Художница Рита Валеева, специализирующаяся на создании 3D-одежды и аксессуаров, делится мнениями о моде завтрашнего дня и цифровой имитации реальности.

Во время пандемии потенциал цифровой моды стал предметом активных обсуждений. Модные бренды стали проводить онлайн-показы, переходить на онлайн-продажи и искать способы организации онлайн примерки.

Бутикам грозило закрытие из-за роста популярности маркетплейсов, а блогеры начали примерять виртуальную одежду – отдельные бренды создали цифровые коллекции.

Понятной была мысль: этот тренд краткосрочный. Из всех искусств мода наиболее материальна. Для неё важна тактильная составляющая, взаимодействие с объектом. По изображению, даже в 3D моделировании, не постичь достоинств и недостатков вещи. Мода – способ коммуникации, часто наш инструмент самопрезентации миру.

Вследствие пандемии многие модные дома не сократили количество показов или бутиков, а наоборот, расширили свою деятельность. Многие города провели собственную неделю моды (в том числе Москва), а модные бренды арендовали свободные помещения в центре мегаполисов для открытия новых магазинов. Главным модным трендом 2020-х стали рукотворные техники и хендмейд.

Фото: архив Риты Валеевой

Рита, что побудило вас к работе в сфере цифровой моды?

С детства мечтала стать дизайнером. Мама шьет, научила меня этому же. Когда на работе предложили бесплатный курс дополнительного образования, записалась на тот, что по 3D-моделированию давали в Ивановском Политехе. Мне понравилось, что это даёт полную свободу фантазии без ограничений материалов и физики. Шьём одежду долго, а 3D реализует идеи в моде намного быстрее. Затянуло меня – продолжила обучение, сейчас работаю 3D-дизайнером не только в моде, но и в других сферах. Среди недавних проектов – аудио симфония в ГЭС-2, где была 3Д-художником, отвечала за визуальную часть. Работали над проектом полтора года. Главная мысль – найти новые способы представления музыки через свет и образы.

– Вы печатаете вещи на 3D-принтере?

В данный момент доступны только аксессуары и украшения из полимеров. Я всегда мечтала преодолеть законы физики и создать одежду из воды, воздуха, стихий. В новой работе это стремление воплощено в каффке, напоминающей воронку, повторяющую принцип тороидального вихря. Такие формы встречаются в природе: кольца из дыма, облаков, водовороты, грибы и медузы.

Фото: архив Риты Валеевой

Технологии позволяют пробовать новые материалы и формы?

Современная мода экспериментирует с природными материалами. Дизайнер Паула Уларги Эскалона создала одежду и обувь, покрытую травой для бренда Loewe. Ирис ван Харпен работает над тканями для платьев в биологической лаборатории. Но это дорогостоящие технологии. На 3D-принтере можно распечатать вещи любой формы. Полимерную форму используют как макет и отливают из другого материала, например, драгоценных металлов или минералов. Аксессуары из текучей воды существуют только в фантазии, но учитывая реализацию идей, казавшихся ранее фантастическими, такая возможность не отрицаема.

Будет ли 3D-моделирование заменой выкройкам, лекалам и эскизам?

– Не верю. Существуют компьютерные программы для создания лекал и 3D-модели одежды. Однако в мире моды всегда ценили ручной труд. В модных домах главными останутся люди, работающие руками. Компьютер никогда их не заменит.

– В таком случае, что даёт digital fashion? Вы говорили о победе над физическими ограничениями. Но это же относится к искусству и философии, а с практической стороны как быть?

Творчество – смысл моей жизни. Мне всегда нравилось создавать одежду, а здесь нет ограничений: всё, что придёт в голову, можно воплотить и даже смелое распечатать. На экране я могу создать одежду, которая движется вокруг человека и перестает быть неподвижной. И посмотреть, как это могло бы выглядеть в реальности.

Фото: архив Риты Валеевой

В 2021 году вы стали обладателем Гран-при премии Digital Fashion Challenge Awards в Монте Карло. Что было представлено на конкурсе?

Это был совместный показ с моими однокурсниками по 3D-моделированию. Узнали о конкурсе и решили создать коллекцию. Каждый реализовал свою идею, но результат понравился всем – и нам, и жюри.

3D-голограммы могут заместить супермоделей? Александр Маккуин еще в 2006 году в финале показа «вывел» на подиум голограмму Кейт Мосс, которая выглядела очень реалистично.

Он предугадал многие вещи и применял роботов, окрашивающих наряды моделей в режиме реального времени. Такой подход мне нравится.

Вы допускаете возможность замены фотомоделей цифровыми идеальными красавицами, созданными нейросетями?

По-моему, в модельном бизнесе давно уже идеальная внешность не ценится. На показах у всех моделей интересная внешность, когда глазу есть за что зацепиться. Необычные, индивидуальные лицо и фигуру нельзя создать с помощью нейросети. Также как digital одежда никогда не заменит настоящую, и видео встречи — живое общение. Встретились мы вживую, и это очень ценно.

Некоторые компании экспериментировали с цифровыми коллекциями, однако интерес к такому продукту снизился. Насколько подобные проекты рентабельны с точки зрения бизнеса?

На платформе Roblox, где пользователи строят собственные аватары и метавселенные, функционирует маркетплейс с 3D-одеждой для персонажей, который пользуется популярностью у молодежи.

В будущем у нас будут цифровые двойники, которые живут в виртуальном мире. Этот аватар можно сделать любым: зеленый волосы, самые смелые образы – всё возможно. Для творчества открываются огромные возможности. Нужно интересоваться новым и применять его во благо себе и миру, не забывая об информационной безопасности.

Фото: архив Риты Валеевой

– Чем может воспользоваться модная индустрия, применяя 3D-технологии? Я слышал, что в ЦУМе на четвёртом этаже есть цифровая примерочная, позволяющая увидеть, как сидит платье, не снимая одежды.

Чтобы понять подходит ли вещь вам и насколько комфортно в ней будет сидеть, лучше её надеть на себя. Но такие технологии позволяют увидеть сочетаемость с вашим гардеробом. Этим приемам можно воспользоваться в маркетинге, чтобы вовлечь человека – не просто демонстрировать красивые фотографии, а позволить примерять украшения, очки. Метавселенные – интересные темы, я прошла курс по созданию метавселенных и разработала виртуальный мир для российского fashion-бренда. Это была игра, где для доступа к коллекциям нужно было собрать картину Михаила Врубеля.

– Что мешает вселенным стать популярными среди широкой публики?

По моему мнению, это произойдет, когда люди к этому готовы. Думаю, в будущем мир реальный и виртуальный сольются.

В этом стирании границ больше рисков или шансов?

– Примерно поровну. Сегодняшняя опасность – человек не может быть один. Мы всегда в чатах, а очки дополненной реальности увеличат поток информации до невыносимого уровня. Нужно научиться ограничиваться.

С новыми технологиями важно работать во благо. Это завораживающе.

– Например?

– Мне интересно гулять по городу в таких «умных» очках, чтобы при взгляде на здание получалась нужная информация. Как интерактивный инструмент обучения это может быть очень полезной технологией. Или в повседневной жизни – представьте, вы готовите с такими очками и получаете рецепт с инструкцией: сколько чего добавить и так далее. Во время готовки перед вами сразу рецепт. Можно придумать множество применений для таких очков, но если люди не научатся себя контролировать, будет сложно.

Вы полагаете, что исчезнет различие между настоящим миром и виртуальным? Что ж тогда будет отделять действительность от фантазии?

Возможно, будущее окажется совсем другим. В 1980-е люди верили, что в XXI веке мы будем ездить на летающих автомобилях. Пока этого не произошло. Могу предположить, что человечество откажется от повсеместного использования цифровых технологий и снова начнёт ценить тактильность, живое тепло, близость. В плане технологий мир может вернуться к более простым методам. Предсказать будущее невозможно, оно слишком непредсказуемое. Но даже если это случится, будет интересно наблюдать за этим.

Фото: архив Риты Валеевой

Нейросеть способна писать песни и рисовать картины. Отличить её творения от работ человека бывает сложно.

Мой муж – композитор, послушал, что делает нейросеть, и сказал: «Круто, но если это простая музыка». Но как только появляется заказчик и исполнитель, нейросеть бессильна, потому что только человек сможет понять другого человека. Нейросеть не может выдать что-то инновационное, она обучается на том, что сделано человеком, комбинирует знания. И все еще бессильна передать эмоции, то, что мы называем, вдохнуть в свою работу жизнь, наделить ее душой.

– С какими целями вы хотели бы воспользоваться новейшими технологиями?

— Создать устройство, позволяющее преодолеть жесткость: ты идешь, а платье течет вокруг тебя, как вода, или браслет не твердый, а жидкий, текущий по руке. В более практичном плане — я начну заниматься созданием 3D-украшений: сначала распечатаю их на принтере, а затем обработаю металлом.