Рита Валеева, художница и создательница 3D-одежды и аксессуаров, делится мнением о моде завтрашнего дня и виртуальных копиях человека.

Цифровая мода стала темой активных обсуждений во время пандемии, поскольку модные дома перевели свои показа, продажи и даже примерки в онлайн пространство.

Магазинам грозило закрытие из-за расцвета площадок онлайн торговли, и инфлюенсеры примеряют в своих соцсетях виртуальные наряды — некоторые компании создали цифровые линейки одежды.

Тенденция была временной, потому что мода из всех искусств наиболее материальна. Она нуждается в тактильном взаимодействии с вещью – по картинке, даже в 3D, истинные достоинства и недостатки не ощутимы. Мода – это способ общения и самовыражения.

Вследствие пандемии COVID-19 модные дома не сократили количество показов или бутиков, а наоборот, многие города организовали свои недели моды (в том числе Москва), а бренды арендовали свободные места в центрах мегаполисов для новых магазинов. Главным модным трендом 2020-х стали рукотворные техники и хендмейд.

– Рита, что побудило вас начать заниматься цифровым дефиле?

С детства мечтала стать дизайнером. Мама сама шьет и меня научила этому. Когда на работе предложили бесплатный курс, я выбрала Ивановский Политех — «Цифровые технологии в легкой промышленности» с основами 3D-моделирования. Мне нравится, что это дает полную свободу фантазии без ограничений материалов и физики. Шьём одежду долго, а 3D позволяет воплощать идеи в моде быстрее. Зацепило меня это, продолжила обучение. Сейчас работаю 3D-дизайнером не только в моде, но и в других областях. Недавний проект — аудио симфония в ГЭС-2. Я была 3D-художником, отвечала за визуальную часть. Готовили полтора года. Главная мысль – найти новые способы представления музыки с помощью света и образов.

– Вы печатаете вещи на 3D-принтере?

– Пока представлены только аксессуары и украшения из полимеров. Всегда мечталось победить физику и создать одежду из воды, воздуха, стихий. Стремление это отражено в новой работе – кафф в форме воронки, повторяющей принцип тороидального вихря. Такие воронки встречаются в природе: кольца из дыма, облаков, водовороты, грибы и медузы.

Технологии предоставляют возможность для экспериментов с новыми материалами и формами.

Современная мода использует природные материалы. Испанская дизайнер Паула Уларги Эскалона создала одежду и обувь с травяным покрытием для бренда Loewe два года назад. Голландка Ирис ван Харпен разрабатывает ткани в биологической лаборатории для своих платьев. Но эти технологии дорогие. 3D-принтер позволяет распечатать предметы любой формы. Полимерная форма служит макетом, а отливка может быть выполнена из драгоценных металлов или минералов, например, для коллекции украшений. Аксессуары из текучей воды пока существуют только в фантазии, но учитывая реализацию многих идей, считавшихся фантастическими раньше, такая возможность не исключена.

Будет ли 3D-моделирование вытеснять традиционные чертежи для пошива одежды?

Я не верю, что компьютерные программы могут полностью заменить людей в моде. Конечно, существуют программы для создания лекал и 3D-одежды. Но ручной труд всегда был главным приоритетом в мире моды. В модных домах главными будут всегда люди, работающие руками. Компьютер никогда их не заменит.

— В таком случае какой смысл в цифровом моде? Вы говорили о преодолении физических ограничений. Но ведь это всё-таки искусство и философия, а с практической точки зрения как быть?

Для меня смысл только в творчестве. Мне всегда нравилось создавать одежду, а здесь нет границ, и всё, что пришло в голову, можно воплотить: и что-то смелое распечатать. На экране я могу создать одежду, которая движется вокруг человека и перестает быть статичной. И посмотреть, как это могло бы выглядеть в реальности.

В 2021 году вы стали обладателем Гран-при конкурса Digital Fashion Challenge Awards в Монако. Какую работу представили на этом конкурсе?

Это был совместный показ с моими однокурсниками по курсам 3D-моделирования. Нам стало известно о проведении такого конкурса, и мы решили создать коллекцию. Каждый создал то, что хотел, без общей идеи, но результатом остались довольны, как и жюри.

Могут ли 3D-голограммы заменить знаменитых моделей? В 2006 году Александр Маккуин во время финального показа представил на подиуме голограмму Кейт Мосс, которая была практически неотличима от живой модели.

Он многого предвосхитил, например, использовал роботов для окрашивания платьев на моделях в режиме реального времени. Я приветствую подобные эксперименты.

Вы считаете, что модели с параметрами генерируемыми нейросеткой могут заместить настоящих фотомоделей?

В модельном бизнесе давно идеальная внешность уже не главный критерий. На показах все модели привлекательны, со своими особенностями. Необычные лица и фигуры невозможно создать с помощью нейросети, как и digital одежда не заменит настоящую, а видео встречи — живое общение. Наше сегодняшнее встреча — большая ценность.

Некоторые фирмы экспериментировали с цифровыми коллекциями, но интерес пошел на спад.

В Roblox, платформе популярной среди молодёжи, где пользователи создают аватары и метавселенные, работает маркетплейс с 3D-одеждой для аватаров, который пользуется спросом.

В будущем у нас появится цифровой двойник, существующий в виртуальном пространстве. Это не должно вызывать страха.
Этот второй образ можно сделать любым желаемым. В жизни я предпочитаю обычные волосы, но мой аватар с зелеными волосами может носить все – самые смелые образы. Для творчества это открывает широкие возможности. Не стоит бояться нового, а нужно интересоваться им и применять для блага себя и мира. При этом не забывать об информационной безопасности.

– Чем может быть полезна модным дизайнерам и производствам трёхмерная технология? В ЦУМе на четвёртом этаже действует цифровая примерочная, с её помощью можно увидеть, как сидит на человеке платье, не снимая одежды.

Чтобы понять, подходит ли вещь вам, насколько в ней комфортно, ее лучше примерить на себя. Но такие технологии позволяют увидеть сочетание с вашим гардеробом. Эти приемы можно использовать в маркетинге, чтобы вовлечь человека – не просто показывать фотографии, но и позволить примерить украшения, очки. Метавселенные – интересные темы. Я проходила курс по их созданию и придумала виртуальный мир для одного российского fashion-бренда. Это была игра, где, чтобы получить доступ к коллекциям, нужно было собрать картину Михаила Врубеля.

Что послужило причиной того, что метавселенные до сих пор не вошли в нашу повседневную жизнь?

Считаю, произойдет это тогда, когда люди к этому готовы. Думаю, в будущем настоящая и виртуальная жизнь сольются.

В стирании границ — больше опасности или возможностей?

– Примерно поровну. Главная опасность актуальна и сейчас: человек не способен побыть одному. Чаты постоянно присутствуют в нашей жизни. Прибавьте к этому очки дополненной реальности – перегрузочка информацией неизбежна. Поэтому нужно научиться контролировать время, проведенное онлайн.

Когда появятся новые технологии, важно использовать их во благо.

– Например?

Будет интересно гулять по городу в «умных» очках: смотришь на здание – получаешь информацию. В образовании это может быть полезная технология интерактивного обучения. В жизни – представьте: готовите в таких очках и получаете рецепт с инструкцией, сколько чего добавить и т.д. Во время готовки перед глазами сразу рецепт. Примений для таких очков множество, но если люди не научатся себя контролировать, будет сложно.

Вы полагаете, исчезнет различие между настоящим и виртуальным мирами? В таком случае как будет возможно различать правду от фантазии?

– Если вообще произойдет, то совсем не скоро… В восьмидесятых полагали, что к двадцать первому веку мы будем передвигаться на летающих автомобилях. Пока этого не случилось. У меня есть подозрение, что человечество может отказаться от вездесущих цифровых технологий и вновь ценить осязание, живое тепло, близость. Возможно, в плане технологий мир откатится назад. Нельзя предсказать будущее, оно очень изменчив. Но даже если так случится, будет интересно наблюдать.

Нейросети сейчас пишут песни и рисуют картины, но не всегда возможно отличить их творения от работ человека.

Мой муж – композитор, послушал то, что делает нейросеть, и сказал: «Круто, но если это простая музыка». Но как только появляется заказчик и исполнитель, нейросеть бессильна, потому что только человек сможет понять другого человека. Нейросеть не может выдать что-то инновационное, учится на том, что сделано человеком, только комбинирует знания. И все еще бессильна передать эмоции, то, что мы называем «вдохнуть в свою работу жизнь, наделить ее душой».

Что вы хотите сделать с помощью современных технологий?

Создать устройство, позволяющее избавиться от жесткости материалов: ты двигаешься, платье плавно текущее вокруг тебя как вода, или браслет не твердый, а текучий, скользящий по руке. Более реалистичным проектом станет создание 3D-украшений: сначала печать на принтере, затем обработка в металле.