгляд, с того, что является неотъемлемой частью образа Великобритании. Речь идет о парламенте. Он считается одним из старейших в мире и обладает широкими полномочиями (по крайней мере, так утверждают сами британцы, за исключением, пожалуй, возможности изменить пол). Выход из метро располагается у подножия Биг-Бена – монументальной башни, выполненной в стиле викторианской готики. Ощущение, когда над головой появляется огромный циферблат, знакомый по бесчисленным изображениям, поистине захватывающее, словно встречаешь давнего приятеля. Башня получила свое название в честь Бенджамина (фамилию я не помню), который дал заказ на изготовление 13-тонного колокола, расположенного внутри нее. Мы сверили часы под мощные удары колокола. Существует простой принцип: если флаг взвит над башней, то парламент находится в работе. В рабочее время туда можно попасть. Внутри посетителей ждет знаменитый холл с фресками. На них можно увидеть ключевые моменты истории Британии: Magna Carta Иоанна Безземельного – первый закон, ограничивающий власть монарха, и дубовые своды, в которых звучали речи Дизраэли, Ллойда Джорджа, Черчилля и Тэтчер. После прохождения многочисленных проверок службы безопасности можно попасть в галерею посетителей Палаты общин. Здесь все оформлено деревом и зеленой кожей. С высоты птичьего полета можно наблюдать за работой парламентариев, как будто находишься в театре. Председательствующий, которому принято воздавать должное в знак приветствия, на столе лежит жезл – символ власти законодателя, а правительство и оппозиция располагаются друг напротив друга. Интересно, что термин «оппозиция» берет свое начало от английского слова «opposite», означающего «сидя напротив». Такое расположение – результат давней традиции. Первые парламенты в Англии собирались в церкви, в церковных хорах, где деревянные кресла располагались в двух рядах, напротив друг друга.
На мой взгляд, лондонский пейзаж формируют четыре основных элемента. К ним относятся черные кэбы (такси), двухэтажные автобусы (даблдеккеры), телефонные будки и почтовые ящики с монограммой Елизаветы II. Три последних элемента выполнены в красном цвете, к которому британцы, судя по всему, испытывают особую симпатию. Этот цвет присутствует в мундирах королевской гвардии и в кресте Святого Георгия на национальном флаге, расположенном на белом фоне. Такси сохраняют традиционную форму, характерную для первых лет автомобильной эры. Вместительные – рассчитаны на пять пассажиров с багажом – они позволяют водителю отгородиться стеклом от салона. Как и у такси, у знаменитых автобусов существуют две версии: более старая и современная. В центральной части города, хотя это понятие весьма условно, можно увидеть более старый вариант с открытой площадкой сзади и контролером-билетером. Для туристов предусмотрены специальные двухэтажные автобусы с открытым верхом, стоимость билета на день включает в себя наушники. Аудиоэкскурсовод – это качественная магнитная запись приятного женского голоса, даже на русском языке с акцентом русской службы Би-Би-Си. Преимущество такого вида транспорта в том, что ты можешь сходить в любой точке маршрута на любое время и потом продолжать движение. Мой личный опыт — лучше всего в Лондоне передвигаться на метро. По крайней мере, ты знаешь, куда едешь. Разобраться в маршрутах красных двухэтажек довольно сложно, один из них завез нас в жуткий квартал с перевернутыми мусорными баками и массой цветного населения с негостеприимными взглядами.
Англичане, как известно, придают большое значение различным церемониям. Некоторые из них повторяются регулярно, например, смена караула у резиденций монархов, а для участия в других требуется предварительная регистрация. Так, британская королева ежегодно посещает открытие парламентской сессии. Она входит в здание парламента через башню, расположенную в небольшом саду неподалеку. Один из ее ближайших соратников стучит в ворота старинным жезлом черного цвета. После чего следует устоявшийся на протяжении многих столетий ритуальный вопрос, напоминающий фразу «Кто там?», на что отвечают: «Ключи королевы!». Убедившись, что перед ними находится королева, и получив этот привычный ответ, привратник открывает скрипучую дверь и впускает Елизавету внутрь. И так происходит на протяжении веков, без каких-либо отклонений. Это кажется забавным, но в то же время вызывает уважение.
На площади парламента сложно не заметить величественное Вестминстерское аббатство. Мы посещали немало выдающихся христианских храмов, в том числе Кельнский собор, собор Парижской Богоматери и другие, но Вестминстерское обладает чем-то поистине неповторимым. Здесь на тебя обрушивается многовековая английская история, начиная с норманнского завоевания в XI веке. Каждый шаг внутри – словно перечитываешь знакомую страницу. Это и борьба за власть Елизаветы I и Марии Стюарт (непрекращающиеся межконфессиональные споры между протестантами и католиками, мастерски описанные Стефаном Цвейгом), и жены Синей Бороды – Генрих VIII, и коронационное кресло времен Ричарда Львиное Сердце, и великолепные деревянные резные хоры – молитвенные места английского рыцарства с кучей штандартов и фамильных гербов. Здесь можно бродить часами, обнаруживая вдруг, что, задрав голову на какой-нибудь необычный витраж, ты топчешься на могильной плите автора Маугли Киплинга. А когда во внутреннем дворике ты наталкиваешься на надгробье безвестных монахов числом 43, сгинувших в эпоху чумы («черной смерти»), то становится немного грустно. Обойти все невозможно. Уже на выходе задерживаемся у надписи на полу — «Уинстон Черчилль».
Двигаясь по туристическому маршруту, вы обязательно окажетесь в Тауэре, хотя он находится в другой части города – потребуется около 25 минут на метро. Мы доехали до него на двухэтажном автобусе с открытым верхом. По пути возникло желание перекусить, но перед обедом мы решили посетить собор Святого Павла, знаменитый своим куполом, являющимся вторым по величине в христианском мире после собора Святого Петра в Риме. Именно по его ступеням (как видно на известном снимке) спускалась после венчания казавшаяся счастливой британская пара: принц Чарльз и леди Диана Спенсер. Его расположение не самое удачное. Со временем это выдающееся творение сэра Кристофера Рена оказалось окружено прилегающими постройками. Зданию явно не хватает пространства. Оно выглядит стесненным. Чтобы оценить его, хочется отойти на большее расстояние, но это невозможно – вокруг стены. На ступеньках кучи людей перекусывают сэндвичами, катаясь на роликах влюбленных парочек. Внутри ощущается прохлада и эхо. Поражает масштаб и простор. По винтовой лестнице мы поднимаемся в галерею шепота, расположенную в куполе. Расстояние между концами галереи составляет приблизительно 30 метров, однако акустика здесь такова, что человек, находящийся на противоположной стороне, отчетливо слышит слова, обращенные к стене с лавочки. Выйдя на наружную галерею, можно насладиться видом на Лондон. Здесь видны Темза, мосты, памятник, посвященный знаменитому пожару 1666 года (который, по легенде, начался с маленькой свечки), и здания банков, формирующих лондонский Сити.
Продолжение…






